Конспект занятия по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Василькина Екатерина Геннадьевна

Задачи:

  • познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения;
  • учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту.
  • учить детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
  • развивать диалогическую форму речи.
  • расширять и активизировать словарный запас.
  • воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.

Материалы: игрушка Лиса, выставка книг сказок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28_11.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи.

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Задачи: 

  • познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения;
  • учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту.
  • учить детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
  • развивать диалогическую форму речи.
  • расширять и активизировать словарный запас.
  • воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.

Материалы: игрушка Лиса, выставка книг сказок.

Ход занятия:

  1. Введение в образовательную ситуацию

В: Сегодня мы с вами  пойдем в гости к сказкам. Ребята, посмотрите внимательно на эти книги и скажите, о чем мы будем сегодня говорить? Правильно, о русских народных сказках. Кто сочинил эти сказки?  народ, простые люди) А сейчас я загадаю вам загадки.

Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

Что за домик на опушке

Дал приют Ежу, Лягушке,

Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху,

Из трубы идёт дымок.

Этот домик — ...

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел?

В: А  сейчас мы с  вами поиграем в игру « Угадай» я буду  читать  отрывки из произведений, а вы по первым словам  должны определить, что это сказка, стихотворение или рассказ.

Дети угадывают, при необходимости воспитатель помогает, объясняет, чем отличаются между собой жанры произведений.

- Жили - были дед и баба, И была у них курочка Ряба.

- Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик.

- Наступила зима. Выпал первый снег.

  1. Чтение сказки.

В: Сегодня я познакомлю вас с  русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк». Вы услышите несколько незнакомых слов.

Воз - повозка, сани.

Погоревал - испытал чувство горечи.

Прорубь - отверстие, прорубленное во льду реки, озера.

Плутовка - тот, кто хитрит, обманывает.

Коромысло - деревянная палка для носки ведер на плече.

Стянуть - украсть.

Плетусь - медленно иду.

Битый - тот, которого побили.

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

–Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не шелохнётся, лежит себе, как мёртвая.

– Будет подарок жене, – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама спрыгнула.

– Ну, старуха, – говорит дед, – посмотри, что я тебе привёз! Полный воз рыбы и воротник на шубу!

– Где?

– Там, на возу – и рыба и воротник.

Подошла баба к возу, искала-искала, ничего там не нашла и давай ругать мужа:

– Где воротник?? Где рыба?! Ах ты!.. Такой-сякой!!

Тут дед смекнул, что лисичка - то была не мёртвая, погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк:

– Здравствуй, лисонька!

– Здравствуй, волчок!

– Дай мне рыбки!

– Налови сам, да и ешь.

– А я не умею.

– Эка, ведь я же наловила. Ты, волчок, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было.

"Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!" – думает он.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

– Волк, волк! Бейте его! Бейте его! Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало.

Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

"Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, лисонька!" А лисичка-сестричка, покушав рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где баба пекла блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу:

– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

– Эх, волчок, – говорит лисичка-сестричка, – тебя-то до крови, а у меня и мозги наружу. Меня больней твоего побили, я насилу плетусь.

– И то правда, – говорит волк, – где тебе, лисонька, уж идти. Садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

– Битый небитого везет, битый небитого везёт.

– Что ты, лисонька, говоришь?

– Я, волчок, говорю: битый битого везёт.

– Так, лисонька, так!..

Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком смеется-посмеивается.

  1. Физминутка «Мороз»

Ребята в какое время года происходит действие в сказке? Как вы это поняли? По каким словам?  А вы боитесь морозов? Тогда давайте с вами поиграем.

Я мороза не боюсь, - Шагаем на месте

С ним я крепко подружусь. - Хлопаем в ладоши

Подойдет ко мне мороз, - Присели

Тронет руку, тронет нос - Показали руку, нос

Значит, надо не зевать, - Хлопаем в ладоши

Прыгать, бегать и играть. - Прыжки на месте

  1. Беседа по содержанию сказки:

Понравилась ли вам сказка?

Кто запомнил, как она называется? («Лисичка - сестричка и серый волк»)

Кто главные герои сказки?

Какая по характеру лиса в сказке? (хитрая, жадная, плутовка, обманщица)

Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)

Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?

Почему лиса обманула волка?

После того, как волк убежал от людей, какой он тогда был? (Злой, сердитый).

Лиса ему навстречу шла какая? (грустная, обиженная).

А потом какая она ехала на волке? (Довольная, веселая, что перехитрила волка).

Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других и относиться к ним по - доброму, тем более лиса и волк были приятелями).

  1. Итог заняитя, рефлексия, оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с применением ЭОР на тему: Чтение русской народной сказки: «Лисичка- сестричка и серый волк»

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк».Задачи занятия:       Образовательные:формировать знания о сказках; учить оценивать персонажей ...

Занятие по развитию речи . Чтение детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк".

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк»(обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, вызвать желание драматизировать отрывок из произведен...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Конспект по образовательной деятельности для детей среднего возраста по развитию речи. Чтение детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"

Конспект по образовательной деятельности для детей среднего возраста по развитию речи. Чтение детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"...

Организованная образовательная деятельность Образовательная область «Речевое развитие» Тема : Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» средняя группа

Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев,Образовательные задачи: - драматизировать отрывок из произведения, учить...

Конспект НОД по развитию речи "Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и Серый волк"

Конспект НОД по развитию речи "Чтение русской народной сказки"Лисичка-сестричка и Серый волк"Воспитатель:Мохова Г.В.Проведено: 2022г....