Особенности развития общения девочек и мальчиков 5-6 лет
статья по развитию речи (старшая группа)

Андреева Светлана Александровна
Психологические проблемы детей со сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obshchenie.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ

ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 5-6 ЛЕТ

В последние десятилетия психологические проблемы общения детей со сверстниками привлекают пристальное внимание исследователей.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами таких ученых как: Б.С. Волков, Л.Н. Галигузова, Е.П. Ильин, О.Н. Истратова, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

М.И. Лисина дает следующее определение общению  это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью ребенка. Общение со сверстниками, между девочками и мальчиками,  играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.

В данном исследовании, в качестве рабочей гипотезы, было выдвинуто следующее научное предположение: мы полагаем, что у детей 5-6 лет предпочтение в общении со сверстниками своего пола у девочек в выражено сильнее, чем у мальчиков, кроме того, у них ярче выражена избирательность общения, и их игровые объединения более устойчивы, чем у мальчиков.

Для подтверждения поставленной гипотезы были применены следующие методики:

1) «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова);

2) «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов).

Исследование проходило на базе МБДОУ «Чуваштимяшский детский сад «КОЛОСОК» Ибресинского района Чувашской Республики. В нем приняли участие дети старшей группы «Колокольчик» детского сада: 25 испытуемых, из них 12 девочек и 13 мальчиков 5-6 лет.

В целом в группе детей 5-6 лет можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста друг с другом: наиболее характерным уровнем развития общения является средний, к нему отнесено 64% (16) детей, из них 7 девочек (58,4 %) и 9 мальчиков (69,2 %); значительно меньшее число испытуемых представлено на высоком уровне  24% (6) дошкольников, в том числе 4 девочки (33,3 %) и 2 мальчика, что составляет 15,4% от общего количества мальчиков; на низком уровне  12% (3) ребят (1 девочка (8,3%) и 2 мальчика (15,4%)). Таким образом, уровень общения, характерный для девочек, несколько более высокий по сравнению со значениями, полученными в группе мальчиков.

Исходя из полученных результатов диагностического исследования можно сделать вывод, что девочкам и мальчикам старшего дошкольного возраста присущи следующие особенности общения: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника, делать что-то вместе, отсутствие вежливости, щедрости. Особенности, которыми характеризовалось общение со сверстниками девочек и мальчиков, проявились в том, что у девочек ярче выражена избирательность общения, и их игровые объединения более устойчивы, чем у мальчиков, но у мальчиков общение несколько интенсивнее, чем у девочек, и их игровые объединения более крупные по численному составу. Предпочтение в общении со сверстниками своего пола у девочек в основном проявляется сильнее, чем у мальчиков.

Письменный опрос родителей (анкетирование) детей данной группы по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова стал последним организационным этапом в диагностике развития особенностей общения дошкольников со сверстниками. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов, о том, как их дети относятся к своим сверстникам, как развито общение между ними. Результаты анкетирования показали, что 68 % (17) детей (массовая доля девочек на данном уровне равна 52,9% и мальчиков 47,1%) находятся на высоком уровне общения с окружающими людьми. В целом, данный уровень присущ 75% (9) девочкам и 61,5% (8) мальчикам от их общего числа. Таким образом, показатели девочек несколько превосходят  таковые у мальчиков. Им более свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность. На среднем уровне находятся 32% (8) детей (соотношение девочек и мальчиков на данном уровне равно 37,5% (3) девочек и 62,5% (5) мальчиков). Данные, полученные в результате обработки анкет, подтвердили достоверность выявленных особенностей развития общения со сверстниками у обследуемых детей.

Таким образом, первоначально выдвинутая гипотеза, получила свое подтверждение.

Полученные результаты исследования указывают на необходимость развития данной сферы жизнедеятельности ребенка в аспекте гендерного взаимодействия. Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты дошкольников, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой. Использовать механизм подражания в поведении дошкольника, яркость его чувств и живость его образов воображения (особая роль отводится при этом слушанию художественных произведений, где привлекательные для ребенка герои – эталоны проявления мужественности или женственности, а их поступки вызывают желание у мальчиков и девочек быть на них похожим). Целесообразно также устраивать для девочек и мальчиков совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение действовать совместно, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с другими окружающими их людьми. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"

Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"...

Воспитание с учетом гендерных особенностей. Игры для девочек и мальчиков.

Образовательная область "Социализация". Воспитание с учетом гендерных  особенностей....

Консультация для воспитателей по теме «Особенности развития общения дошкольного возраста»

Общение это прежде всего умение устанавливать контакт людей между собой, вступать в разговор. Умение общаться это очень сложный процесс, который закладывается с детства. В настоящее время дети в основ...

Статья на тему: «Особенности развития общения со взрослыми у детей с задержкой психического развития»

1.Введение.Человек общается на протяжении всей жизни. Благодаря общению маленький человек познает мир, развивает, выстраивает свой жизненный путь. Общение позволяет ему набираться опыта, получать инфо...

Образовательная ситуация по познанию социального и предметного мира. ОБП. Тема: «Азбука общения девочек и мальчиков»

Формировать стремление утвердиться в половой принадлежности, и адекватной полу модели поведения,  представление о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек. Совершенствовать ...

Особенности развития коммуникативных способностей у мальчиков и девочек

Общеизвестно, что в возрасте 2–3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устой...

Методические рекомендации «Особенности развития общения со взрослыми у детей семи лет с задержкой психического развития».

Для детей с задержкой психического развития общение со взрослым является одним из важнейших факторов, необходимых для достижения соответствующего возрасту уровня развития. Общение для детей с ЗПР еще ...