Программа кружковой работы "Звукварик"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Ушанова Светлана Александровна

Программа кружковой работы "Звукварик" для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звукварик53.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  № 1 «ТЕРЕМОК»

142280, Московская область, г. Протвино, ул. Южная, дом 5

тел.: (4967) 31-62-38, (4967)31-62-54, (4967)31-62-55;

эл. адрес: madou1teremok@yandex.ru   сайт: http://prosadteremok.ru

Программа кружковой работы

«Звукварик»

Возраст обучающихся 2-3 года

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Ушанова Светлана Александровна

Воспитатель первой категории

г. Протвино 2020-2021

Актуальность. Второй год жизни – ответственный период так же и в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его со взрослыми.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста. Для формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать речь взрослого (обязательно слышать и прислушиваться к произносимым словам) и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.

Для своевременного развития активной речи детей воспитатель должен побуждать каждого ребенка как можно чаще обращаться к окружающим его взрослым, стараясь при этом, чтобы он пользовался усвоенными ранее словами и овладевал произношение новых.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Воспитание звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.

Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп.

Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.

Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.

Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить, как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.

Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

Картинки – ассоциации, используемые по методике Натальи Пятибратовой, как нельзя лучше подходят для игр с малышами: весело, просто, всегда достигается результат. Детки 2-3 лет в состоянии помнить, т.е. называть и показывать звуки и соответствующие им движения. Это связано с высокой подражательной активностью малыша.  

Цель программы – развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста.

Открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

Задачи программы:

Образовательные

  • Развитие понимания речи
  • Расширение активного и пассивного словаря
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • Развитие фонематической системы речи.
  • Формирование диалогической речи и речевого общения

Развивающие

  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Развитие речевого дыхания
  • Развитие зрительного слухового и тактильного восприятия;
  • Развитие памяти и мышления

Воспитательная

  • Воспитывать у детей навык совместной работы

Предполагаемый результат:

  • желание вступать в контакт;
  • умение организовать общение;
  • знание норм и правил при общении.

Формы организации деятельности:

- подгрупповая;

- групповая;

- индивидуальная.

Время проведения кружка:

Кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю по 10 – 15 минут, во второй половине дня. Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный - в сентябре, итоговый - в мае).

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Сентябрь-май

По календарю

15.20-15.30

Индивидуальная, подгрупповая, групповая

40-60 мин в месяц

Согласно плану

группа

Анализ детской активности, эмоционального настроя во время игры. Мониторинг.

Перспективное планирование кружковой деятельности

Месяц

Тема

Сентябрь

Адаптация детей к детскому саду.

Диагностика на начало года.

1 – 4 недели: Игры для налаживания контакта с детьми

Игра «Волшебный платочек»

Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае дети могут наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугаются внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на ковре.

Накиньте платок себе на голову со словами:

– Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найдите меня!

Ребята с удовольствием стянут платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышам – накиньте платок на их головы.

– Где же мои ребята? Ау!

После этих слов стяните платок с малышей, приобнимите, порадуйтесь вместе с ними встрече. Игру можно повторять многократно.

Игра «Хлопаем в ладоши!»

Воспитатель хлопает в ладоши со словами:

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышам похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давайте похлопаем в ладоши вместе.

Если некоторые малыши не повторяют действия педагога, а только смотрят, можно попробовать взять их ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Игра «Напоим котенка молочком»

Где котятки, отзовитесь?

Маме-кошке покажитесь!

Прибежали малыши,

Так пушисты, хороши!

Ну-ка, милые котятки,

Покажите ваши лапки,

Как ступают славно,

Тихо, очень плавно.

Я люблю своих котяток,

Я люблю своих ребяток,

Всех накормит мама,

Скажите только: «Мяу»

Котенок наелся молока, стал довольным и веселым! 

Игра «Что звучало?»

 Различные предметы, издающие звуки: свисток, колокольчик, барабан, погремушка и т.д.

Поиграйте с детьми со свистком и колокольчиком (важно, чтобы игрушки резко отличались по звучанию). Назовите каждый предмет и продемонстрируйте, какой звук он издает: «Это колокольчик, и он звучит вот так. А это свисток, он свистит вот так». Предложите малышам самим позвенеть колокольчиком и посвистеть в свиток. Затем встаньте за спины ребят и подуйте в свисток. Спросите: «Что сейчас звучало?» При этом все инструменты должны лежать перед ребятами в ряд. Попросите ребят по очереди ответить на это-Он должен выбрать тот, который только что звучал. Начните с пары предметов, издающих разные звуки. Если ребенок легко справляется с заданием, дайте ему выбрать один из трех предметов или предложите две игрушки со схожим звучанием. Подумайте, что вы можете взять для игры в следующий раз. Звук издает и фен, и будильник, и ложка в чашке, когда размешиваем сахар в чае, и вода, когда течет из одной емкости в другую, и газет, когда ее рвут.

Октябрь

1 неделя: Показ картинки «Самолёт» – руки в стороны, покачиваемся из стороны в сторону, показываем «полёт» со звуком «У-У-У».

Подвижная игра «Самолёт»

Взрослый предлагает поиграть в самолётики. Разводит руки в стороны (дети повторяют), «летает» по комнате, читает стихотворения:

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме!

Самолёт, самолёт,

Подготовили в полёт,

Полетит он над полями,

Полетит он над лесами.

     Затем самолёты «идут на посадку», то есть играющие садятся на корточки. После этого детям показывается картинка с самолётом и предлагается полетать, как самолёты, самостоятельно.

2 неделя: Показ картинки «Птенец» - руки согнуты в локте, поднять на уровень губ. Рот широко открываем, говорим - «А». Одновременно с произнесением звука открываем пальцы руки, сложенные в щепотку.

Игра «Птенчики»

   Взрослый показывает картинку с птенчиком, рассказывает стихотворение, одновременно показывая жесты: Для звука «А» - пальцы в щепотке, раскрываются при звуке «А»; при слове «прилетела» - машет руками, при слове «червячка» - шевелит указательными пальцами рук. Дети повторяют.

Птенчик маму потерял,

Птенчик маму звал и звал,

Ротик шире открывал,

Громко звуки «А» кричал: А, А, А!

Мама кроху услыхала,

Прилетела и сказала:

«Ну-ка, ротик открывай,

Червячка быстрей глотай!»

3 неделя: Показ картинки «Эхо» - подносим раскрытые ладони ко рту, как будто хотим позвать кого-то, говорим - «Э». 

Упражнение «Тихо – громко»

Цель: Развивать умение менять силу голоса.

Путешествие в книжный домик (Поэзия А. Барто)

Продолжать знакомить детей с литературным жанром – поэзия, помочь эмоционально воспринимать лирический текст. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.

Побуждать детей вместе с воспитателем проговаривать знакомые стихотворения.

4 неделя: Рассматриваем картинку с изображением штангиста.
 «Штангист» - имитируем подъём штанги, с усилием говорим - «Ы-Ы-Ы».     

Игра «Сражение» 

Игроки бросаются легкими предметами (шарики из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.

Ноябрь

1 неделя: Показ картинки «Портрет мужчины» - это папа. Подносим тыльную сторону ладони к губам, кратко говорим - «П-П-П». При этом кожей ощущаем струю вдыхаемого воздуха. Помните, что звук «П» - глухой, поэтому произносим без участия голоса. Говорим: «папа – П-П-П-папа».

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

- Попросите ребят надуть обе щеки:

«Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
- Затем, аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!

Затем надуваем обе щеки…и сдуваем щёки-кулачками стучим по щекам и произносим звук [П].

2 неделя: Показ картинки «Портрет женщины» - это мама. Показываем движение ладонью, будто гладим маму по голове, говорим кратко: «М-М-М- мама-М-М-М». 

Игра «Во дворе»

Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки (игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова).

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто – там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-му!

Молока кому?       (А. Барто)

Прочитав стихотворение, воспитатель задает детям вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

3 неделя: Показ картинки заболевшего мальчика, «Кашель» - это имитация кашля. Прикрываем ладошкой рот и кратно и резко говорим без голоса «К-К-К».

Игра «Курочка и цыплята»

Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!      (Т. Волгина)

Важно добиваться, чтобы дети проговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко». 

4 неделя: Показ картинки «Барабан» - изображаем игру на барабане: руки согнуты в локтях, в руках «держим» палочки, бьём по воображаемому барабану, говорим: «БАМ-БАМ-БАМ!»

Игра «Что звучало?»

      Взрослый показывает детям несколько звучащих игрушек: барабан, металлофон, погремушку и колокольчик. Предлагает послушать, как звучат эти игрушки, попробовать поиграть на них самим. Обращается внимание детей на то, что звуки игрушек разные. Затем игрушки прячутся за ширму, а дети угадывают, на чём поиграл взрослый. Когда кто-то из детей угадывает, что звучало, ширма отодвигается, игрушка показывается. После этого взрослый показывает жест, имитирующий игру на барабане, просит детей его повторить. Теперь, если за ширмой зазвучит стук барабана, дети должны показать этот жест и озвучить его: «бам-бам-бам». Взрослый показывает картинку с барабаном. В случае, если дети легко отгадывают звучание вышеперечисленных игрушек, задание можно усложнить, то есть подобрать звучание менее контрастные. Например, барабан, стук карандаша по чашке, звук трещотки, маракаса «ёмкость с крупой, которая шуршит при встряхивании).

Декабрь

1 неделя: Показ картинки «Рука с яблоком» - имитируем жест человека, протягивающего что-то на ладони другому человеку, говорим - «НА!». Игра «Лошадка»

    Взрослый показывает игрушку-лошадку и картинку с рукой, протягивающей яблоко. Читает стишок:

- Но, лошадка!

Но, вперёд!

Но лошадка не идёт:

Я б пошла, конечно, но

Не обедала давно.

Дайте хлеба и зерна!

- Что же ты молчала?

На!

2 неделя: Показ картинки «Девочка, указывающая на себя» - показываем указательным пальцем себе в грудь, говорим кратко «Я-Я-Я». 

Игра «Идёмте с нами играть»

Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

На расстоянии 2 – 3 метров от ребят воспитатель расставляет игрушки (игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери), и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

3 неделя: Показ картинки «Автомат» - показываем, как держат автомат двумя руками и «стреляем», быстро произнося звук «Д-Д-Д» (губы растянуты в улыбке)

Игра «Солдаты»

   Взрослый показывает картинку с изображением автомата и предлагает ребятам показать, как стреляют из этого оружия. Затем читает стихотворение, во время которого малыши дружно маршируют, как солдаты, а в конце последней строчки имитируют стрельбу, отрывисто и многократно произнося звук «д».

На войну идёт солдат,

Бой – это не шуточки.

Держит крепко автомат,

Пусть пока игрушечный.

Между стульев проползёт,

Никуда враг не пройдёт!

Надо маму защищать!

И по кубикам стрелять: д-д-д-д-д!

 

4 неделя: Показ картинки «Ёлка» затем - двумя руками как бы обводим контур ёлочки сверху вниз (из центра, где макушка, в стороны, обозначая ветки). Одновременно говорим кратко «Ё-Ё-Ё».

Пальчиковая игра «Ёлочка»

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

Январь

2 неделя: Показ картинки с изображением игрушки «Юла» - резкое толкательное движение кулаком сверху-вниз. Одновременно с раскручиванием юлы говорим кратко «Ю-Ю-Ю». 

 Пальчиковая игра «Юла»

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

Подвижная игра «Маленькие – большие»

Скажите ребятам: «Вот какие мы большие», и поднимите руки вверх. «А теперь маленькие», - присядьте на корточки.

Повторите упражнение несколько раз: «Большие, маленькие, большие, маленькие», постепенно можно увеличивать темп.

  1. 3 неделя: Показ картинки «Пальчик около губ» - рисуем пальчиком буковку О. обводим пальцем округлые губы, говорим - «О-О-О».
  2. Игра «Кубики»

Кто же к нам идет? Что же нам несет?

Кукла с кубиком идет, жёлтый кубик нам несет (в руках кубик, движения из сторон в сторону или вверх - вниз)

Уронила кубик… - «ой!». Принеси, теперь другой (роняем кубик).

Кукла с кубиком идет, красный кубик нам несет (в руках кубик, движения из сторон в сторону или вверх - вниз)

Уронила кубик, - «ой!». Принеси, теперь другой (роняем кубик).

Кукла с кубиком идет, синий кубик нам несет (в руках кубик, движения из сторон в сторону или вверх - вниз)

Уронила кубик, - «ой!». Принеси, теперь другой (роняем кубик).

Кубики можно ронять-отдавать детям и спрашивать цвет кубика.

4 неделя: Показ картинки «Улыбка» - улыбаемся, произносим длительно «И-И-И». Обе ладони тыльной стороной наружу двигаются от середины губ к краям, как бы растягивая рот. 

Игра «Лошадка»

Обучение отчетливому произношению звука «и».

Воспитатель показывает детям игрушку-лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит детей повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает детям поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка -«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».

Февраль

1 неделя: Показ картинки «Гусь» - руки на поясе, топчемся на месте, показывая, как гуси ходят вперевалку, говорим - «ГА-ГА».

Игра «Гуси»

Взрослый показывает картинку с гусем и предлагает ребятам вспомнить и показать, как ходят гуси (вперевалку). Затем читает стихотворение:

Старый дедушка Евсей

На лугу пасёт гусей.

Ходят гуси «га-га-га»,

Вперевалку на луга.

2 неделя: Показ картинки «Ёжик» - сплетаем пальцы рук в «замок», пальцы растопыриваем, как «иголки», произносим короткое многократное «Ф-Ф-Ф».

Пальчиковая игра «Ёжик»

Детям показывается картинка-ассоциация с ёжиком предлагается поиграть в новую игру. Взрослый показывает движения, читает стихотворение, а дети повторяют.

Ёжик, ёжик колкий             пальцы сплести в замок, покачать стороны

 Где твои иголки?

Вот они, вот они, вот они!               растопырить пальцы, но руки не    

                                                                                                    расцеплять

Ёжик, ёжик колкий,                  покачивать в таком положении в такт Убери иголки!                                                                             Стиха

Оп!                                            резко опустить пальцы, сделав «замок»

После этого взрослый рассказывает, как фыркают ёжики, озвучивает («Ф-Ф-Ф»).

   

3 неделя: Показ картинки «Жук» - быстрые движения согнутых в локтях перед собой рук (ладони в кулак). Движения кулаков друг вокруг друга с одновременным произнесением «Ж-Ж-Ж!».

Игра с мячиком «Жук»

К своему дружку ужу,

Летел жук на лугу,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,                        Дети стучат мячиком по столу.

К своему дружку ужу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа,                            Стучат мячиком по столу.

День рожденье у ужа.

Уж позвал к себе на ужин

Жабу, ежика, жука.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи,                          Стучат мячиком по столу.

Жучок весело летит

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,                           Стучат мячиком по столу.

Пирожок несу ужу.

Пирожок с черникой,

И свежей ежевикой.

4 неделя: Показ картинки «Стрекоза» - руки в стороны, мелкие движения прямыми руками вверх-вниз с произнесением длительного звука «З-З-З».

Игра «Жуки и стрекозы»

Взрослый делит детей на 2 команды, одна из которых «жуки» (дети пробуют «пожжужать»), а другая – «стрекозы» (пробуют позвенеть – «З-З-З»). Движения жуков и стрекоз несколько раз повторяются. В разных углах комнаты кладутся 2 большие картинки-ассоциации с жуком и стрекозой. По сигналу взрослого дети разбегаются – «летают» с правильным звуком и жестом. По другому условному сигналу (например, удар в бубен) должны, быстро прибежать к своей картинке: жуки - к картинке-жуку, а стрекозы – к картинке-стрекозе.

Март

1 неделя: Показ картинки «Молоток» -имитируем рукой движение молотка, забивающего гвозди, быстро произносим «Т-Т-Т», без голоса.

Игра «Молоток»

Дети и взрослый стоят в кругу и показывают одной рукой движение молотка, забивающего гвозди. Взрослый читает стихотворение:

Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял,

Колотил он с толком –

Получилась полка.

Туки-ток, туки-ток,

Застучал наш молоток.

Громко он стучал, стучал,

Забил гвоздь и замолчал.

Взрослый показывает картинку с изображением молотка, стихотворение и движение повторяются ещё раз.

2 неделя: Показ картинки «Кочка» - волнообразное движение ладонью, обозначающее контур кочки. Одновременно говорим кратко «Й-Й-Й».

Игра «Кочки»

Разложить большие картинки на полу длинной «дорожкой» - от двери до миски с фасолью, где закопаны разные мелкие предметы. Дети по очереди допрыгивают до миски с сюрпризом. По пути смотрят на картинки – показывают жест, озвучивают картинку и к прыгают к следующей. Если ребёнок ошибся - помочь вспомнить.

3 неделя: Показ картинки «Тишина» (мальчик с указательным пальцем около рта) – подносим указательный палец ко рту, говорим - «Ч-Ч-Ч!».

Игра в тишину

Дети и взрослый садятся на ковёр круг. Взрослый предлагает детям послушать тишину, показывает картинку «Тишина». Поясняет, что для того, чтобы услышать тишину, нужно приложить пальчик к ротику и ничего не говорить одну минуту. Можно объяснить так: «Представьте, что ваша мама очень устала, захотела спать и легла. Чтобы её не разбудить, нельзя шуметь». Читаем стихотворение:

Мама спит, она устала,

Ну и я играть не стала.

Петь и танцевать хочу,

    Но мама спит, и я молчу.

Дети прикладывают пальчики к губам и тихо сидят 20-30 сек. Затем каждый из них рассказывает, что услышал (стук дождя за окном, звуки музыки, шорох и т.п). Для особого интереса в центр круга ставятся тридцатисекундные часы (увы, малыши с трудом выдержат и 30 секунд «ничегонеделания».

4 неделя: Показ картинки «Сдувшийся мяч» - разведём руки немного в стороны, будто держим небольшой мяч. Теперь представим, что мяч прокололи гвоздиком, и он начал сдуваться: медленно сводим руки вместе, и длительно тянем «С-С-С».

Игра «Сдувшийся мяч»

Дети и взрослый стоят в кругу. Взрослый показывает настоящий мяч, дети ощупывают его. Детям предлагается показать, какой мяч большой, развести руки в стороны. Затем взрослый рассказывает, как катился мяч по дорожке и вдруг наткнулся на гвоздь.

«Что случится с нашим мячиком? Он сдуется. Давайте покажем, как мячик будет сдуваться». Взрослый медленно сводит руки, одновременно произнося длительный звук «с-с-с» (губы растянуты в улыбке). Дети повторяют. Взрослый показывает картинку «Сдувшийся мяч», дети ещё раз показывают движение и звук сдувшегося мячика.

Апрель

1неделя: Показ картинки «Кошка, хватающая мышку» - показываем одной ладонью резкое хватательное движение, направленное вперёд и говорим: «ЦАП!».

Игра «Котёнок и мышка»

Дети встают в круг, держаться за руки. Взрослый предлагает выбрать водящего – котёнка Пушка. Водящему на шею вешается картинка – ассоциация «Кошка, хватающая мышку» (картинка на шнурочке). Ребёнок ходит внутри круга, а остальные дети вместе со взрослым идут по кругу, держась за руки, и читают стихотворение:

Что ты так, Пушок, шипишь?

Не большой ты, а малыш.

Погляди – ка, даже мышь

Поняла, что ты глупыш.

На слове «глупыш» водящий должен успеть проскочить в «норку мышки» - расстояние между соединёнными руками детей. Задача детей – не пустить котёнка в норку, вовремя присев на корточки. Затем выбирается другой водящий, ему выдаётся картинка с «сердитым котёнком», игра повторяется. Пока остальные дети читают стихотворение, водящий ходит внутри круга, показывая, как сердится Пушок: согнутые в ладонях руки держит на уровне лица, пальцы, как коготки, «шипит».

2 неделя: Показ картинки «Щекотка» - щекочем сами себя под мышками (крест-накрест), говорим «ой, Щ-Щ-Щекотно!»

Игры щекоталочки:

Шла купаться черепаха (ходим ручками по телу)

  • И дрожала вся от страха (бегаем пальчиками до легкой щекотки)
  • КУСЬКУСЬ-КУСЬ, КУСЬ-КУСЬ-КУСЬ – (Щипаем)
  • Никого я не боюсь! Ничего я не боюсь! (Киваем головой нет-нет и продолжаем щипать и щекотать)
  • Маслице, вареньице,
  • сметанка, сахарок! (гладим по животику)
  • Щекоток, щекоток, щекоток!!! (Щекочем)

  • Здесь вода холодная, (гладим ладошку)
  • Здесь водица теплая, (гладим ручку до локтя)
  • Здесь водица горячая, (гладим от локтя до плеча)
  • А здесь – кипяток-щекоток, (ласково щекочим под мышками)
  • Кипяток-щекоток!
  • Шла коза рогатая
  • За малыми ребятами
  • Кто каши не ест,
  • молока не пьёт
  • Забодаю, забодаю, забодаю…
    (И щекочем не сильно ребят по очереди)

3 неделя: Показ картинки «Приседающий мальчик» - руки на поясе, приседаем, говорим кратно «Е».

Игра «Стоп»
Вместе с детьми выполняем различные движения: хлопайте в ладоши, приплясывайте, ползайте, топайте ножками и т.д.

Как только вы говорите – «Стоп!» – всякие действия прекращаются. Учим детей замирать.

4 неделя: Показ картинки «Сердитая кошка» - сгибаем пальцы рук, словно коготки, руки на уровне лица. Кошка шипит: «Ш-Ш-Ш».

Игра «Злые – добрые кошки»

 По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек.

Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку),

добрые кошки ласкаются и мурчат.

Май

1 неделя: Показ картинки «Поющая девочка» - имитируем работу дирижёра двумя руками, то есть плавно разводим и сводим их вместе. Одновременно «поём»: «ЛА-ЛА-ЛА».

Игра «Хлоп-топ-ла-ла-ла!»

Дети и взрослый стоят в кругу. Взрослый читает стихотворение и показывает соответствующие картинки и движения, малыши выполняют вслед за ним:

Маша песенку запела           Показ картинки с поющей девочкой

Слов придумать не успела:

Ла, ла,ла, да- ла, ла, ла –

Вот такие в ней слова!

Маша хлопать как умеет?   Показ картинки с хлопающим мальчиком

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Маша топать как умеет?

Топ, топ, топ, топ!           Дети топают ногами

Маша хлопала, устала,

Ручкам отдохнуть сказала.

2 неделя: Показ картинки «Руль автомобиля» - показываем, как крутят руль и одновременно произносим «Р-Р-Р».

Игра «Шофёр»

Взрослый предлагает детям представить, будто каждый из них шофёр и ведёт машину. Дети имитируют вождение автомобиля, «крутят руль», двигаются по комнате. Взрослый читает стихотворение:

Качу, лечу во весь опор,

И шофёр я, и мотор.

Нажимаю на педаль –

И машина мчится вдаль!

Затем взрослый показывает детям картинку с автомобильным рулём и предлагает поиграть ещё раз.

3 неделя: Показ картинки «Губы и зубки» - в точности повторяем то, что нарисовано, то есть закусываем верхними зубами нижнюю губу, рот в улыбке и гудим «В-В-В» (желательно перед зеркалом).

Игра «Расческа»

Сказать детям, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами. Предложите ребенку «причесать» свои губки.

4 неделя: Показ картинки «Хлопаем в ладоши» - именно это и делаем, одновременно говоря «ХЛОП! ХЛОП!»

Игра «Слушай и показывай»

Сначала взрослый рассказывает историю с использованием (показом) некоторых картинок. Дети слушают и показывают необходимый жест, озвучивают картинку. Задача вслушиваться в текст и демонстрировать нужный звук и жест.

На пример: «Заботливая сестра».

Однажды Коля заболел и не пошёл в детский сад. Дома коле скучно сидеть, горло болит, хочется кашлять (показ картинки «мальчик с ладошкой у рта». Решил Коля почитать – быстро надоело. Поиграл в солдатиков, пострелял из игрушечного автомата (показ картинки «автомат»), постучал по барабану (показ картинки «барабан») – скучно. Даже игра в мячик Колю огорчила: упал мяч неудачно и сдулся (показ картинки «сдувшийся мяч»). Позвал тогда Коля свою старшую сестру из соседней комнаты и попросил побыть с ним. Сестрёнка пожалела Колю, достала из кармана сладости и протянула брату (показ картинки «На!»). Настроение у Коли поднялось, ему стало очень приятно. Он поблагодарил сестричку, и они вместе ещё долго играли в то, что нравится Коле – катали машинки (показ картинки «руль») и делали бумажные самолётики (показ картинки «самолёт»). Вдвоём веселее!

«Коля в деревне у бабушки»

Летом папа привозит Колю в деревню к бабушке. Едут они долго, на машине (показ картинки с автомобильным рулём). Коля старается вставать пораньше и помогать бабушке по хозяйству. То конуру для Шарика починит: прибьёт отвалившиеся доски молотком (показ картинки «молоток»), то гусей покормит (показ картинки «гусь»). Но после обеда Коля всегда отправляется на ближайший пруд – купаться с ребятами. На пруду летом хорошо! Летают стрекозы (показ картинки «стрекоза»), гудят огромные жуки (показ картинки «жук»), квакают лягушки. Накупается Коля вволю – и домой. Вечером в деревне и взрослые и дети любят ходить в гости, пить чай и петь красивые старинные песни (показ картинки «поющая девочка»). Когда Коля ложится спать, на деревню спускается ночная тишина (показ картинки «тишина») и Коля сладко засыпает.

Литература

  1. Комплект "Изучаю и запоминаю буквы" - первая часть методики обучения чтению Н.В. Пятибратовой. Издательство Робинс, 2012 г.
  2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ.:М.: ТЦ Сфера, 2012.—192с. (Модули программы ДОУ).
  3. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  4. Развивающие игры с малышами до трех лет / Составила Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.
  5. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.6.
  6. Развитие ребёнка по методике Е. Железновой.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...