Перспективный комплексно-тематический план в I младшей группе «Кроха» на 2019 – 2020 уч. год Образовательная область «Речевое развитие»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Максимова Тамара Витальевна

Перспективный комплексно - тематический план по речевому развитию детей 1 младшей группы (2 - 3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_razvitie_rechi.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный комплексно-тематический план в I младшей группе «Кроха» на 2019 – 2020 уч. год

Образовательная область «Речевое развитие»

Период

Тема

Программные задачи

Материал и оборудование

Методическое обеспечение

30.09 – 04. 10

Дидактические игры «Поручения», «Вверх – вниз»

1 Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя.

2 Поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их.

3 Помочь понять значение слов вверх – вниз, формировать умение отчетливо произносить их.

Игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, красная и синяя чашки, большой и маленький кубы.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

стр. 37

07.10 – 11.10

 «Кто нам поможет?»

1 Формировать представления о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему. 2 Формировать умение называть действия, изображенные на сюжетных картинках, отвечать на вопросы, называть предметы-помощники няни и их назначение.

3 Обогащать словарный запас.

4 Развивать общую моторику, внимание;

5 Воспитывать интерес к движениям под музыку.

Предметы, которыми пользуется помощник воспитателя (няня): фартук, косынка, тряпки, лейка, веник, кастрюля, половник; тряпки по количеству детей; сюжетные картинки с изображением действий, предметы, изображенные на картинках.

Аудиозапись песни «Вот как мы умеем» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель).

«Комплексные занятия» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

14.10 – 18.10

Повторение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи а»

1 Напомнить детям сказку «Репка», вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем.

2 Уточнить представления детей о том, какое животное что ест.

3 Активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть.

4 Формировать умение отчетливо произносить звук а, небольшие фразы

Фигурки из набора для настольного театра, посудка, кукла Айболит

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

стр. 38

21.10 – 25.10

Медвежья семья

 1 Познакомить с внешними признаками медведя.

2 Формировать умение рассказывать об увиденном на сюжетной картинке.

3Формировать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

4 Развивать внимание, память, речь.

5 Воспитывать интерес к картинкам, желание их рассматривать

Сюжетная картина «Медвежья семья», игрушечные маленький и большой мишка.

«Комплексные занятия» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

28.10 –

01.11

Игрушки и картинки

1 Продолжать знакомить детей с игрушками, узнавать их на картинке.

2 Развивать понимание речи взрослого, обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предмета, цвета и глаголами, обозначающими действиями.

3 Развивать усидчивость, устойчивое внимание.

4 Воспитывать нравственные чувства – любить и бережно относиться к игрушкам.

Игрушки – кукла, мишка; картинки с изображением куклы, мишки; мольберт

Затулина Г.Я. «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа» стр.5

05.11 –

08.11

Игра с матрешками. Упражнение на звукопроизношение «У Ляли болят зубы»

1 Формировать умение сравнивать предметы по величине (большой – маленький), используя в речи соответствующие прилагательные.

2 Формировать умение отчетливо произносить звук (о), округляя при этом губы.

Игрушки – 2 матрешки, кукла, 2 домика

Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» стр.63

11.11 –

15.11

Рассматривание сюжетных картинок «Дети играют»

1 Формировать умение рассматривать картинки с несложным сюжетом.

2 Пополнить словарь детей названиями предметов, действий, цвета, формы.

3 Формировать умение отвечать на вопросы достаточно громко.

4 Развивать целенаправленное внимание, усидчивость, умение выполнять действия по указанию воспитателя.

5 Воспитывать интерес к картинкам, желание их рассматривать.

Сюжетные картинки

Затулина Г.Я. «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа» стр.15

18.11 –

22.11

Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у). Чтение песенки «Разговоры»

1 Закрепить умение отчетливо произносить звук (а)

2 Формировать умение отчетливо произносить звук (у) изолированно и в звукосочетаниях.

3 Побуждать детей проговаривать звукоподражательные слова в песенке.

4 Развивать внимание, усидчивость.

Игрушки – доктор Айболит, паровозик, кукла

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

стр. 42

25.11 – 29.11

Рассматривание картины на тему «Осень»

1 Формировать умение выделять предметы на картине, называя их.

2 Ввести в словарь детей новые слова, активизировать речь детей.

3 Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию картины.

4 Развивать внимание, память, умение слушать и выполнять указания воспитателя.

5 Воспитывать интерес детей к картинам, желание их рассматривать.

Сюжетная картина

Затулина Г.Я. «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа» стр.26

02.12 – 06. 12

Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили».

Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата

1 Формировать умение детей следить за рассказом воспитателя, добавлять слова, заканчивать фразы.

2 Формировать умение отчетливо произносить звук (и).

3 Развивать внимание, усидчивость.

Предметные картинки с изображением птиц: снегири, вороны, воробьи.

Сюжетная картинка «Птицы на кормушке»

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

стр. 71

09.12 – 13. 12

Упражнение на звукопроизношение «Лошадка»; дидактическое упражнение «Поручения»

1Продолжать формировать умение отчетливо произносить звук (и).

2 Формировать умение дослушивать до конца задание, осмысливать его и выполнять соответствующие действия.

3 Формировать умение различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься).  

Игрушки – кубики, 2 куклы, матрешки, тазик, полотенце, грузовик, лошадка

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

стр. 40

16.12 – 20.12

Как зверята готовятся к празднику елки

1 Формировать умение внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов.

2 Формировать способность к диалогической речи.

3 Активизировать словарь по теме.

4 Воспитывать заботливое отношение к растениям (елке).

 макет елки из картона или пластмассы, игрушки или фигурки зверят (заяц, волк, медведь, лиса), шарики  (синие, красные), белые бусы; 2 елки для игры (большая и маленькая), 2 снеговика (большой и маленький) для размещения на фланелеграфе

«Комплексные занятия» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

23.12 – 27.12

Рассматривание игрушек

«Украсим елочку»

1 Познакомить детей с елочными игрушками, материалом , из которого они сделаны, какого они цвета, формы.

2 Ввести в словарь детей новые слова: елочные игрушки, круглый, стеклянный, гладкий, блестящий, картон, бумага.

3 Развивать внимание, умение отвечать на вопросы воспитателя.

4 Воспитывать эстетические чувства.                    

Елочные игрушки, елочка

Затулина Г.Я. «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа» стр.69

13.01 – 17.01

По дорожке в зимний лес

1Совершенствовать зрительное прослеживание по зигзагообразной линии, координацию движений пальцев.

2 Формировать умение называть глаголы единственного числа настоящего времени: «прыгает», «скачет».

3 Развивать мелкую моторику пальцев.

4 Воспитывать добрые чувства к окружающим.

Фланелеграф (магнитная доска); елочки, пенек, дорожка, зайчик — фигурки для фланелеграфа (магнитной доски), лист бумаги с волнистой линией, кукольная обувь, которая может держаться на детском пальчике.

Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе детского сада.  Занятие №13

20.01 – 24.01

Мебель в нашей группе.

Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»

1 Формировать умение детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении.

2 Упражнять в использовании слов, обозначающих мебель

3 Развивать внимание, речь.

Картинки с изображением мебели, игрушечная мебель, кукла, немецкая плясовая мелодия «Пляска с куклами» (сл. А. Ануфриевой).

«Комплексные занятия» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

27.01 – 31.01

Одежда и обувь. Для чего нужны одежда и обувь?

1 Формировать умение классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезону,

2 Развивать внимание, память, речь;

3 Обогащать словарный запас;

4 Воспитывать желание помогать тем, кто в этом нуждается.

Музыкальное произведение «Зима» П. И. Чайковского;

предметные картинки с изображением зимней и летней обуви и одежды, коробочка для них, кукольная одежда и обувь для зимнего сезона.

«Комплексные занятия» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

03.02 – 07.02

Лейся, чистая водичка, мы умеем чисто мыться!

1Дать элементарное представление о необходимости содержать тело в чистоте.

2 Закрепить отчетливое произношение звука (ф) в словах.

3 Формировать слуховое восприятие, умение соотносить звук с образом звучащей игрушки, соотносить игрушку с картинкой.

4 Упражнять в согласовании имен существительных с местоимениями в роде

Сюжетная картинка «Дети умываются», игрушки – кошка, собака, мышка; картинки с их изображением; картинки – кофта, фартук, туфли, флаг, конфета

Голицына Н.С. «Конспекты комплексно – тематических занятий. 1 младшая группа»

стр. 92

10.02 – 14.02

Что делает шофер?

Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину»

1 Развивать словарный запас, кругозор

2 Формировать умение группировать слова в простые предложения, называть цвет, величину предметов

3 Способствовать развитию речи как средства общения.

Грузовая машина, руль, колесо, куклы, различные предметы: кубик, игрушечная мебель, посуда и т. д.

«Комплексные занятия» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

17.02 – 21.02

Рассматривание игрушек

«Машина и самолет»

1Продолжать знакомить детей с игрушками.

2 Формировать умение определять основные детали, называть цвет, форму.

3 Активизировать словарь, ввести новые слова – «летчик», «взлет», «посадка»

4 Формировать умение отвечать на вопросы коротким предложением

5 Развивать внимание, память

6 Воспитывать интерес к игрушкам – транспорт.

Игрушки – грузовая машина, самолет, кубики

Затулина Г.Я. «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа»

стр. 100

24.02 – 28.02

Рассматривание картины «Зимние забавы»

1 Уточнить представления о зимних играх.

2  Продолжать формировать умение рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью.

3 Развивать слуховое восприятие, навыки соотнесения зрительного образа со слуховым.

4 Активизировать словарь по теме «Зима».

Сюжетная картина «Зимние забавы», маленькие кусочки ваты, картинки с изображением снежинки, снеговика, санок, зимней шапки, шарфа.

«Комплексные занятия» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

02.03 – 06.03

Мамины помощники.

Игра «Угадай и назови»

1 Формировать умение группировать предметы по способу использования, называть цвет, величину предметов.

2 Способствовать развитию речи как средства общения.

3 Расширять словарный запас

4 Развивать общую моторику, слуховое внимание

Разные игрушки (разбросанные на ковре), игрушечный котенок, картинки с изображением предметов-помощников: веник, совок, швабра, ведро, таз, терка.

«Комплексные занятия» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

09.03 – 13.03

Упражнение на звукопроизношение. Дидактическая игра «Отгадай, кто к нам пришел»

1 Формировать умение четко произносить звуки (м), (п), (б), (мь), (пь), (бь).

2 Формировать умение отчетливо и внятно произносить отдельные звукосочетания.

3 Способствовать развитию речевого дыхания

(учить производить длительный выдох через рот).

4 Формировать умение различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость их произнесения.

5 Активизировать в речи детей названия отдельных предметов.

Предметные картинки: корова, коза, котенок, мышка, машина, барабан. Султанчики

Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» стр.77

16.03 – 20.03

Купание куклы Кати

1 Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения.

2 Помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, вытирать, смывать, намыливать, полотенце, холодная, горячая, теплая вода

3Развивать восприятие, внимание, умение общаться в процессе игры, отвечать на вопросы воспитателя.

4 Воспитывать интерес к бытовым процессам, бережное отношение к игрушкам

Таз с теплой водой, кувшин с водой и предметы для купания

Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» стр.109

Затулина Г.Я. «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа»

стр. 93

23.03 – 27.03

Что делает повар?

Игра «Найди предметы для повара»

1 Формировать умение внимательно слушать и наблюдать.

2 Формировать способность детей к диалогической речи, умение отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов.

3 Активизировать словарь по теме.

 

4Воспитывать уважительное отношение к труду повара.

Игрушки – кухонная посуда (кастрюли, чайник, половник, тарелки, нож), овощи и фрукты (лук, морковь, картофель, капуста, помидор, лимон, апельсин, яблоко, груша).

Для игры: макеты двух кастрюль (большая и маленькая), рисунки: лук, морковь, картофель, капуста, помидор, лимон, апельсин, яблоко, груша.

«Комплексные занятия» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

30.03 – 03. 04

Рассматривание картинок

«Птицы прилетели»

1 Формировать умение узнавать знакомых птиц на картинках, называть их.

2 Активизировать словарь детей, ввести в словарь слова – скворец, скворечник, ласточка, птенчики. 

3 Развивать внимание, память, наблюдательность, умение вступать в общение с воспитателем, отвечать на вопросы.

4 Воспитывать интерес к птицам и к другим объектам природы: деревьям, траве и т.д.

Картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, 3 обруча

Затулина Г.Я. «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа»

стр. 129

06.04 – 10.04

Рассматривание картины «Весна»

Дидактическая игра «Плыви кораблик»

1 Формировать умение рассматривать картину, акцентируя внимание на сюжете.

2 Продолжать формировать умение отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного.

3 Развивать умение слушать небольшой описательный рассказ по картине.

4 Закреплять представление о деревянных предметах – плавают, не тонут.

Картина «Весна», дидактический стол для игр с водой, щепочки, дощечки

Сотникова В. «Самые маленькие в детском саду»

стр. 40

 13.04 – 17.04

Животные и их детеныши

1 Формировать умение различать взрослых животных и их детенышей.

2 Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко – тихо, тоненьким голосом и т.п.

3  Закрепить представление о домашних животных

4 Использовать художественную литературу для ознакомления с названиями детенышей животных и запоминания слов: щенок, котенок, жеребенок, теленок

5 Воспитывать гуманное отношение к животным.

Игрушки – машина – грузовик, корова, лошадь, кошка, собака; картинки из серий «Домашние животные», «Животные и их детеныши»

Сотникова В. «Самые маленькие в детском саду»

стр. 42

20.04 – 24.04

В гости к Тиме

1 Уточнить представление о свойствах бумаги: шуршит, рвется. Побуждать обозначать их словами.

2 Упражнять в отчетливом произношении звуков (т), (ть)

3 Развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии.

4 Способствовать развитию слухового внимания

Игрушки – домик, кукла Тима, собака; картинки – большой и маленький грибы, большой и маленький совки, большой и маленький платки, большой и маленький молотки

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

стр. 68

Голицына Н.С. «Конспекты комплексно – тематических занятий. 1 младшая группа»

стр. 115

27.04 – 30.04

Дидактическая игра «Матрешки»

1Упражнять в правильном назывании предметов, замечать и называть различие в цвете и размере.

2 Активизировать словарь детей, ввести новые слова.

3 Развивать внимание, наблюдательность, умение отвечать на вопросы.

4 Воспитывать у детей зрительную память, умение действовать по указаниям воспитателя.

Игрушки – 2 матрешки разные по росту

Затулина Г.Я. «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа»

стр. 118

04.05 – 08.05

Наш участок весной

1 Обогатить и уточнить представления детей о растениях своего участка (трава, одуванчики).

2 Формировать умение узнавать и называть их, различать по цвету, строению.

3 Формировать умение длительно и довольно сильно дуть на одуванчик.

4 Активизировать словарь детей, ввести в словарь названия растений: трава, деревья, цветы.

5 Воспитывать интерес к объектам живой природы

Затулина Г.Я. «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа» стр.143

Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»

11.05 – 15.05

Такие разные предметы.

Игра «Найди на ощупь»

1 Продолжать формировать умение внимательно слушать и наблюдать.

2 Формировать способность к диалогической речи; умение отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов.

3 Обогащать и активизировать словарь по теме. 4 Развивать умение детей различать и называть знакомые им  геометрические формы – шарик, кубик, кирпичик – в разнообразной обстановке: по предъявлению (что это?); среди нескольких других, разных по названию и цвету; по слову воспитателя (найдите кубик).

Шарик, кубик, кирпичик.

Для игры: набор камешков, желудей, деревяшек, кусочков ткани и меха, ваты.

«Комплексные занятия» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

18.05 – 22.05

Дидактическая игра «Чудесная коробочка», дидактическое упражнение «Отгадай»

1 Отрабатывать правильное произношение звуков в словах.

2 Формировать умение произносить слова отчетливо, правильно называть предметы.

3 Развивать умение узнавать предмет, опираясь на слова воспитателя, раскрывающие назначение этого предмета.

«Волшебная» коробка, игрушки и предметы, в названии которых имеются знакомые звуки.

Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» стр.121

25.05 – 29.05

Любимые предметы.

Игра «Угадай по описанию»

1 Формировать умение называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны.

2 Расширять словарный запас.

3 Способствовать развитию речи как средства общения.

4 Развивать общую моторику, слуховое внимание

Предметы в группе, детская мебель, карандаши, краски, пластилин, ластик.

«Комплексные занятия» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Речевое развитие» Подготовка к обучению грамоте

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016г.г. Образовательная область "Речевое развитие" Подготовка кобучению грамоте...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Речевое развитие» Речевое развитие

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. ОБразовательная область "Речевое развитие" Речевое развитие...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г.Образовательная область «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г Образовательная облась "Речевое развитие"(Чтение художественной литературы)...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...

План-конспект проведения беседы в подготовительной к школе группе "Вот оно какое, наше лето!" по образовательной области "Речевое развитие"

Беседа направлена на отработку и демонстрацию умения поддерживать диалог с взрослым и сверстниками, придерживаясь темы «вот оно какое, наше лето!» для детей 6-7 лет...