НОД Чайные посиделки
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект досуга в подготовительной группе «Чайные посиделки»
Цель: Знакомство детей с традициями русского народа.
Задачи:
- Познакомить детей с народными традициями чаепития в России.
- Познакомить с историей появления чая.
- Воспитывать уважение к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины .
- Воспитание у детей чувства гостеприимства.
Дети подготовительных групп входят в зал, оформленный как русская горница.
Воспитатель в народном костюме встречает детей: Я рада видеть вас всех в нашей горнице на посиделках. Присаживайтесь рядком, да поговорим ладком.
.
Перед вами карта мира (глобус), где можно увидеть все страны. Кто может показать, где расположена наша страна – Россия? (Показ ребенка.) На нашей планете много разных стран. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово «традиция»? (Ответы детей.) Правильно! «Традиция» - это слово не русское, в переводе с латинского оно означает «передача». Традиция – то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции приняты в вашей семье? (Дети рассказывают о своих семейных традициях.) Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. «Чай» - это китайское слово.
Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.
Чай – это кустарник (Показ иллюстраций с чайным кустарником.) Какую часть растения используют для приготовления чая? (Ответы детей.) С древнейших времен чай. Чай — это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
Впервые чай стали пить в Китае, где он известен с
древних времен. Там он ценился очень высоко. Императоры дарили
его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный
напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах. Во времена правления китайского императора Киенг Лона выпускалась чайная фарфоровая посуда. На чашках, которые там изготовлялись, была написана сочиненная им поэма, прославляющая чай.
В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки
или полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы— чаевые. Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производство шелка, фарфора, бумаги.
Чай начинает свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, в Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию.
На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок — фунт чая (приблизительно 400 г). Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.
А как чай попал в Россию?
В 1638 г. русский царь Михаил Федорович Романов направил
своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан- хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком.
Провожая русских посланников, хан подарил царю 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» — так перевели царю эти слова.
Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных.
Для бедных людей чай был почти недоступен и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.
Дети, а знаете ли вы как надо правильно заваривать чай? (показывает)
Заварочный чайник несколько раз ополаскивали кипятком, затем засыпали заварку и
заливали кипятком, давали настояться несколько минут, накрывая специальной салфеткой, а затем пили ароматный, душистый чай
В России первое время были и противники чая.
А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были оценены истинные достоинства этого напитка. В крупных городах страны открывались специализированные магазины, торговавшие самыми разнообразными сортами чая. Мужчин, торговавших чаем, называли «чайниками», а женщин «чайницами»
В XVIII в. в России изобрели самовар. Поначалу его изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле.
Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.
Давайте послушаем песню о самоваре и посмотрим какие разные они бывают.
С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. НО ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЧАЙКУ ПОПИТЬ НАДО ВОДУ НАНОСИТЬ .
Физминутка «Наноси воду»
Ах, девочки(мальчики) молодцы! Быстро с заданием справились. Недаром в народе говорят: Чай не пьешь - откуда силу возьмешь? А кто еще знает пословицы и поговорки о чае?
Конкурс загадок
В брюхе — баня,
В носу — решето,
На голове — пупок.
Всего одна рука
И та — на спине. (Чайник.)
Бел, как снег
В чести у всех.
В рот попал —
Там и пропал. (Сахар.)
Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают? (Блин.)
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине —
Огонь да вода. (Самовар.)
Ножек четыре,
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаевничать вся семья. (Стол.)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем. (Бублик.)
Цветом желт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он,
А зовут его....(лимон.)
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью — лучший друг!
Ученые давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Какие лечебные свойства чая вы знаете? (ответы детей). Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам.
При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая.
Дидактическая игра «Назови чай»(чай из ромашки-ромашковый )
Игра «Назови произведение»
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит.
Словно жар горит,
И пыхтит,
И на бабу поглядывает.
(К. И. Чуковский. Федорино горе)
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
(К. И. Чуковский. Муха-Цокотуха)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
(К. И. Чуковский. Мойдодыр)
Речевое упражнение «Подскажи словечко»
Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе......
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый......
Ножи, тарелки, вилки тут,
Но что-то гости......
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек......
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту......
Когда же гости подошли,
То даже крошек не......
На столе лежат баранки.
Самовар уже кипит.
Черный чай в сухой жестянке,
Словно гвоздики звенит.
Приходите чаевать
Поскорее, гости,
И душистого опять
Чаю в чайник бросьте.
Мы, чаинки — шелестинки,
Словно гвоздики, звеним.
Хватит нас на сто заварок,
На четыреста припарок —
Быть сухими не хотим
В:А теперь не пора ли нам, ребята, попить чайку? Приглашайте гостей.
Д: -Пожалуйста к столу, чем богаты, тем и рады
Чай у нас не простой, а с разною травой, пейте -не разливайте и на вкус определяйте.
Дид. игра «Определи на вкус»
Самовар шумит, баранки
На скатерке-самобранке,
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
Подходите, детки, чаем
Вас сердечно угощаем.
К чаю ароматному
Пряники печатные.
Пейте чай и мед берите,
Чаще в гости заходите
Итог. (Воспитатель) - Дети, что нового и интересного мы узнали о чае?( как он растет, как его собирают, как его правильно заваривать, и с чем его пьют.)
Когда вы придете домой, расскажите своим близким все эти интересные истории и угостите их чаем.
«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru
Заходите к нам, у нас много интересного материала для воспитания, обучения
и развития детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий досуга "Чайные посиделки или праздник брусничного пирога"
Фольклорный осенний праздник для детей подготовительной группы...
досуг "Чайные посиделки"
В конспекте помещены- историческая справка появления чая в России, речевые задания, физминутка, самостоятельная деятельность детей по завариванию чая. У детей появляется возможность проявить гостеприи...
Чайные посиделки
Сценарий досуга в старшей – подготовительной группе...
Сценарий совместного развлечения для детей и родителей " Чайные посиделки"
В рамках проекта "Что за чудо русский самовар"...
"Чайные посиделки"
тематическое развлечение ко Дню чая...
Чайные посиделки для воспитанников с ОВЗ
Сценарий праздника...
Родительский клуб «МЫ ВМЕСТЕ» - «Чайные посиделки» «Чудесный чайный мир». педагоги Соловьева Н.П., Титова Н.Ю
Задачи: формирование интереса к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая.Оборудование: столик с самоваром, баранками, с кружками, чашками, чай разного сорта, ча...