"Весна-художник"
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Шатунова Лейсан Голусовна

конспект для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Балкыш» № 95 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников.

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Интеграция речевого развития и 

изобразительной деятельности.

 

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

  

«Беседа и рисование по рассказу

«Весна - художник» Г.А. Скребицкого»

                          Воспитатели:

                                    Бакирова Лениза Голусовна, высшей кв. кат.

                                                Шатунова Лейсан Голусовна, воспитатель 1 кв. кат.

Набережные Челны, апрель 2020 г.

Цель: Вовлечь воспитанников в беседу по рассказу «Весна - художник» Г.А. Скребицкого.

Задачи:

Образовательные:  

Способствовать умению вычленять предложения из рассказа, определять их порядок в рассказе.

Совершенствовать грамматический строй речи. 

Формулировать суждение законченным распространенным предложением.
Развивающие:

Продолжать формировать у детей умение вести координированный диалог по поводу прочитанного произведения.

Развивать познавательные интересы детей, зрительное восприятие, речевой слух, память и мышление. 

Воспитательные:
Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе. 
Воспитывать умение любоваться красотой весенней природы.

Воспитывать умение слушать и слышать взрослого и товарищей.

Предварительная работа

Экскурсия в весенний парк, заучивание стихотворений, загадок о весне, беседы о весне, весенних явлениях природы, рассматривание репродукций картин: Саврасов «Грачи прилетели», И.Г. Степанов «Весна среди полей»…, подготовка фона для рисунков.

Словарная работа

овраг, угрюмый, склон, художник, луговина, Калужница.

Методы и приемы

Словесный, наглядный

Материал и оборудование

Иллюстрации по теме «Весна», рассказ Г.А.Скребицкого «Весна - художник», мнемотаблица по рассказу Г.А.Скребицкого «Весна - художник»,  конверт с заданиями, письмо от Кеши, презентация о весне, музыкальное произведение П.И.Чайковский альбом «Времена года. Апрель.», ноутбук, проектор, музыкальный центр,  4 ватмана для коллективной работы, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисточки, стаканчики, салфетки.

 

Ход организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

Воспитатель: Я вижу, вы сегодня улыбаетесь, у вас хорошее настроение. А как вы думаете, откуда я узнала, что у вас хорошее настроение? (ответы детей).  А почему бывает хорошее и грустное настроение? (ответы детей).   Молодцы, ребята. Ведь если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо и принесёт нам только положительные эмоции. А если у кого-то ещё есть внутри грустинка, то мы это сейчас быстро исправим. Давайте выпрямим спины, сделаем глубокий вдох – вдохнём воздух нового дня, а потом сделаем выдох, выдохнем все неприятности и огорчения. Молодцы.

Воспитатель: Ребята, когда мы с утра пришли в детский сад, то перед дверью нашли вот такой конверт  от Кеши.  На самом конверте написаны загадки. Попробуем их отгадать.(ответы детей).   

Выставка иллюстраций по теме «Весна».

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

(Весна)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

растет, цветет она все лето.

коровам без нее – беда:

она их главная еда.

(Трава)

В голубой рубашке

бежит по дну овражка.

(Ручеек)

Из – под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг.

(Подснежник)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик)

Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

он поёт, поёт, поёт.

(Соловей)

По голубому блюду

Золотое яблочко катится.

(Солнце)

(Молодцы, отгадали все загадки. Загляните внутрь). Заглянем, узнаем…

2.Основной этап

Воспитатель: Ребята, посмотрите, тут разные задания. И их нужно выполнить. Вы готовы? (ответы детей).   И первое задание «Игра «Подскажи словечко»». Хотите поиграть? Хорошо, тогда вставайте скорее в круг.

Игра «Подскажи словечко» (с мячом)

-Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.

-Весной солнце… (что делает) греет, припекает, ласкает, пригревает, светит ярче.

-Сосульки (что делают) тают на солнце.

-Почки на деревьях… набухают.

-Ручей … бежит, журчит, течёт.

-Весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.

-На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.

-Птицы весной… (какие) звонкие, радостные, голосистые.

Воспитатель: Молодцы. А кто догадался,  о чем сегодня мы  с вами будем беседовать? Правильно о весне. А сейчас выполним второе задание. Тут написано, что нужно посмотреть презентацию о природе.  Ребята, я вам предлагаю присесть и посмотреть  волшебный мир природы.

Показ презентации с комментариями

Лес — ещё по-зимнему хмурый, угрюмый.

Лес слегка зеленые берёзы и осины,  тополя в «розовых и серебряных серёжках».

Лужа в лесу, вокруг неё цветы подснежника, медуницы (отдельные кадры    крупным планом).

Кусты цветущей черёмухи, дикие яблони, груши.

Цветы калужницы.

Букашки и паучки. Майские жуки,  пчёлы и бабочки летят на цветы.

Птицы в лесу и в полях.

Воспитатель: А сейчас, давайте, отдохнём.

Физминутка: эмпатия– насекомые

(Весной пробуждается вся природа: просыпаются деревья, расправляют свои веточки; просыпаются насекомые:

майские жуки -  ,

просыпаются бабочки – машут крыльями)

Музыкальное сопровождение

Воспитатель: Ребята каких известных писателей вы знаете? (Пушкин-Руслан и Людмила, У лукоморья дуб зеленый, Сказка о рыбаке и рыбке,Носов-Приключения Незнайки, Чуковсикий-тараканище, Мойдодыр,  Айболит, Агния Барто-Мишка, Зайка, Кораблик, Есенин-Белая береза, Толстой-Лев и собачка, Косточка, Два товарища, Бажов-о природе, Драгунский-Денискины рассказы, Крылов-лебедь, Рак и щука, Обезьяна и очки)

Назовите произведения которые написал….. (рассказы, сказки, стихотворения)?

А знаете, почему я спросила про писателей. (ответы детей). Тут в конверте есть портрет еще одного известного писателя. Его зовут Георгий Алексеевич Скребицкий. Сегодня мы с вами познакомимся с его произведением «Весна – художник».

Показ портрета Г.А. Скребицкого

Георгий Алексеевич любил воображать себя смелым путешественником, любил ходить в лес, на речку, наблюдать за природой.
- Я хочу сейчас предложить вам отправиться в таинственный мир леса. Завораживающие, манящие, умиротворяющие звуки леса невольно заставляют задуматься о сокровенном, почувствовать дыхание ветра и прикосновение прохлады быстрого ручья, проникнуть в тайны лесной жизни. Звуки живого леса – самая лучшая музыка, которая позволяет расслабиться и очутиться в самом рассказе.
Я прочитаю вам произведение Георгия Алексеевича Скребицкого «Весна – художник».

-Кто такой художник? (человек, который пишет или рисует картины)

-А может ли весна быть художником? (Да)

Чтение рассказа Г.А.Скребицкого «Весна – художник» под музыку П.И.Чайковсковского альбом «Времена года. Апрель.»

«Приступила к работе Весна Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Вот стоит перед ней лес — ещё по-зимнему хмурый, угрюмый.

«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!» Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные серёжки.

День за днём всё наряднее картина весны.

На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

Рисует день, другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленее трава. А на самых сырых местах, как золотые звёзды, распустились цветы калужницы.

Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна Красна придумала важное дело.

Беседа по содержанию

- Понравилось произведение?

- Что понравилось?

- О чем это произведение? (о весне, о том, как весна разукрасила лес).

- К какому жанру отнесем произведение? (Происходит обсуждение, т.к. дети могут дать два варианта ответа: сказка и рассказ. Принимаются оба варианта).

Это рассказ с элементами сказки. Автор вносит в рассказ сказочные элементы.

- А что означают слова:

Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли.

Склон – наклонная поверхность.

Угрюмый – неприветливый, мрачный, безрадостный.

Художник – человек, который пишет картины.

Луговина – небольшой луг.

Калужница – травянистое растение с желтыми цветами

- Как автор называет весну? (Весна-красна, Весна-художник.)

- Почему весна не сразу взялась за дело? (Весна задумалась, какую картину бы ей нарисовать)

- Какой был лес, который увидела весна? (хмурый и угрюмый)

- Что значит угрюмый лес, хмурый? (Значит лес скучный, невесёлый, некрасивый, пасмурный)

- Как решила весна украсить лес? (Весна решила украсить лес по-своему, по-весеннему)

-Что значит поразвесила?

-Вспомните описание весенней лужи. (лужа, окруженная подснежниками и цветами медуницы …)

- Расскажите, каким стал лес? (Лес стал красивым, ярким, разноцветным)

 -Почему автор назвал Весну художником? (Весна, как настоящий художник (человек): сначала подумала, что ей нарисовать, потом взяла краски и стала рисовать очень красивые картины)

-Нравится ли вам это время года? Почему? (Да. Потому что весной все оживает, появляются листочки, цветочки и др.)

Воспитатель: Вы бы хотели стать таким же художником, как весна? (ответы детей). Тогда попробуем себя в роли художников и превратим хмурый угрюмый лес в красивый, яркий, разноцветный. А теперь подойдите к столам, выберите, чем будете рисовать и приступайте к работе.

Дети рисуют картину о весне

3.Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами выполнили все задания Кеши.   И мне сегодня понравилось, что вы нашли красивые слова о весне, правильно и быстро отгадывали загадки. Расскажите мне, о чем мы сегодня говорили:

1.Я сегодня узнал……(ответы детей).

2.Было интересно…..(ответы детей).

3.Меня удивило…….(ответы детей).

4.Было трудно……...(ответы детей).

5.У меня получилось (ответы детей).

6.Теперь я умею……..(ответы детей).

7. Я дома расскажу………(ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".

Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».Це...