Краткосрочный проект "Зимние сказки"
проект по развитию речи (старшая группа)

Ковалева Татьяна Геннадьевна
Формирование познавательного интереса дошкольников к авторским сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimnyaya_skazka42086611416656684201.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Зимние сказки"

Авторы: Ковалева Татьяна Геннадьевна,  Ковалева Татьяна Александровна, Штанченко Оксана Николаевна, воспитатели групп МБДОУ «Детский сад 56 «Загадка» города Смоленска

  1. Вводная часть
    Описание: Предлагаем ознакомиться с педагогическим проектом «Зимние сказки». Участники данного проекта – дошкольники средний и старший группы детского сада.
    Назначение: реализация с дошкольниками 5-7 лет в ДОУ.

Вид проекта: групповой;

Предмет исследования: сказки отечественных и зарубежных авторов;
Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: декабрь 2019 г. – февраль 2020 г.
Участники проекта: дети средний и старшей группы «Зайчики", «Звёздочки» МБДОУ «Детский сад 56 «Загадка".
Руководители проекта: Ковалёва Татьяна Геннадьевна, Ковалёва Татьяна Александровна, Штанченко Оксана Николаевна, воспитатели.
Актуальность: Сегодняшние дошкольники совершенно не любят и не хотят читать. Всевозможные гаджиты, компьютер поглощают ребенка, удерживая его внимание и заполняя его жизнь и душу. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Бедность словарного запаса, неумение грамотно формулировать свои высказывания, трудности, при объяснении простых объектов и явлений, ограниченное общение дома со взрослыми, малое знакомство с книгами – вот то, что сегодня тревожит педагогов.
Несомненно, что в первую очередь в наше непростое время проблеме развития речи и словотворчества дошкольников необходимо уделять особое внимание. В этом нам помогают наши любимые, знакомые и незнакомые сказки. Эта поистине огромная сокровищница опыта, словаря, культуры, традиций помогает дошкольникам в освоении богатейшего языкового наследия русского народа. Дошкольники очень любят сказки, сюжеты их захватывают, очаровывают, через них они познают окружающий мир, взаимоотношения между людьми, решаются вопросы уважения к друзьям, взрослым. Самое главное, что именно сказка способствует развитию дошкольников, приобщая их к истокам и традициям своего народа.
Детские сказки, несомненно способствуют развитию словотворчества, расширяют представления о сюжете, главных героях, о том, что есть у сказки зачин (начало), середина, в которой разворачивается сам сюжет и окончание (концовка), где можно выразить то, для чего эта сказка придумана. Все это способствует развитию речи дошкольников.
В этом творческо – познавательном проекте дошкольники самостоятельно сыграют зимнюю сказку с полюбившимися им сказочными персонажами.
Проблема: недостаточно развит словарный запас, неумение высказывать свои мысли и грамотно строить предложения, развивать сюжет сказки, используя фантазию и творчество – вот над этим мы и работали с дошкольниками.
Цель проекта: Формирование познавательного интереса дошкольников к авторским сказкам.  
Задачи проектной деятельности:
1. Помочь развитию словарного запаса дошкольников, обращая внимание на различные авторские зимние и новогодние сказки.
2. Сформировать желание самостоятельно придумать героев, сюжет, зачин и концовку своей новогодней сказки.
3.Способствовать словотворчеству дошкольников, посредством выстраивания сюжетной линии в новогодней сказке.
4.Предложить рекомендации родителям по расширению словарного запаса дошкольников и развитию словотворчества.
5.Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Обеспечение проектной деятельности:
- методическое: подбор различных авторских зимних и новогодних сказок;
- материально – техническое: ноутбук, проектор, презентации о русских народных сказках, о творческих рисунках своей новогодней сказки.
Предполагаемые результаты:
- расширение представлений дошкольников о средствах выразительности, используемых в сказках, их построении и сюжетной линии;
- развитие желания самостоятельно сочинить новогоднюю сказку, используя знакомые персонажи.
- формирование словотворчества при сочинении новогодней сказки;
- обогащение представлений родителей о детском словотворчестве и его результатах в сказках;

     -вовлечение детей, родителей в   совместную деятельность по знакомству со.      сказками, осознание ценности и значимости совместного творчества детей и родителей;
-создание атмосферы эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Презентация проекта: выступление на МО МБДОУ «Детский  сад 30 «Аист».
Методы проекта: беседы, НОД «Зимние сказки», совместная продуктивная деятельность.
Продукт проектной деятельности: создание детского таетрализованного представления «Зимняя сказка".
Практическая значимость исследования:
- обобщены представления дошкольников об авторских зимних и новогодних сказках;
- составлены каждым воспитанником свои новогодние сказки.
- составлен сценарий представления «Зимние сказки»еклама 18

- систематизированы новогодние сказки воспитанников;
-предложены консультации по приобщению дошкольников к словотворчеству и сочинению сказок для родителей
Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: (декабрь 2019)
Работа с детьми:
- Обсуждение тематики проекта
- Знакомство с авторскими новогодними и зимними сказками
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.  

- Просмотр мультфильмов по сказкам

- Обыгрывание ситуаций в сюж/ролевой игре.
 Работа с родителями:
- Анкетирование родителей
- Обсуждение целей, задач и путей реализации проекта

Работа с родителями:

- Беседа с родителями «Знакомство с проектом";

-Домашние задание родителям и детям

- Помощь в пополнение книжного уголка сказками

- Участие в экскурсии в библиотеку.

- Изготовление декораций и атрибутов к театру сказок.

Работа педагога:
- Подбор авторских новогодних и зимних сказок для воспитанников;
- Разработка плана проекта
- Анализ предметно – развивающей среды и необходимых условий для реализации проекта
- Подбор иллюстративного и литературного материалов для реализации проекта
Практический этап: (январь 2020– февраль 2020)
Работа с детьми:
- Знакомство дошкольников с зимними и новогодними сказками и экскурсия в библиотеку
Русские народные сказки:
«Морозко», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью», «Как лиса волку шубу шила», «Два Мороза», «Лисичка-сестричка и волк», «Про Королька, про Зиму, про Орла и про Королевского сына» (французская)
Авторские сказки:
Г. X. Андерсен "Ёлка", Г. X. Андерсен "Снежная королева", Г. X. Андерсен "Снеговик", Братья Гримм "Бабушка Метелица", П.Бажов «Серебряное копытце», Ю.Яковлев «Умка», В.Одоевский «Мороз Иванович», В.Сутеев «Ёлка», Э.Успенский «Зима в Простоквашино», С.Маршак «12 месяцев». 
Занятия с  дошкольниками:
- Дидактические игры о русских народных и зимних сказках, творческие игры.
- Изобразительная деятельность, сюжетное рисование по  зимним и новогодним сказкам
- НОД «Зимние сказки» театрализованное представление 
- Выставка детских работ «Мы рисуем иллюстрации к зимним сказкам»
Оснащение развивающей образовательной среды:
- Пополнение уголка книги зимними и новогодними сказками различных авторов
- Оформление книги «Наши новогодние сказки»
Заключительный (февраль 2020)
- Театрализованное представление «Зимние сказки»
- Итоговое анкетирование родителей.
- Создание выставки рисунков «Зимние сказки»
- Анализ и обобщение результатов деятельности

Реализация проекта:
При ознакомлении дошкольников с зимними сказками, увидели, что детских сказок о зиме и Новом годе воспитанники практически не знают, тем более не могут передать содержание сказки. Поэтому мы решили обогатить познания дошкольников по этому вопросу и предложить дошкольникам самим побывать в роли таких сказочников.
Объектом нашего творчества стали авторские детские новогодние сказки, собрав которые. Мы решили показать театрализованное представление «Зимние сказки»
Почему именно зимние и новогодние сказки стали объектом нашего проекта:
- Детям всегда интересны сказки, их сюжет захватывает и увлекает.
- Дети слушали с огромным интересом короткие русские народные сказки, авторские сказки о зиме и новом годе. Герои этих сказок знакомы детям и им было очень интересно не только послушать знакомые сказки, но и придумать свои, проявив фантазию и творчество.
- Дошкольники запомнили, что для того, чтобы получилась сказка, ее необходимо правильно задумать, а потом можно изобразить и героев сказки.
- Героев своих новогодних сказок дошкольники могут изобразить при помощи сюжетного рисования, выполнять работы в различных техниках, используя краски или карандаши
Результаты реализации проекта:
Дошкольники узнали очень много интересного о зимних и новогодних авторских сказках, повысился их познавательный интерес, обогатился словарный запас.
Дошкольники закрепили умения и навыки при работе с цветными карандашами, отображали своих героев сказок в сюжетных иллюстрациях.
При поддержке родителей пополнили уголок книги зимними и новогодними сказками, а так же сделали выставку рисунков «Зимние сказки»
Опыт работы над проектом «Зимние сказки» был представлен на МО в МБДОУ «Детский сад 30 «Аист»
Оценка эффективности реализации проекта:
Создали в группе условия для приобщения дошкольников к ознакомлению с зимними и новогодними сказками и представление сказок  посредством игровой и художественной деятельности. Детям очень понравилось театрализованное представление сказки. Дошкольники изобразили героев сказок и создали выставку рисунков «Зимние сказки». Родители тоже познакомились с детским словотворчеством и увидели, как их дети смогли сами сыграть роли в этих сказках.
Рассматривая работу над проектом и анализируя ее, пришли к выводу о том, что данное направление в работе актуально и дает положительные результаты.
Литература:
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада».
Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в подготовительной группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевой краткосрочный проект «Сказки дедушки Корнея»

Проект предназначен для реализации в старшей группе детского сада. Он расширяет знания детей о творчестве К.И.Чуковского. Проект охватывает разные образовательные области и направления....

Творческий краткосрочный проект «Сказка «Теремок на новый лад».

Приобщение детей к театральному искусству через средства художественной выразительности (музыка, слово, хореография, декорации и др.) ....

Проекты: Краткосрочный по сказкам А.С.Пушкина "Там чудеса, там леший бродит.."

Мир пушкинской поэзии - светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Это - не просто занимательные истории, но и воспитательная лирика, которая даёт детям  представление о дружбе и л...

краткосрочный проект " Сказка Волк и семеро козлят на новый лад"

Прект для  участия детей средних групп и их родителей....

Краткосрочный проект «Сказки в гости к нам пришли»

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, з...

Краткосрочный проект "Сказка в гости к нам пришла"

Сказка-необходимый элемент духовной жзни ребенка....

Краткосрочный проект «Сказка в музыке»

Краткосрочный проект  «Сказка в музыке» для подготовительной группы ДОУ Музыкального руководителя Яковлевой З.М Участники проекта: музыкальный руководитель,  дети подготовительной ...