Главные вкладки

    Конспект занятия "Волшебница Зима"
    план-конспект занятия по развитию речи

    Николаева Людмила Юрьевна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Буревестниковский детский сад»

    Конспект организованной образовательной деятельности

    в старшей группе.

    Образовательная область: «Речевое развитие»

    Тема  «Волшебница Зима»

    Составила и провела: восп-ль Николаева Л.Ю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_volshebnitsa_zima.docx20.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Буревестниковский детский сад»

    Конспект организованной образовательной деятельности

    в старшей группе.

    Образовательная область: «Речевое развитие»

    Тема  «Волшебница Зима»

    Составила и провела: восп-ль Николаева Л.Ю.

    Задачи:

    -Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения.

    -Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.

    -Обогащать и активизировать словарь (хмурень, лютовей, снеговей) .

    - Воспитывать в детях чувство прекрасного.

    Материал: аудиозаписи П. И. Чайковского, «Метель» Г. В. Свиридова.

    Ход занятия:

    1)Орг. момент: «Кто меня слышит – хлопните раз, кто меня видит – хлопните два..».

    2)Беседа: «Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) Да, но зима, к сожалению, подходит к концу, и я бы хотела, чтобы мы сегодня поговорили об этом замечательном времени года. Скажите, а вы любите зиму? (Да) Почему? (Ответы) Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)

    Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима?

    (Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая)

    Да, ребята, вы правы. Действительно, зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и капелью, со снегом хрустящим. А еще у каждого времени года есть свои три месяца. Назовите все зимние месяцы.

    (Декабрь, январь, февраль)

    3)Рассказ: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему?

    (Ответы детей)

    Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему?

    (Ответы детей)

    Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Как вы думаете, почему?

    (Ответы детей)

    Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

    4) Чтение примет:

    Если ночь морозная,

    Тихая и звездная,

    Дым из труб идет столбом…

    (Значит, ясно будет днем.)

    Пятна синие над лесом,

    Снега мелкого завеса,

    Чуть морозы ослабели,

    Ветер с юга…

    (Жди метели.)

    Если рыба зимним днем

    Ходит прямо подо льдом,

    Ходит прямо подо льдом

    И об лед стучит хвостом –

    Значит без сомнения…

    (Ждите потепления.)

    Если вечером закат

    Был слегка зеленоват,

    Если лег на ветки иней,

    На стекле букет из роз,

    Если дым ладошкой синей

    Достает до самых звезд,

    И не свищет ветер грозно…

    (Будет ясно и морозно.)

    Молодцы, ребята. А вы знаете пословицы о зиме?

    Дети (по очереди) :

    -Береги нос в большой мороз.

    -Сугроб да вьюга – два друга.

    -В зимний холод всякий молод.

    -Декабрь год кончает, а зиму начинает.

    -Зима без снега – лето без хлеба.

    -Холодная зима – жаркое лето.

    -Зимою вьюга – летом ненастье.

    -Спасибо, мороз, что снегу принес.

    -Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

    Ребята, подумайте и скажите, что означает эта пословица: «Зима без снега – лето без хлеба»?

    (Ответы)

    Я с вами согласна: если зимой нет снега на полях, то летом будет плохой урожай и люди будут голодать. А эта пословица что означает: «Зимою вьюга – летом ненастье»?

    (Ответы детей.)

    Верно. Издавна люди приметили, что если зимой частые вьюги, то лето будет дождливым.

     5)Физкультминутка «Снег – снежок»:

    Снег-снежок,

    Снег-снежок

    По дорожке стелится. (руки медленно вверх-вниз)

    Снег-снежок,

    Снег-снежок

    Белая метелица. (руки вверх, плавно качают вправо-влево)

    Снег-снежок,

    Снег-снежок

    Тает на ладошке. (поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку ладонями вверх)

    Мы налепим снежков

    Вместе поиграем. («лепят снежки»)

    И друг в друга снежки

    Весело бросаем. (резко выбрасывают поочередно руки вперед) .

    6) Слушанье музыки: «Поэты, композиторы, передают свое видение зимы в стихах, музыке.

    Композитор создает различные картины зимы при помощи звуков. Сейчас я включу вам волшебную музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Декабрь» и предложу передать настроение, которое она в вас вызывает, с помощью танцевальных движений.

    (Дети берут в руки султанчики и выполняют различные танцевальные движения) .

    Ребята, что вы себе представили, когда слушали и танцевали под эту музыку?

    (Падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей и звенит колокольчик) .

    Какая музыка по характеру?

    (Просторная, широкая, веселая, радостная) .

    7)Чтение худ. литературы: Давайте вспомним стихи о зиме.

    Иван Суриков «Детство»

    Вот моя деревня;

    Вот мой дом родной;

    Вот качусь я в санках

    По горе крутой;

    Вот свернулись санки

    И я на́ бок — хлоп!

    Кубарем качуся

    Под гору, в сугроб.

    И друзья-мальчишки,

    Стоя надо мной,

    Весело хохочут

    Над моей бедой.

    Всё лицо и руки

    Залепил мне снег…

    Мне в сугробе горе,

    А ребятам смех!

    Но меж тем уж село

    Солнышко давно;

    Поднялася вьюга,

    На́ небе темно.

    Весь ты перезябнешь, -

    Руки не согнёшь, -

    И домой тихонько,

    Нехотя бредёшь.

    Ветхую шубёнку

    Скинешь с плеч долой;

    Заберёшься на́ печь

    К бабушке седой,

    И сидишь, ни слова…

    Тихо всё кругом;

    Только слышишь: воет

    Вьюга за окном.

    В уголке согнувшись,

    Лапти дед плетёт;

    Матушка за прялкой

    Молча лен прядёт.

    Избу освещает

    Огонёк светца;

    Зимний вечер длится,

    Длится без конца…

    И начну у бабки

    Сказки я просить;

    И начнёт мне бабка

    Сказку говорить:

    Как Иван-царевич

    Птицу-жар поймал,

    Как ему невесту

    Серый волк достал.

    Слушаю я сказку -

    Сердце так и мрёт;

    А в трубе сердито

    Ветер злой поёт.

    Я прижмусь к старушке…

    Тихо речь журчит,

    И глаза мне крепко

    Сладкий сон смежит.

    (Дети читают стихи) .

    8)Анализ: «Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают ее настроение: музыканты – в звуках, поэты в словах. Но за зимой придет весна со своими звуками и красками, Мы с вами тоже будем с ними знакомиться».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

    Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

    Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

    Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

    конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

    Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

    Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"

    Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...

    Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

    Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

    Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

    Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

    Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»

    Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...