Занятие по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ФНР на тему "Путешествие в страну снов"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Анна Валерьевна

В данной методической разработке представлено авторское интегрированное занятие по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_stranu_snov.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

1

                                                                                                18.02.2020 г.

Открытое занятие по логоритмике для подготовительной группы

«Путешествие в страну снов»

Учитель- логопед: А.В. Иванова

Задачи:

  1. Развивать чувство ритма, правильно выполнять ритмический рисунок в сочетании с музыкой, развивать певческие способности.
  2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
  3. Развивать плавность и выразительность речи.
  4. Развивать чувство ритма.
  5. Развивать и закреплять умение согласовывать речь с движением.
  6. Закреплять танцевальные движения.
  7. Развивать фонематический слух и закреплять навык правильного произношения звуков Р , Л в слогах, словах и речи.
  8. Дифференциация  звуков Р-Л в слогах, словах, связной речи.
  9. Развитие творческого воображения.
  10. Воспитывать умение работать в коллективе, вызвать у детей положительные эмоции.


Оборудование:

Коробка, волшебный сундучок с игрушками (белка, клоун, лошадка), большой барабан, бубенцы, сосновые шишки, логокуб с картинками для артикуляционной гимнастики.

Музыкальное оформление:

Альбом «Времена года» А. Вивальди («Зима»); фонограмма «Лошадки», «Белочка» (муз. В.Шаинского); фонограмма «Танец феи Драже» (муз. П.И.Чайковского). «Клоуны»

 (Д. Кабалевского),
«Колыбельная» (муз. О. Снытко), музыкальное сопровождение логопедических упражнений в фортепианном исполнении.

Ход занятия.

Звучит волшебная музыка («Танец феи Драже» П.И. Чайковского)
Дети входят в зал, встают возле стульчиков.

Музыкальный руководитель поёт:

М.Р. Здравствуйте ребята (восходящая мелодия).

Д.     Здравствуйте (поют)

М.Р. Здравствуйте ребята (нисходящая мелодия).

Д.:    Здравствуйте (поют)
М.Р.: – А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями, видите, как их много сегодня у  нас!
Все (поют):
Здравствуйте, гости дорогие!

Звучит музыка (А. Вивальди «Зима» - I ч.)

Музыкальный руководитель (читает под фонограмму):

Я знаю, что зимой бывают чудеса,

Как, впрочем, и в любое время года.

Не волшебство ли неба синева,

Не чудо ли сама природа?

Но я открою вам один секрет,

Волшебник тот, кто в сказку верит.

И поэтому сегодня, в этот редкий день,

Мы в царство снов откроем двери.                        /музыка затихает./

Л. (даёт установку детям):

            Наши уши будут внимательно слушать.

            Наши руки и пальцы не будут нам мешать, а буду помогать.

            И наш язычок будет стараться правильно говорить звуки, которые мы научились произносить.

                                                                                                                

Л.:        – Ребята хотите отправиться в волшебное путешествие, в чудесный сон?

        Завтра у девочки Маши День рождения и она никак не может дождаться утра.

        Ей очень интересно, что же ей подарят: пушистую белочку или лошадку? А может весёлого         клоуна, которого она видела с мамой в магазине игрушек?

        Маша пошла спать, но долго не могла уснуть, и мама решила спеть ей колыбельную песенку.         Давайте поможем машиной маме петь, а каждую строчку песни мы будем сопровождать         движениями. Смотрите на меня и делайте, как я.

(Распевка «Колыбельная» с пальчиковой гимнастикой – аккомпанемент на ф-но)

Спать пора, спокойной ночи

Ладошки к щёкам и кивают головой

Но не хочет Маша спать

Ладошки от себя, качают головой (право, лево)

Маша песенку бормочет

Указательным пальцем подносим к губам

Маша хочет рисовать

Указательными пальцами рисуем петельки в воздухе

Хочет из мозаики

Тремя пальчиками сжимают и разжимают

Дом сложить /для заиньки

Ладошки над головой домиком/ ручки- ушки на голове

И ещё немножко

Трут ладошками

Посмотреть в окошко

Показывают «окошко»:

Не сердитесь на малышку

Грозят пальчиком

Дайте лучше книжку ей

Ладошки в виде книжки, качают ладошками перед собой

Пусть прочтёт малышка книжку

Имитация листания книжки: указательным пальцем проводят по ладошке.

Для себя и для друзей

Ладошки на себя/ ладошки вперёд.

Только сказка кончится

Сжимают- разжимают кулачки перед собой

Маше спать захочется.

Ладошки кладут под щёку (имитация сна)

Л.:         Спела мама Машеньке колыбельную песню. Маша крепко уснула и мы с вами оказались в ее         волшебном сне, в котором она увидела чудесный сундучок с разными игрушками  (детям         показывают красивую коробку). Давайте посмотрим, что же есть в этом сундучке!


Загадка про клоуна:        Что же это за умелец:

                        Он жонглер и акробат,

                        Правда делает он это,

                        Чтобы рассмешить ребят. (клоун)

Л.:         – Ребята, кто это? (ответы детей)

Звучит музыка («Клоуны» Д. Кабалевского) – 1 часть. /  ф-но.

(логопед достаёт игрушечного клоуна, который немного танцует под музыку в руках педагога)
          

Л.:        – Правильно, это веселый клоун. Он хочет с вами поиграть и не много погримасничать.         Давайте пойдём и сядем на ковёр.

Звучит музыка «Клоуны» Д. Кабалевского – 2 часть (ф – но). /Дети идут к ковру, садятся на него полукругом/. 

Л.:        – Смотрите, Клоун принёс нам кубик с  картинками и на них изображены разные предметы         (показывает детям «логокуб» с карточками с изображением арт. Гимнастики). Сейчас мы с         вами разомнем наши язычки и ротики.

        Мы станем бросать кубик по очереди, и какая картинка выпадет, то упражнение и будем         делать.

                                                                

 /Дети под музыку выполняют упражнение по выпавшей картинке./

                                                        

Л.: (Артикуляционная гимнастика) муз. / ф – но

        Давайте улыбнёмся, чтобы были видны зубки –  УЛЫБКА

        Поскакали, как лошадки – ЛОШАДКА

             Давайте подразнимся, только тихонько –  ИНДЮК

             Вытягиваем язычки, делая острую иголочку – ИГОЧКА

             Покачаем язычок на качельках –  КАЧЕЛИ

Л.:   –         Молодцы ребята, Клоуну очень понравилось с вами играть и у него для вас есть еще одна игра.         Называется «Эхо». Я буду говорить слоги со словами, а вы за мной повторять:
-   ГРА-ГРА-ГРА – начинается игра.

–  ЛА-ЛА-ЛА –  в гости белочка пришла.

–  РУ-РУ-РУ   –  быстро мы начнём игру.

–  РЫ-РЫ-РЫ –  Маше нравятся шары.

–  АР-АР-АР  –  поиграем мы все в шар.

–  УЛ-УЛ-УЛ  –  сильный ветер к нам подул.

–  ЛО-ЛО-ЛО – много снега намело.

–  РА-РА-РА   –  поиграть нам всем пора.

Л.:        – Вот мы и поиграли с клоуном, но ему пора уходить. До свидания!

Звучит музыка «Клоуны» Кабалевского – 3 часть (окончание) – ф-но

(Клоун чуть-чуть танцует в руках логопеда и прячется в сундук.)

М.Р.:        – Ребята давайте посмотрим, что есть еще в этом волшебном  сундучке.
/Логопед заглядывает в сундучок./

Л.: – Слушайте следующую загадку:

        Словно ветер-быстрая такая, По земле копытами стучит.
        Разовьется грива золотая, Ярко ясным солнышком блестит… (Лошадь)

        – Правильно, ребята! Это лошадка.

 Логопед достает из сундучка лошадку под муз сопровождение / ф – но/

Л.:        –  Лошадка захотела рассказать о себе. Вставайте скорее на ноги. Сегодня мы к знакомым         словам добавим движения, которые вы, ребята, будете повторять за мной. Смотрите на меня         внимательно!

/Проводится фонопедическое упражнение «Лошадка» – дети рассказывают вместе логопедом стихотворение и сопровождают его движениями./

Я лошадка серый бок.  (шаг на месте с высоким подниманием колен)

Цок! Цок! Цок!             (цокают языками)

Я копытцем постучу,    (имитация удара копытом)

Цок! Цок! Цок!             (цокают языками)

Если хочешь, прокачу. («пружинки»)

Цок! Цок! Цок!             (цокают языками)
Головою покручу            ( крутят головой вверх-вниз)
Цок! Цок! Цок!             (цокают языками)                            

И головку опущу!        (опускают голову)

Цок! Цок! Цок!            

Л:      - Молодцы, какое у вас хорошее воображение, какие правильные придумали движения.

         –  Давайте мы с вами встанем в круг, чтобы поиграть в лошадок. Вы будете внимательно       смотреть на Ольгу Константиновну и выполнять движения вместе с ней.

                                                        

Звучит музыка («Лошадка» А.А. Бурениной) – дети на вступление выстраиваются в круг вместе с педагогами и выполняют движения под музыку. В конце танца идут «шагом цирковых лошадок» к стульчикам. Встают возле них лицом к гостям.


Л.:        – Молодцы, ребята, садитесь. Слушайте следующую загадку.


                        Сам пустой, голос густой,

                        Дробь отбивает, Шагать помогает... (Барабан)

(Раздается звук барабана –  муз. рук. стучит в барабан)

        – Правильно- это барабан.

М.Р.:        – Барабаны бывают большие и маленькие. Они очень любят разговаривать. У большого         барабана какой голос? (Дети: – Низкий!). А у маленьких? (Дети: – Высокие!) Правильно.

Л.:        – Давайте покажем, как разговаривают большой и маленький барабаны. Когда будет говорить         большой барабан, мы отбиваем ритм ногами. Когда маленькие – ладошками по коленям и         проговариваем слова высокими голосами. Начинает большой барабан.                        

игра на развитие чувства ритма «Барабанщики»:

Л. (низким голосом):

        – БАМ, БАМ- ЧТО ЗА ГАМ? ТАК ШУМЕТЬ СТЫДНО ВАМ! (дети отбивают ритм ногами)

М.Р., Д. (высокими голосами):
        – Дядя барабан, мы так стучали, что перебудили целый свет.

           Где-то пять копеек потеряли, не купить теперь конфет! (ритм отбивается ладошками по коленям).

Л.:(низким голосом):

        – БАМ, БАМ – СТЫД И СРАМ. Я ВАМ САМ ДАМ! (дети отбивают ритм ногами).

М.Р. :        – Молодцы! Смотрите, здесь на столе лежат музыкальные инструменты. Давайте         теперь поиграем в оркестр. Выберите себе инструмент, на котором будете играть. (дети выбирают для себя инструмент).  Начнет большой барабан, а потом бубенчики продолжат, а теперь все вместе.

Звучит музыка (р.н.мел.):        «Шумовой оркестр». –/ ф – но

                                                        

Л.:        – Поиграли, молодцы! Получился настоящий оркестр.

М.Р. (заглядывает в сундучок): 
        
– Ой, кто это еще тут затаился?! Отгадайте-ка загадку:

Л.:        С ветки прыгает на ветку, Но на землю сходит редко.

        Тельце маленькое хрупко, Постоянно носит шубку.     (Белка) (Л. достаёт белку)

– Правильно, пушистая белочка! Ребята, она хочет с вами поиграть и принесла целую корзину шишек. Берем каждый по шишке и разомнем наши руки и пальчики. Вспомните белочкин стишок и повторяйте движения за мной.

Стихотворение про белку:        Раз-два, раз-два, начинается игра!
                                Шишку мы в руках катаем и ладошки разминаем.
                                Ла-ла-ла-ла, белка шишки принесла!
                                Шишечкой мы постучим и немножко пошалим.
                                Шишку пальчиком прижмем и другой рукой начнем.
                                                        

М.Р. : – Молодцы! Чтобы было веселее, мы сейчас встанем в рассыпную по залу и станцуем танец         белочек. Я буду показывать движения, а вы за мной повторять. Приготовились...

Звучит музыка («Белочка» муз. В. Шаинского) – дети танцуют танец белочек.

Л.:        – Молодцы. Мы плясали, играли... Пришло время отдохнуть. Ложитесь ровненько на ковёр,         закрывайте глаза, не много отдохнём и послушаем  красивую музыку...


Звучит музыка (А. Вивальди, «Зима» – ч. III), включаются волшебные огоньки – проводится                                                                                         релаксация под музыку.


М.Р.
(под тихо звучащую фонограмму):

        – За окошком падает снежок, снежинки плавно кружатся в воздухе и тихо застилают дорожки         и деревья. Наступила чудесная зимняя ночь. Весь город спит...

Л:        - Ребята, вдыхаем морозный воздух носом, выдыхаем плавно ртом. Животики поднимаем, на     выдохе опускаем.

Звучит музыка А. Вивальди «Зима», ч. II.

Л. (под тихо звучащую фонограмму):

        – Наступило ясное зимнее утро, все тихонько открыли глазки.

        Машу разбудила мама. Комнату освещало яркое солнце. Маша открыла глаза и проснулась.
         Давайте все встанем и сделаем утреннюю гимнастику.

Дети встают (под тихо звучащую фонограмму проводится психогимнастика).

Л., М.Р.:

     Солнышко вставало –  (тянем руки в верх)

     Солнышко тучи считало –  (качаем руками над головой)

     Посмотрело вверх –  (подъём головы вверх)

     Посмотрело вниз –  (опускаем голову вниз)

     Влево, вправо  –       (повороты головы)

     Глазками поморгало и закрыло глазки (моргают глазками и закрывают глаза)

     Открыло глазки и посмотрело на ребят.

Давайте солнышку улыбнёмся.

Солнышко проснулось, к щёчкам прикоснулось – (кладут ладошки на щёчки)

Лучиками повело и погладило, погладило – (гладят по щекам).         

М.Р.:        – Молодцы ребята. Ну что, все проснулись? (ответы детей) Проходите на стульчики.

                                                                                        – музыка замолкает.

Л.:         – Вот мы с вами и вернулись из чудесного сна девочки Маши.
        – Вам понравилось наше путешествие?  Что мы сегодня делали? (играли, плясали, пальцы разминали…) Какие игрушки мы с вами встретили во сне? (ответы         детей).
        – Как вы думаете, что же подарила мама Маше? Конечно! Мама подарила Маше сундучок         полный замечательных игрушек!

М.Р.:        – А так как сундучок действительно волшебный, то в нем и для вас нашлись подарочки!
Звучит музыка («Танец феи Драже» П.И. Чайковского) – Детям под музыку раздают памятные сувениры из волшебного сундучка.

Л.:        – Время нашей встречи подошло к концу. Давайте попрощаемся песенкой с  нашими гостями!
М.Р. (и все остальные): – До сви-да-ни-я! (пропевают)

Звучит музыка («Танец феи Драже» П.И. Чайковского) – дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний теремок" конспект занятия по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Логоритмическое занятие для детей  с общими нарушениями речи. Ребята попадают в осенний лес: играют с листочками, деревьями, встречают теремок с лесными зверятами, которые очень любят музыку....

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Снова за окном Снежная королева»

Закреплять последовательность рисования портрета, анимационного рисунка, создавать свой сказочный образ Снежной королевы, анимационно изменяя мимику лица, дополняя его деталями и элементами, присущими...

Конспект занятия - развлечения с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста тема "Весна красная пришла"

Обобщение знаний у детей по теме "Весна" через народные игры. Знакомство с русским фольклором....

Логопедическое занятие с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста по теме "Цветочная полянка"

Обобщение и уточнение знаний у детей по теме "Цветы" через народные игры, упражнения....

Перспективное планирование занятий по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Задачи, тематическое планирование, учебно-тематический план занятий по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста...

ИГРОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ "ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ТНР "

Цель презентации: в игровой форме обобщить знания детей по теме "Антонимы. Слова-противоположности". Детям предлагаются четыре вида игровых заданий. Презентация может быть использована ...