Развитие речи в театрализованной деятельности
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Цель: создать условия для речевого развития  детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

  Задачи:  1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста. 

2. Включить театральную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы. 

3. Подводить к умению: выразительно интонировать голоса героев сказки, использовать образные выражения при пересказе сказки; выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.

 4. Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи.  Педагогическое просвещение родителей по речевому развитию детей через театрализованную деятельность; привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности; вызвать желание родителей участвовать в жизни  группы и ДОУ Ожидаемые результаты: Для детей

1. умение владеть навыками выразительной речи;

 2 умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; 

3.проявлять интерес, желание к театральному искусству; 

4. передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;  5.взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;  6.умение последовательно высказывать свои мысли 

7.умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса; 

8. выразительно читать стихотворный текст 

9. умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией; 

10. умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Для педагога:1.умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

 2. овладение инновационными педагогическими технологиями  речевого развития детей; 3.умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации образовательной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_razvitie_rechi_v_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создать условия для речевого развития  детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

  Задачи:  1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста.  

2. Включить театральную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы.  

3. Подводить к умению: выразительно интонировать голоса героев сказки, использовать образные выражения при пересказе сказки; выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.

 4. Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи.  Педагогическое просвещение родителей по речевому развитию детей через театрализованную деятельность; привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности; вызвать желание родителей участвовать в жизни  группы и ДОУ Ожидаемые результаты: Для детей

1. умение владеть навыками выразительной речи;

 2 умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;  

3.проявлять интерес, желание к театральному искусству;  

4. передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;  5.взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;  6.умение последовательно высказывать свои мысли  

7.умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;  

8. выразительно читать стихотворный текст  

9. умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;  

10. умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Для педагога:1.умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

 2. овладение инновационными педагогическими технологиями  речевого развития детей; 3.умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации образовательной деятельности.

 Этапы самообразования I этап – аналитико-прогностический (подготовительный, теоретический).

1. Изучение теоретической части развития вопроса.

  2. Выявление уровня развития речи у детей среднего возраста (методики, диагностики, тесты).

 3. Разработка диагностического инструментария к материалу.

 4. Разработка перспективного плана работы по данному направлению  

5. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

  II этап – практический.  1. Работа с детьми по развитию речи посредством театрализованной деятельности (через разные виды деятельности, НОД).

  2. Работа с родителями (анкетирование, беседы, консультации, беседы, родительские собрания).  

3.Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста.

  4. Включить театральную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы.

  5. Подводить к умению: выразительно интонировать голоса героев сказки, использовать образные выражения при пересказе сказки; выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.

 6. Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи , привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности; вызвать желание родителей участвовать в жизни  группы и ДОУ

 Ожидаемые результаты: Для детей:

1. умение владеть навыками выразительной речи;

 2. умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;  проявлять интерес, желание к театральному искусству;  

3.передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;  4.взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;  5.умение последовательно высказывать свои мысли.

 6. умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;  

7.выразительно читать стихотворный текст;

  8. умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

 Для педагога: 1. сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества;

2. умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

3. овладение инновационными педагогическими технологиями  речевого развития детей; 4.умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации образовательной деятельности.

I этап – аналитико-прогностический (подготовительный, теоретический).  1. Этапы самообразования  теоретической части развития вопроса.  2. Выявление уровня развития речи у детей среднего возраста (методики, диагностики, тесты).

3. Разработка диагностического инструментария к материалу.  

4. Разработка перспективного плана работы по данному направлению.  

5. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.  

II этап – практический.  1. Работа с детьми по развитию речи посредством театрализованной деятельности (через разные виды деятельности, НОД).

  2. Работа с родителями (анкетирование, беседы, консультации, беседы, родительские собрания).  

III этап – завершающий.  1.Анализ и обобщение теоретических и практических материалов,  план  1этап – подготовительный, теоретический  (сентябрь-декабрь 2018г.) Цель: создание условий для проведения деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Изучение передового опыта педагогов и психологов по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.  Информация с интернета, работа с литературой.    Выявление уровня развития речи у детей среднего возраста.  Наблюдение.  Разработка материалов для родителей и педагогов по данной тематике.  Составление конспектов НОД; оформление папок - передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами детского сада.  Подбор диагностических тестов, методик, направленных на выявления уровня развития речи у детей среднего дошкольного возраста.  Работа с методической литературой.  

 

2этап – практический  (январь 2019г.- апрель 2019 г.) Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).

-Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития     творческой активности детей в театрализованной деятельности  

 - Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

 - Обеспечивать        взаимосвязь театрализованной  с  другими   видами    деятельности в едином педагогическом процессе;

 - Создавать условия  для  совместной театрализованной деятельности детей и     взрослых. 1 блок - работа с детьми.  Цель: развитие правильной диалогической и монологической речи у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность, беседы, инсценировки, прослушивания видеозаписи, просмотров мультфильмов.

 Индивидуальная работа с каждым ребенком.  1. «Что такое театр»?  Цель: познакомить детей с волшебным миром театра, с видом современных зданий театра прошлых лет; дать понятия: сцена, зрительный зал.

2. «Волшебники театра:актер, гример, портной (игры «В мастерской гримера», «В мастерской актера»)  Цель: продолжить знакомство с миром театральных профессий, познакомить с профессиями гримера и портного,

3. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?»  Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.  Материал:А.В. Щеткин, стр. 14-15  

4. Мимика. Игра «Подбери маску»  Цель: продолжить развитие эмоционального мира ребенка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния, определять их по пиктограммам - «маскам».  Материал: набор карт с изображением различных эмоциональных состояний сказочных животных.

.  

5. Жесты. Этюды на выразительность жеста: «Ох, ох, что за гром?» (Сорокина, стр.47), «Самолеты загудели» (стр.47), «Чешу, чешу волосыньки»(стр.47)  Цель: учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.

6. Пантомимика. Игры «Походка», «Кто я?», «Сказка».  Цель: учить детей, не говоря ни одного слова, с помощью языка выразительных движений показывать свое настроение, эмоции, характер, занятия.

7. Выражение основных эмоций: этюды «тили-тили, тили-бом» (стр.49), «баю, баю, бай»(стр.49), «Девица, девица» (стр.50), «Девочки и мальчики»(стр.50).  Цель: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.  

 

8. Сопоставление различных эмоций. Этюды: «На улице две курицы» (стр.51), «Скачет галка» (стр.51).  Цель: развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, жест, мимику, движения.

 

9. Воспроизведение отдельных черт характера. Этюды: «Лисичка-сестричка», «За деревней я гуляла», «Ехал пан» (стр.5152)  Цель: обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера

10. Доброта и жалость. Игра «Спи, Танюшка», этюд «Добрый мальчик», «Посещение больного».  Цель: развивать социально-нравственные качества, учить быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми.

 

11.Чтение пьесы Л. Поляк «Репка»  Цель: развивать речь детей, познакомить их со стихотворным текстом сказки «Репка». Материал: книга со сказкой. Импровизация русскойнародной сказки «Репка». Цель: прививать детям любовь к поэтическому слову,

12. «Заюшкина избушка». Моделирование сказки, разыгрывание ее сюжета.Цель: развивать умение использовать заместители для обозначения персонажей сказки; развивать умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.  Материал: настольный театр с изображением персонажей сказки, заместители (кружочки разной величины).  Карточки с изображением персонажей сказки, заместители (кружочки  

13. Театральная игра «Ходим кругом».  Цель: учить детей снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами.

 14. «Теремок». Моделирование сказки, разыгрывание ее сюжета.  Цель: закрепить умение использовать заместители и умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.  Материал: А.В. Щеткин, стр. 43.

 15. «Колобок», обыгрывание сказки, составление наглядной модели.  Цель: развивать умение подбирать заместители по заданному признаку (цвету), развивать дикцию, память, внимание, фантазию детей.  

16.. Игра «Ступеньки доброты» Цель: учить детей передавать свое отношение к поступкам героев, формировать свое представление о справедливости, скромности.  Материал: изображение героев сказок «Колобок», «Заюшкина избушка»; панно с изображением лестницы (демонстрационное и на каждого ребенка); кружки-заместители (на каждого ребенка).

  17. «Зимовье зверей», «разыгрывание сказки с кружками; игра «ступеньки доброты».  Цель: учить подбирать заместители по заданным признакам(величине и цвету), продолжать учить  

18.. Сочиняем сказки. Цель: закрепить умение придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов.  Материал: по 2-3 кружка разного цвета (на  каждого ребенка)

19. Спектакль «Теремок».Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Совершенствовать элементы актерского мастерства.

  20. Показ  настольного театра «Маша и  медведь»детям младшего  дошкольного возраста.  Цель: приучать детей в инсценировании ролей  пьесы. Развивать выразительность речи. Воспитывать партнерские отношения между детьми.  Материал: необходимое оборудование для театрализации сказки (набор настольного театра).  

 

Индивидуальная работа педагога.  

 

2 блок - работа с родителями  Цель: осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения  игрового опыта, речевой активности ребенка.

Анкетирование  Тема «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»  Выступление на родительском собрании по данной теме самообразования.

 Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома.  Тема «Развитие речи в домашних условиях» .

 Консультация, памятки. Тема «Роль театрализованных игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»  

 Фото детей в деятельности, картинки необходимых материалов для театрализованной деятельности.  

.  

 

 

 

 

 

 

 

3 этап – завершающий (май 2018г.)  Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы. Презентация проекта  «Театрализованная деятельность средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»

 Изучение учебно – методической литературы и интернет ресурсов:

 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 2000.

  2. Алексеева М. М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998.

  3. Ушакова О.С., Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Елец, 2003.

 4. Яшина В.И. Изучение речевой готовности детей к школьному обучению// Диагностика готовности детей к школе. М.,2008.

 5. Артемова Л.В. Театрализованные игры. «Мозаика – синтез» 2010.

 6. Ершова А.Е. Уроки театра. М., 2003

7. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3- 7 лет. Ид. «Учитель» В.,  8. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. М., 2012.  

9. Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр»

10.Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/

 11. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

 12. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001. 13. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000..

14 Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.

15. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.

16. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.

17. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

18. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

19. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

 20. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности взрослого с детьми 1 младшей группы по развитию речи в театрализованной деятельности. Тема: «Дайте только срок, построим теремок!»

Конспект содержит полный материал развитие речевых способностей детей  и на закрепление  театрально-игровых умений на основе русской народной сказки "Теремок"....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №1 МБДОУ №6 Воспитатель Майорова Ю.С.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ   ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ№1 МБДОУ №6Воспитатель Майорова Ю.С....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие речи через театрализованную деятельность с элементами художественного творчества (лепка)

Программное содержание: повторить содержание русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Булатова; помочь запомнить сказку, развивать способность следить за действиями воспитателя, вовлекать дете...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи и театрализованной деятельности "В гостях у бабушки"

Организованная образовательная деятельность по развитию речи и театрализованной деятельности "В гостях у бабаушки"...