НОД "Поможем бабушке Федоре"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Борисенко Анна Владимировна

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с элементами экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pomozhem_babushke_fedore.docx28.06 КБ
Файл pomozhem_babushke_fedore.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

 "Детский сад "Радуга" п.Агириш

НОД

по образовательной области "Речевое развитие"

/раздел "Развитие речи"/

"Поможем бабушке Федоре"

(средняя группа «Звездочки» комбинированной направленности)

Составила: Борисенко А.В.,

воспитатель

высшая квалификационная категория

п.Агириш 2020г.

Непосредственно образовательная  деятельность по образовательной области «Речевое развитие» /модуль «Развитие речи».

Интеграция: образовательных областей «Речевое развитие» /раздел «Развитие речи» и «Познавательное развитие» /раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»/.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Формы работы

«Речевое развитие»

Коммуникативная

 д/и «Четвертый лишний», «Назови какая», «Найди пару», отгадывание загадки,

упражнение на развитие слухового внимания «Кружки – болтушки», дыхательная гимнастика «Чайник закипает»,  физминутка «Изобрази посуду»,

«Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская 

Эксперимент «Отгадай, из какого материала кружка», опыт «Свойствами стекла и металла»

Цель: расширение представлений детей о посуде, свойствах материала, из которого она сделана.

Задачи:

Образовательные: 

Учить употреблять прилагательные с обобщающим значением (чайная, столовая, кухонная).

Расширять представления детей  о свойствах материалов (стекло, металл) через организацию опытно-экспериментальной деятельности, учить фиксировать полученные впечатления в речи.

Развивающие: 

Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, формировать правильное направление воздушной струи.

Активизировать употребление в речи названий предметов и материалов, из которых они изготовлены.

Совершенствовать диалогическую речь через участие в беседе.

Воспитательные:

Воспитывать желание помогать взрослым.

Создание мотивации – сюрпризный момент (приход в гости бабушки Федоры).

Постановка цели детьми  -  формирование желания помочь Федоре подобрать посуду для чаепития; эксперимент «Отгадай из какого материала кружка», опыт со свойствами стекла и металла, д/и «Четвертый лишний».

Совместная деятельность педагога с детьми – физминутка «Изобрази посуду», дыхательная гимнастика «Чайник закипает», эксперимент «Отгадай из какого материала кружка», опыт «Свойства стекла и металла», упражнение на развитие слухового внимания «Кружки – болтушки».

Самостоятельная деятельность детей – отгадывание загадки, д/и «Четвертый лишний», д/и «Назови, какая», «Найди пару».

Рефлексия – подведение итогов, упражнение «Дорисуй недостающие детали».  

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

интерактивная панель, магнитофон, презентация,  кукла би-ба-бо (бабушка Федора) чайник, стеклянная и металлическая кружка, разнос.

Раздаточный материал:

Картинки с посудой, стаканчики с водой, трубочки.

Предварительная  работа:

  • Просмотр мультфильма «Федорино горе»;
  • загадывание загадок о посуде;
  • д/и «Четвертый лишний»;
  • лепка чашки, тарелки.

Словарная работа: сухарница, конфетница, чайная.

В группе слышится песенка бабушки Федоры.

Воспитатель обращает внимание детей на песню.

– Ребята, как вы думаете, кто это поет?

– Бабушка Федора.

– Кто из вас помнит, как закончилась эта сказка?

– Посуда вернулась к Федоре, она её всю перемыла.

– Правильно, а сегодня она пришла к нам в гости. Глазки крепко закрывайте, а теперь их открывайте  и Федору вы встречайте.

Воспитатель надевает на руку куклу би-ба-бо бабушку Федору.

– Здравствуйте детишки! Вы знаете, скоро будет праздник «8марта», ко мне придут гости, очень хочу напоить их чаем, а какую посуду поставить на стол не знаю.

– Ребята, чем мы можем помочь нашей гостье?

– Поможем подобрать посуду для чаепития.

– Ребята, давайте вспомним, какая бывает посуда.

На экране появляется изображение чайного сервиза, столового сервиза, посуды для приготовления пищи.

– Как называется посуда из которой мы пьем чай?

– Чайная.

– Как называется та посуда, из которой мы едим?

– Столовая.

– Как называется та посуда, в которой готовят блюда?

– Кухонная.

– Молодцы!

– Ребята, помогите Федоре выбрать чайную посуду.

Д/и «Четвертый лишний»

– Ребята, а с чем можно пить чай?

– С сахаром, конфетами, сухариками, маслом сливочным и хлебом, печеньем и т.д.

– Для каждого из этих продуктов тоже  есть своя посуда. А правильно подобрать её нам поможет игра «Найди свою пару».

Я  повешу вам на шею картинки с изображением посуды и продуктов, вы внимательно посмотрите друг на друга и объединитесь в пары.

Игра «Найди свою пару».

Сережа, что нарисовано на твоей карточке?

– Сахарница.

Что, кладут в  сахарницу?

В сахарницу кладут сахар.

Аналогично проводится индивидуальная работа с другими детьми.

–  Ну вот, посуду подобрали, пора греть чайник.

Физкультминутка

Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Вот большой стеклянный чайник:

(Дети надувают животик.)

Очень важный, как начальник!

(Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

(Приседают, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни – разобьются!

(Кружатся, рисуя руками круг.)

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.

(Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес!

Упражнение на развитие дыхания «Вода кипит».

 Ребята, чайник согрелся, давайте покажем, как вода в чайнике кипит. Подойдите к столам. Возьмите стаканчик. Сделайте глубокий вздох через нос, а затем подуйте в трубочку, не раздувая щек. Сначала вода закипает потихоньку, и появляются маленькие пузырьки. Потом сильнее, и вот вода закипела, забурлила.

– Ребята, у меня есть два предмета посуды, а какие именно вы узнаете, если отгадаете загадку:

Для чаепития важны

Конфеты, коржики, ватрушки

И обязательно нужны

Под кофе, чай большие ...

 Кружки.

Начало формы

– Правильно. Хочу с вами посоветоваться, в какую из них лучше наливать чай гостям. Как вы думаете, из какого материала они сделаны?

– Из стекла и металла.

– Как мы можем это проверить с помощью магнита и сока?

– Если в стеклянную кружку налить сок, его будет видно, потому что стекло прозрачное.

– Если к железной кружке поднести магнит, он притянется, потому что железо притягивает магнит.

– Как вы думаете, из какой кружки безопаснее пить горячий чай? Давайте проверим.

Кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным.

Педагог наливает горячую воду в кружки и дает детям их потрогать.

– Что произошло с железной кружкой?

– Она быстро нагрелась.

– Стеклянная дольше нагревается.

– Значит, в какую кружку лучше налить гостям чай? Почему?

– В стеклянную. Если взять железную кружку с горячим чаем, можно обжечься.

 Спасибо, ребята, а вы знаете, что кружки могут петь, а как они поют, мы сейчас услышим.

Дидактическая игра «Кружки – болтушки»

 (Берутся две кружки – железная, стеклянная. Воспитатель ударяет по ним палочкой. Дети внимательно слушают и запоминают, как звучит каждая кружка. Потом закрывают глаза и по звуку отгадывают, какая кружка звучала).

– А сейчас я предлагаю вам рассказать Федоре, как  называется посуда, сделанная из различных материалов.

Игра «Назови, какая посуда»

Если ложка сделана из металла, то она (какая) - …

Если тарелка из стекла, то она - …

Если чашка из фарфора, то она - …

Если половник из металла, то она - …

Если ложка из пластмассы, то она - …

Если горшок из глины, то она - …

– Молодцы, ребята, вы очень мне помогли, пора возвращаться домой. Напомните мне ещё раз, как называется посуда, из которой пьют чай? Из какого материала изготавливают посуду? Кто из вас запомнил, как называется посуда, в которой хранят сухари, конфеты?

Предлагаю порадовать ваших мам на 8 марта и приготовить им такие подарки. Дорисуйте у посуды недостающие детали и раскрасьте её.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» п . Агириш » Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности «Речевое развитие» на тему « Поможем бабушке Федоре » /средняя группа «звездочки» комбинированной направленности/ Составила: Борисенко А.В., воспитатель высшей квалификационной категории пгт . Агириш 2020г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поможем бабушке Федоре"

Конспект занятия по трудовому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Посуда. Нашей бабушке Федоре дружно мы поможем в горе

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и тестопластике. Большое внимание на занятии уделяется творческому развитию воспитанников....

Конспект занятия по развитию речи "Бабушка Федора в гостях у детей"

В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому данное занятие    включает разнообразные речевые игры и упражнения, объединенны...

«Поможем бабушке Федоре»

                        Конспект  занятия      ...

Аппликация. "Посуда для бабушки Федоры."

Закрепление знания посуды и ее функции....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Поможем бабушке Федоре»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Физическая культура" Старшая группа...