Проект "На пороге школы"
проект по развитию речи (старшая группа)

Цель проекта: повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе.

Задачи:

1. Сформировать уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе.

2. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли-позиции «школьника».

3. Повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.

4. Организовать развивающие занятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровень психологической готовности к школе по развитию внимания, аналитичекого мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения в школе. 5. Разработать план мероприятий для детей и родителей.

Гипотеза : состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с детьми, с родителями и педагогами подготовительной группы приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, их к безболезненной адаптации и успешному обучению, к сформированности личностных качеств.

Принципы реализации проекта:

Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей;

Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

Единство содержания форм и методов работы;

Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «Дети – родители-сотрудники» .

Принцип доступности.

Принцип системности и последовательности.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Этапы работы над проектом:

I этап -диагностика - аналитический (январь) Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.

II этап - реализация проекта (февраль-апрель)

Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.

III этап - итоговый (апрель) Оформление папки с материалами проекта.

Ожидаемый результат:

- Наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;

- Сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;

- Эмоционально положительное отношение к школе;

Актуальность темы.

«Быть готовым к школе-не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе-значит

быть готовым всему этому научиться».

(Венгер Л. А.)

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольный период.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной их сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.

И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. Насколько сформирована психологическая готовность ребенка к обучению в школе зависит от воспитания и обучения дошкольников в детском саду и конечно в семье. От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации к новым условиям и правилам, которые диктует школа, его учебные успехи и его психологическое самочувствие. В старшем дошкольном возрасте у ребенка наблюдается резкое развитие познавательных мотивов, которые связаны с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладение новыми умениями, навыками и знаниями.

Практика сегодня преимущественно нацелена на интеллектуальную подготовку детей к обучению в школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу у проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

План психолого-педагогической работы по подготовке детей к школе

(подготовительная группа).

Цикл развивающих занятий по подготовке к школе

Формирование психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе; развитие интеллектуальных и личностных способностей детей.

2 раза в месяц (январь-апрель)

Диагностика готовности детей к школе; выявление уровня психологической и мотивационной сферы. Январь./апрель

Экскурсия в школу

Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни

Январь, Март

Знакомимся с портфелем. Расширить представление детей о названии и назначении школьных предметов

Февраль

Дидактическая игра

«Первоклассник» Закрепить знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе.

Беседа

«Профессия — учитель» Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых февраль

Сюжетно-ролевая игра «Школа» Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми март

Выставка детских работ «Я рисую школу» Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую мускулатуру руки март

Дидактическая игра «Собери портфель» Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания Март

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учить самостоятельно, находить решение поставленной задачию./февраль

Заучивание стихотворения «Читалочка» В. Берестова Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности./февраль

Беседа о школьной библиотеке Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначениию/март

Вечер загадок «Скоро в школу» Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления./март

Беседа об уроках, переменах и школьном звонке Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению./апрель

Игра-соревнование между детьми подготовительных групп «Как мы готовы к школе»

Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам Апрель.

Чтение стихов, рассказов, повести о школе. Продолжать воспитывать желание к школьному обучению, желание больше узнать о школе Апрель

Тематическое планирование работы с педагогами на учебный год.

Февраль 1. Консультирование по итогам первоначальной диагностики готовности детей к школе

2. Тематическое консультирование «Воспитателю об особенностях развитие ребенка 6-7 лет

Март/Тематическая консультация

Индивидуальная работа по запросам «Учите детей управлять своим поведением»

Апрель/ Семинар-практикум «Шестилетки на пороге школы»

Индивидуальная работа по запросам «Эмоционально-волевая и психологическая готовность»

Май/1. Консультирование по итогам динамической диагностики готовности к школе.

План работы с родителями будущих первоклассников.

Очная форма

1. Выступления на общих родительских собраниях в подготовительных группах «Основные факторы риска в предшкольный период».

«От школьника к дошкольнику». Апрель

2. Анкетирование родителей

«Готовы ли отдать ребенка в школу»

«Как вы готовите ребенка к школе»

Март-апрель

3. Консультации по запросу «Психологический портрет ребенка 6-7 лет»

«Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе».

«Учеба без проблем - интеллектуальная готовность к школе».

«Ваш ребенок идет в школу». Проводится по расписанию.

4. Тренинги, деловые игры «Идем в школу с радостью»

«Готовимся к школе всей семьей» (Приложение 2) Проводится с родителями по подгруппам

Очно-заочная форма

Выставки Психолого-педагогическая литература на тему «Первый раз в первый класс» Оформляется 1 раз в квартал

Папки-передвижки. Подготовка старшего дошкольника к школьному обучению (тест для самоопределения готовности родителей к обучению в школе его ребенка) Располагается в доступном для родителей месте

Памятки, буклеты, просветительские листки «Влияние установок взрослых на развитие детей»

«Основные психологические особенности будущего первоклассника»

«Рекомендации по здоровьесбережению будущих дошкольников»

«Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и в детском саду»

«Психологическая готовность к школьному обучению» Предлагается родителям при необходимости или по запросу

Заключение.

Динамика развития детей в процессе реализации проект:

Первичная диагностика (январь) Вторичная диагностика (апрель)

Готовы к обучению в школе.

Таким образом, реализуя проект по подготовке к школе я, добилась хороших результатов. У детей не только появилась мотивационная потребность в обучении, но и прослеживалась динамика в развитии познавательной сферы. Результатом по истечению данного проекта являются:

1. У детей повысился уровень учебной мотивации.

2. Изменилось негативное эмоциональное отношение детей к школе на положительное.

3. Повысилось педагогическая компетентность воспитателей, родителей по вопросам развития учебной мотивации, эмоционального настроя у дошкольников.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список использованной литературы:

1. Н. М. Борозинец. «Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки».

2. Е. Жукова, Е. Хомякова. Программа «Работа с родителями дошкольников».

3. Л. А. Ясюкова «Прогноз и профилактика проблем обучения в ачальной школе. Готовность к школе».

4. Семаго «Психолого-педагогическое обследование детей в подготовительной группе».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_poroge_shkoly.docx277.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района ЧР

Проект «На пороге школы»

(подготовительная группа)

Составитель: Сенатова Вера Осиповна

Воспитатель МБДОУ детский сад №1 «Колосок»

Комсомольского района ЧР

2015 г.

Проект «На пороге школы»

Содержание:

1. Паспорт проекта

2. Вид проекта

3. Актуальность проекта

4. Цель и задачи проекта

5. Гипотеза проекта

6. Принципы реализации проекта

7. Этапы проекта

8. Ожидаемый результат деятельности

9. Поэтапный план реализации проекта

10. Актуальность выбранной темы

11. Основная часть

11. Заключение

12. Список литературы

Паспорт проекта

Срок реализации: Долгосрочный (январь-май)

Вид проекта: Психолого-просветительский, исследовательский.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители подготовительной группы.

База внедрения проекта: подготовительная группа МБДОУ детский сад № 1

«Колосок»

Цель проекта: повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе.

Задачи:

1. Сформировать уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе.

2. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли-позиции «школьника».

3. Повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.

4. Организовать развивающие занятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровень психологической готовности к школе по развитию внимания, аналитичекого мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения в школе. 5. Разработать план мероприятий для детей и родителей.

    Гипотеза : состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с детьми, с родителями и педагогами подготовительной группы приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, их к безболезненной адаптации и успешному обучению, к сформированности личностных качеств.

Принципы реализации проекта:

Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей;

Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

Единство содержания форм и методов работы;

Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «Дети – родители-сотрудники» .

Принцип доступности.

Принцип системности и последовательности.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Этапы работы над проектом:

I этап -диагностика - аналитический (январь) Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.

II этап - реализация проекта (февраль-апрель)

Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.

III этап - итоговый (апрель) Оформление папки с материалами проекта.

Ожидаемый результат:

- Наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;

- Сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;

- Эмоционально положительное отношение к школе;

Актуальность темы.

«Быть готовым к школе-не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе-значит

быть готовым всему этому научиться».

(Венгер Л. А.)

     В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольный период.

     В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной их сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.

     И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. Насколько сформирована психологическая готовность ребенка к обучению в школе зависит от воспитания и обучения дошкольников в детском саду и конечно в семье. От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации к новым условиям и правилам, которые диктует школа, его учебные успехи и его психологическое самочувствие. В старшем дошкольном возрасте у ребенка наблюдается резкое развитие познавательных мотивов, которые связаны с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладение новыми умениями, навыками и знаниями.

     Практика сегодня преимущественно нацелена на интеллектуальную подготовку детей к обучению в школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу у проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

План психолого-педагогической работы по подготовке детей к школе

(подготовительная группа).

Цикл развивающих занятий по подготовке к школе

Формирование психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе; развитие интеллектуальных и личностных способностей детей.

2 раза в месяц (январь-апрель)

Диагностика готовности детей к школе; выявление уровня психологической и мотивационной сферы. Январь./апрель

Экскурсия в школу

     Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни

Январь, Март

     Знакомимся с портфелем. Расширить представление детей о названии и назначении школьных предметов

Февраль

Дидактическая игра

     «Первоклассник» Закрепить знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе.

Беседа

    «Профессия — учитель» Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых февраль

   Сюжетно-ролевая игра «Школа» Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми март

     Выставка детских работ «Я рисую школу» Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую мускулатуру руки март

     Дидактическая игра «Собери портфель» Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания Март

    Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учить самостоятельно, находить решение поставленной задачию./февраль

    Заучивание стихотворения «Читалочка» В. Берестова Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности./февраль

    Беседа о школьной библиотеке Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначениию/март

   Вечер загадок «Скоро в школу» Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления./март

     Беседа об уроках, переменах и школьном звонке Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению./апрель

    Игра-соревнование между детьми подготовительных групп «Как мы готовы к школе»

Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам Апрель.

     Чтение стихов, рассказов, повести о школе. Продолжать воспитывать желание к школьному обучению, желание больше узнать о школе Апрель

    Тематическое планирование работы с педагогами на учебный год.

Февраль 1. Консультирование по итогам первоначальной диагностики готовности детей к школе

2. Тематическое консультирование «Воспитателю об особенностях развитие ребенка 6-7 лет

Март/Тематическая консультация

Индивидуальная работа по запросам «Учите детей управлять своим поведением»

Апрель/ Семинар-практикум «Шестилетки на пороге школы»

    Индивидуальная работа по запросам «Эмоционально-волевая и психологическая готовность»

Май/1. Консультирование по итогам динамической диагностики готовности к школе.

План работы с родителями будущих первоклассников.

Очная форма

1. Выступления на общих родительских собраниях в подготовительных группах «Основные факторы риска в предшкольный период».

«От школьника к дошкольнику». Апрель

2. Анкетирование родителей

«Готовы ли отдать ребенка в школу»

«Как вы готовите ребенка к школе»

Март-апрель

3. Консультации по запросу «Психологический портрет ребенка 6-7 лет»

«Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе».

«Учеба без проблем - интеллектуальная готовность к школе».

«Ваш ребенок идет в школу». Проводится по расписанию.

4. Тренинги, деловые игры «Идем в школу с радостью»

«Готовимся к школе всей семьей» (Приложение 2) Проводится с родителями по  подгруппам

 Очно-заочная форма

    Выставки Психолого-педагогическая литература на тему «Первый раз в первый класс» Оформляется 1 раз в квартал

    Папки-передвижки. Подготовка старшего дошкольника к школьному обучению (тест для самоопределения готовности родителей к обучению в школе его ребенка) Располагается в доступном для родителей месте

     Памятки, буклеты, просветительские листки «Влияние установок взрослых на развитие детей»

«Основные психологические особенности будущего первоклассника»

«Рекомендации по здоровьесбережению будущих дошкольников»

«Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и в детском саду»

«Психологическая готовность к школьному обучению» Предлагается родителям при необходимости или по запросу

Заключение.

Динамика развития детей в процессе реализации проект:

Первичная диагностика (январь) Вторичная диагностика (апрель)

Готовы к обучению в школе.

Таким образом, реализуя проект по подготовке к школе я, добилась хороших результатов. У детей не только появилась мотивационная потребность в обучении, но и прослеживалась динамика в развитии познавательной сферы. Результатом по истечению данного проекта являются:

1. У детей повысился уровень учебной мотивации.

2. Изменилось негативное эмоциональное отношение детей к школе на положительное.

3. Повысилось педагогическая компетентность воспитателей, родителей по вопросам развития учебной мотивации, эмоционального настроя у дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Н. М. Борозинец. «Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки».

2. Е. Жукова, Е. Хомякова. Программа «Работа с родителями дошкольников».

3. Л. А. Ясюкова «Прогноз и профилактика проблем обучения в ачальной школе. Готовность к школе».

4. Семаго «Психолого-педагогическое обследование детей в подготовительной группе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитанники подготовительной к школе группы на пороге школы.

Для многих родителей воспитанников подготовительной к школе группы стоит вопрос выбора школы. Учитывается ее статус, уровень образования, приоритетные направления в обучении, удаленность от дома и т.д...

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Собрание в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок на пороге школы»

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошко...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...