ООД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа о птицах с элементами театрализации»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Задачи:

Коррекционно – образовательные: учить детей составлять описательный рассказ о птицах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки-модели; активизировать в речи глаголы, прилагательные, преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; закреплять знания о птицах.

Коррекционно – развивающие: развивать связную речь; развивать мышление, воображение.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать умение рассказывать связно и выразительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe_na_temu.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление  описательного рассказа о птицах с элементами театрализации»

Задачи:

Коррекционно – образовательные: учить детей составлять описательный рассказ о птицах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки-модели; активизировать в речи глаголы, прилагательные, преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; закреплять знания о птицах.

Коррекционно – развивающие: развивать связную речь; развивать мышление, воображение.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать умение рассказывать связно и выразительно.

Предварительная работа: чтение сказки «Лиса и журавль», беседы о зимующих и перелётных птицах, наблюдения за птицами на прогулке.

Материал: картинки с изображением птиц,  модели для составления описательного рассказа (карточки с изображением частей тела птицы, гнезда, тарелки, цветных клякс), кувшин и тарелка для театрализации сказки, куклы бибабо (лиса, журавль).

Ход ООД:

Воспитатель (обращает внимание детей на посуду, стоящую на столе): Ребята, в какой знакомой вам сказке есть кувшин и тарелка? (Ответы детей.) Сейчас ребята-артисты покажут нам сказку «Лиса и журавль», а мы посмотрим и вспомним её. (Двое детей разыгрывают сказку.)

А теперь и мы с вами представим, будто мы журавли. Вспомните, как журавль вытягивает шею, какие у него длинные ноги.

Психогимнастика «Журавль»

(Дети встают и выполняют движения соответственно тексту.)

По болоту я хожу

(ходьба на месте),

Во все стороны гляжу

(повороты головой влево, вправо),

Часто нагибаются

(наклоны вперед),

Клюковкой питаюсь

(«собирают» ягоду,

«кладут» в рот).

Я схожу на ручеек

(ходьба на месте),

Заварю себе чаёк

(помешивание одной рукой).

Буду пить-попивать

(«пьют» чай),

Красно лето вспоминать.

(Дети садятся на стульчики.)

Закончилось красно лето, наступила осень. Журавли, как и другие перелетные птицы, улетели в теплые края. Почему? (Ответы детей.) Остались зимовать с нами другие птицы. Лисичка, знаешь ли ты зимующих птиц?

Лисичка: Нет, я знакома только с журавлем.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем лисичке о зимующих птицах, но чтобы история получилась понятной и связной, нужно следовать определенному порядку.

Для этого нам пригодятся схемы-помощницы. Сначала надо назвать птицу, о которой будете рассказывать. Чтобы не забыть об этом, поставим пустую карточку, потому что каждый из вас будет рассказывать про ту птицу, которая понравится. Посмотрите на вторую карточку и скажите. О чем нужно рассказывать? Что есть у птиц, отличающее их от животных? (Воспитатель выставляет на доске вторую карточку, на которой изображены части тела птицы. Рассматривание и объяснение третьей карточки: цветные кляксы. Нужно рассказать, какого цвета оперение птицы. Четвертая карточка: два круга – большой и маленький. Дети предполагают, что здесь имеется в виду размер описываемой птицы. Пятая карточка: схематическое изображение гнезда, то есть рассказ о том, где живет птица. Шестая карточка: схематичное изображение тарелки напоминает детям, чем питается птица.)

Сначала мы попробуем составить рассказ о птице вместе, но о какой пташке будем рассказывать, вы узнаете, отгадав загадку:

На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В черной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется…(синица).

(Составление совместного рассказа о синице по схемам-моделям. Воспитатель помогает, дети дополняют ответы друг друга.)

Кто хочет рассказать о птице? (По желанию дети составляют рассказы, другие ребята внимательно слушают, дополняют. Рассказы о сороке, дятле.)

Все ли птицы разговаривают одинаково? (Ответы детей.) Предлагаю превратиться в птицу и рассказать от ее имени, как она голос подает.

Речевая игра «Как птица голос подает»

(Воспитатель показывает картинки, дети называют птицу, её действия, имитируют звуки, какие она производит. Мы вороны. Мы умеем каркать. Кар-кар-кар. Мы сороки. Мы умеем стрекотать. Стр-стр-стр! Мы совы. Мы умеем ухать. Ух-ух-ух! Мы воробьи. Мы умеем чирикать. Чирик-чик-чик!)

Ребята, сейчас на улице становится все холоднее. Что мы с вами делаем на прогулке, чтобы не замерзнуть? (Ответы детей: бегаем, прыгаем, двигаемся, катаемся с горки, чистим снег, хлопаем и т. д.) И птицы тоже стараются согреться. В морозы они сидят на ветках нахохлившись. Воробьи ходить не умеют, они умеют только прыгать, а как греются голуби? Голуби собираются в дружную стаю и греются, прижимаясь друг к другу. (Воспитатель предлагает изобразить греющихся птиц.)

На прощание давайте согреем птиц ласковым словом, ведь оно согревает, будто солнышко.

Игра с мячом «Назови ласково»

Снегирь… (снегирёк)

Воробей… (воробушек)

Голубь… (голубок)

Острый клюв… (остренький клювик)

Черное крыло… (чёрненькое крылышко)

Короткий хвост… (коротенький хвостик)

Воспитатель: на этом наше занятие окончено. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы"

Формирование первоначальных представлений о зимующих и перелетных птицах...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: « Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка».

Связная речь. Учить детей пересказывать рассказ Е. Чарушина «Курочка».Словарь и грамматика. Учить детей сравнивать изображённых на картинках курицу и цыплёнка по размеру, цвету, подбирать ...

Методическая разработка конспекта НОД по развитию речи в средней группе на тему «Составление рассказов об осени»

Методическая разработка конспекта НОД по развитию речи в средней группе на тему «Составление рассказов об осени» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказов об о...

Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему: составление рассказов по картинке «На полянке»

Цель: помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.Задачи:Образовательные:- Формировать умение внимательно рас...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Моя кукла»

Цель: способствовать развитию связной речи детей 4-5 лет посредством обучения их составлению рассказов по серии сюжетных картин.Задачи:Образовательные: обучать детей внимательно рассматривать картины,...

Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему: составление рассказов по картинке «Безопасность на воде»

Цель: формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на воде.Задачи:Обучающая:-  расширять представления о причинах несчастных случаев на воде, действиях в случае опасности.Р...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Чтение рассказа Г.А.Скребицкого «На лесной полянке. Зима».

Знакомство с рассказом Г.А. Скребицкого «На лесной полянке. Зима».Формирование у детей навык воспринимать литературный текст, осмысливать события рассказа о жизни леса в зимнее время....