Проект "В гостях у сказки"
проект по развитию речи (средняя группа)

Диана Тагировна Чеботарева

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время. Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится. Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.

 

Актуальность темы в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

 

Сказки помогают развить речь, память, мышление, мелкую моторику ребенка;

Дают представление об окружающем мире;

Учат ориентироваться в пространстве;

Учат считать;

 Расширяют кругозор.

 

      Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло. Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gostyah_u_skazki_srednyaya_gruppa_5.docx523.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Детский сад № 15 «Аистенок»

Проект «В гостях у сказки»

https://1.bp.blogspot.com/-ExxnpyPouk8/WHubTB-E4NI/AAAAAAAA8PE/e1qdM8zVIkghad8VoCFpf_JlurChxxOBACLcB/s1600/65826133.jpg

Воспитатель:

Чеботарева Диана Тагировна

средняя группа № 5

Пушкино, 2018 г.


Проект «В гостях у сказки»

 

Актуальность проекта

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время. Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится. Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.

Актуальность темы в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Сказки помогают развить речь, память, мышление, мелкую моторику ребенка;

Дают представление об окружающем мире;

Учат ориентироваться в пространстве;

Учат считать;

 Расширяют кругозор.

      Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло. Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком. Но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках.

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста и развитию речи.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации. И так, сказки для детей несут в себе кроме развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:

- развивают связную речь

- развивают слух и произношение;

- формируют понятие «добро и зло»;

- прививают уважение к себе как к личности, но и к старшим;

- способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.

Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это и первый художественный музей, где ребенок знакомится с творчеством замечательных художников

Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.

Участники проекта: Дети средней группы № 5 «Солнышко», воспитатели, родители.

Цель: Развитие речи, правильного произношения и культуры речи дошкольника

Речевое – развитие:

1.      Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов из знакомых сказок, пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.

2.      Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.

3.      Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.

4.      Привлекать родителей к развитию правильной речи ребенка.

Познавательное развитие:

1.      Развивать восприятие, повышать интерес к фольклорным произведениям.

2.      Развитие воображения и творческой активности детей.

3.      Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях посредством знакомства со сказкой, фольклорными произведениями и театрализованной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие:

1.      Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.

2.      Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».

3.      Привлекать родителей к совместной развитию речи детей.

4.      Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры;

 

Художественно-эстетическое развитие

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия сказок и фольклорных произведений.

2.   Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведения.

3. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.

4.  Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.

Физическое развитие:

1.  Правильное выполнение основных движений при обыгрывании героев произведений.

2.  Овладение подвижными играми с правилами.

Этапы реализации проекта

 


Цели этапа

Вводный (Сентябрь)

Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала по проекту.

Обследование уровня речевого развития детей.

Ознакомление с литературой по теме «Сказка первый друг» «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста правильного произношения», «Роль сказки в развитии речи дошкольников».

Создание предметно-развивающей среды в группе.

Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями.

Сбор материала (набор картин «Русские народные сказки», сборники произведений с малыми фольклорными формами, музыкальных песен, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.)

Подготовка консультаций для родителей «Сказка глазами детей и педагогов», «Роль книги в жизни ребенка», «Что читать детям дошкольного возраста. Роль чтения в семье»; и педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Подготовка игры «Угадай сказку».

 

Основной (Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь)

Накопление представлений по теме

Продолжать знакомство с русскими сказками и их героями.

Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей:

- привлечение к активному участию в праздниках и развлечениях,

- настольный театр к сказке своими руками.

Раскрыть значимость фольклора в развитии речи детей для педагогов.

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа педагогов

Октябрь

Чтение сказок «Три поросенка», «7 козлят».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Показ настольного, театра «Репка».

Ознакомление с художественной литературой: «Репка».

НОД по развитию речи: «Наша дружная семья»  по мотивам русской народной сказки «Репка»).

Дидактические,  пальчиковые игры.

Буклет «Что читать детям среднего дошкольного возраста. Роль чтения в семье».

Организация выставки «Моя любимая сказка».

 

Ноябрь

Показ пальчикового театра «Колобок».

НОД по развитию речи: «Колобок» (игра-инсценировка), выставка детских рисунков по сказке «Колобок».

Театрализованная деятельность: «Путешествие по сказкам».

Дидактические, хороводные, пальчиковые игры.

Консультация «Домашний кукольный театр».

Игра театр «В гостях у сказки»

 

Декабрь

Чтение сказок «Теремок», «Курочка Ряба».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Показ настольного, пальчикового театра «Теремок», настольных, «Курочка Ряба».

Ознакомление с художественной литературой: «Сказочный сундучок».

НОД по развитию речи: «В гости к бабушке»,

Театрализованная деятельность «Кто, кто в теремочке живёт?»

Дидактические, хороводные, пальчиковые игры.

Консультация «Читаем дома»

 

 Информация.

«Почитайте детям сказку»

 НОД по развитию речи «Путешествие в страну сказок»

Январь

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Показ настольного театра «Заюшкина избушка»

НОД для детей по развитию речи: «К бабушке  в гости на оладушки!»…

Театрализованная игра по сказке «Волк и семеро козлят».

Театрализованное развлечение «Сказочные узелки».

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».

Дидактические, хороводные, пальчиковые игры.

 

Итоговый (Февраль)

Обобщение результатов по проделанной работе над проектом «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста.

Пополнение книжного уголка сказками для детей (по возрасту).

Пополнение театрализованного уголка.

Создание сборника аудиосказок «Познавательные сказки» Ларисы Тарасенко.

Картотеки и сборники НОД:

•  НОД по развитию речи по ознакомлению с художественной литературой;

•  Дидактических игр по развитию речи дошкольников;

•  Подвижных игр;

•  Хороводных игр;

•  Пальчиковых игр и упражнений.

 

    

  

              Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.

 

            Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения – обычны в сказке.

             Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Ее можно использовать, как материал для формирования у детей навыков и умений во всех образовательных областях.

            Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

             Восприятие окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети, к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как ввести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто. Иными словами, сказка - это особый способ освоения мира, способ, позволяющий   ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным». А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей раннего возраста? Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.       Детям младшего дошкольного возраста необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций. Культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными.       Таким образом, можно сделать вывод, что роль сказки в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Чтение, рассказывание и перессказывание сказки ребенку -дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие, а также влияет всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Знакомство со сказкой развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

             Родители ребёнка – первые и главные его учителя. Но сейчас время «трудное». Поэтому дети находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажается представление о мире, в соответствии с которым личная выгода становится выше морали, честности и любви, а это самым пагубным образом сказывается на их духовном развитии.       Воспитатель постоянно думает: как добиться, чтобы дети глубоко знали родной язык, чтобы родное слово вошло в их духовную жизнь, стало и острым, метким резцом, и красочной палитрой, и тонким средством познания истины. Язык — это материальное выражение мысли, и ребенок лишь тогда будет знать его, когда вместе со смыслом воспринимает яркую эмоциональную окраску, живое трепетание музыки родного слова. Без переживания красоты слова уму ребенка непостижимы сокровенные грани его смысла. А переживание красоты немыслимо без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которому — сказка. Сказки предназначены для детства.

             В результате проведенной нами работы, мы пришли к выводу, что приобщение к устному народному творчеству - сказке, способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильного звукопроизношения, а также развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.

             Также в рамках проекта, для развития речи мы использовали игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, закрепление звуков раннего онтогенеза, общей моторики. Эти игры дети воспринимали радостно, с воодушевлением, с удовольствием выполняли инструкцию.      В своей работе мы выполнили поставленные цели и задачи. Исходя из выше изложенного и благодаря систематической работе, и работе в рамках проекта «В гостях у сказки» развивающим играм и упражнениям, можно улучшить степень речевого развития детей.     Мы надеемся, что данный проект даст в дальнейшем положительные результаты так как работая над развитием речи младших дошкольников, можно определенно сказать, что использование сказок в проектной деятельности эффективно и актуально.

 


Список используемой литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие.— М.: Мозаика-Синтез -2010.

4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка-синтез, 2010.

5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозайка-синтез, 2010.

6. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Оникс, 2011.

7. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (1 младшая группа): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Центр педагогического образования, 2009.

8. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010. 

9. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет: Раздаточный материал. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010. 

10. Нищева Н. Ф. Картотека предметных картинок: Наглядный дидакт. материал. – СПб.: Детство-Пресс.

11. Бутарина Е. Г. Как мы играем :Учеб.-наглядное пособие.

12. А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»,  Москва 2003 г. 

13. О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр»

14.Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста». Т.И.Тимофеечева

15.Как развивать речь малыша // Дошкольное воспитание.

16.Основные задачи речевого развития дошкольника // Дошкольное воспитание.

17.Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина, изд. 3-е.

18. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – Горбушина Л.А.. Николаичева А.П. М.: Просвещение. 1983.

 


Материалы к проекту:

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.

Задачи:

1.      Активизировать в речи детей слова: короткий, длинный, старенькие, слабенькие, злой, страшный, серый, косолапый, большой, рыжая, хитрая, льстивая, хорошая, веселый.

2.      Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений.

3.      Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать пространственно – образное мышление, чувственное восприятие.

4.      Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

5.      Создать атмосферу радостного настроения, учить детей действовать по показу воспитателя, способствовать речевому общению.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в сказку. После того, как воспитатель получает согласие детей, все вместе отправляются в путешествие на паровозике.

Воспитатель проводит пальчиковое упражнение «Паровоз»

Паровоз кричит «Ду - ду», (дети выполняют круговые движения руками) Я - «Иду – иду – иду». (у пояса, имитируют движения колес паровоза) А вагончики стучат, (дети стучат кулачками (тыльной стороной)) А вагоны говорят  - «Так – так – так!».

Упражнение дети выполняют в речевом сопровождении: сначала тихим голосом (едут на маленьком паровозике), а затем громким голосом (едут на большом паровозике).

Приезжают в сказку «Колобок».

В.: Мы попали с вами в сказку. Нас уже встречают. Посмотрите, кто это?

Перед детьми изображения дедушки и бабушки.

Д.: Дедушка, бабушка.

В.: Какой дедушка? Какая баба?

Д.: Старенькие, слабенькие.

В.: А из какой они сказки?

Д.: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок».

В.: Сегодня мы попали в сказку «Колобок».

Воспитатель начинает рассказывать сказку.

В.: «Жили – были дед и баба. Вот как-то раз дед просит бабку:

-Испеки мне, старая, колобок.

Бабушка пошла: по амбару помела, по сусеку поскребла, набрала муки горсти две. Замесила бабка тесто, да и испекла колобок»

Воспитатель достает игрушку – колобок.

В.: Какой колобок?

Д.: Зажаристый, румяный, круглый.

В.: Правильно. Колобок получился зажаристый, румяный, круглый. Да вот беда непослушный он получился. Лежал себе колобок на окошечке, лежал, да и покатился в лес. Хорошо колобок поступил?

Д.: Нет, не спросил разрешения, в лес ходить нельзя без взрослых.

В.: Но колобку так хочется пойти в лес погулять. Вот я и решила, давайте будем сопровождать колобка в его прогулке, тогда и бабушка с дедушкой переживать не будут. А когда мы вернемся, то расскажем им о его приключениях.

Колобок покатился по дорожке в лес.

В.: Покатился колобок прямо в лес, а в лесу ветер дует. Сначала тихо (дети и воспитатель изображают ветер), а теперь сильно (дети и воспитатель изображают ветер).

В.: Катится колобок, катится, а навстречу ему зайчик идет.

Какой зайчик?

Д.: Маленький, серенький, шубка у него пушистая, ушки длинные, хвостик коротенький, трусливый.

В.: «Увидел зайчик колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я с тобою поиграю».

Воспитатель проводит игру «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит, (Дети, сидя на корточках, имитируют движения) И ушами шевелит, (движения ушей зайчика руками у головы) Вот так, вот так, И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, (Дети встают, хлопают в ладоши) Надо лапочки погреть, Вот так, вот так Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, (Дети прыгают, как зайчик) Надо зайке поскакать, Вот так, вот так, Надо зайке поскакать.

В.: Зайчику очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его.

Катится колобок, катится, а навстречу ему волк идет.

В.: Какой волк?

Д.: Злой, страшный, серый, ушки у него короткие, хвостик длинный, зубки острые.

В.: «Увидел волк колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, дети других колобков тебе нарисуют».

Дети рисуют пальчиками по крупе колобков.

В.: Волку очень понравились нарисованные колобки, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его.

Катится колобок, катится, а на встречу ему медведь идет.

В.: Какой медведь?

Д.: Большой, косолапый, ушки у него короткие, хвостик короткий.

В.: «Увидел медведь колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, дети с тобой в прятки поиграют»

Дети играют с медведем в прятки.

Воспитатель уточняет месторасположение медведя (под елкой, на горке, под горкой)

В.: Медведю очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его.

Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса идет.

В.: Какая лиса?

Д.: Хитрая, рыжая, льстивая, ушки у нее короткие, хвостик длинный, пушистый.

В.: «Увидела лиса колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебя за это похвалю».

Воспитатель предлагает детям похвалить лисичку, чтобы она не ела колобка.

Дети хвалят лису (хорошая, красивая, веселая, умная, рыжая).

В.: Лисичка льстивая была, очень ей понравились наша похвала, и решила она не есть нашего колобка. Отпустила его.

В.: Обрадовался колобок, покатился домой к дедушке с бабушкой, и стал рассказывать, кого он видел в своем путешествии.

Давайте ему в этом поможем.

Далее воспитатель проводит моделирование сюжета сказки с использованием опорных картинок.

Далее бабушка и дедушка благодарят детей, за то, что они помогли остаться в живых колобку. Прощаются с ними.

Дети и воспитатель отправляются в детский сад на паровозике.

Едет, едет паровоз, Две трубы, сто колес, Чу – чу – чу - чу,  Далеко я укачу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Чтение художественной литературы.

 

НОД «Загадки кота Мурлыки».

 

Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях устного народного творчества. Выделять и называть главных героев знакомых сказок. Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ход занятия

Раздается стук в дверь и заходит кот Мурлыка. Здоровается с детьми и приглашает их сесть поудобнее, потому что будет очень интересная игра. А называется эта игра – «Загадки кота Мурлыки!». Кот Мурлыка объясняет, что он будет детям загадывать разные загадки, а дети должны их отгадывать.

Задание №1.

Перед детьми выставляются персонажи сказок «Курочка Ряба», «Колобок» и «Репка».

-Посмотрите на этих героев и поселите каждого в свой домик.

Дети поочередно берут знакомого героя сказки (колобка, мышку или курочку Рябу) и помещают в свой домик-сказку. Если дети затрудняются, воспитатель помогает фразами из сказки или наводящими вопросами.

Задание №2.

Детям раздают разрезные карточки (две части) с изображением фрагмента сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка».

-Соберите карточку и назовите героев сказки!

Дети собирают части карточки, узнают и называют имя героя сказки.

Задание №3.

Перед детьми на столе стоит колобок и волк.

Воспитатель просит детей вспомнить песенки, которые пели эти герои. Если дети затрудняются, воспитатель помогает детям наводящими вопросами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Познавательное развитие.

 

НОД «Мир, в котором мы живем: знакомство с дикими животными (заяц, волк, медведь, лиса)»

 

Цель: Закрепление знаний о лесных животных на основе русской народной сказки «Колобок».

 

Ход занятия

 

Детям показывается Колобок.

Воспитатель:

Дети, кто это? (Ответы детей).

Воспитатель:

Правильно, Колобок. Колобок ушел от бабушки, дедушки и покатился в лес. Вот катится, катится Колобок и видит елочку. А за елочкой спрятался (показывает игрушку зайца)… Кто это? (Ответы детей).

Воспитатель:

Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением зайца.

Вызванный ребенок выполняет задание. Воспитатель оказывает помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Зайчик (стих с движениями):

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так, он ушами шевелит.

(дети сидят на корточках и двигают кистями рук возле головы)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

(дети сидят на корточках и хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так, надо зайке поскакать.

(Дети прыгают на месте).

Воспитатель:

Ускакал зайчик, Колобок покатился дальше. Ой, детки, смотрите, кто это за елочкой сидит такой серый, зубастый? Показ игрушки или картинки волка. (Ответы детей).

Воспитатель:

Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением волка.

Вызванный ребенок выполняет задание.

Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Волчок (стих с движениями):

Бежал по лесу волчок,

(бег на месте)

Завалился на бочок.

(остановились, присели на корточки, ладошки вместе под щечку)

Он поспал, полежал

И опять побежал.

(бег на месте)

Убежал Колобок от волка. А, смотрите-ка, кто это под деревцем спрятался, такой большой, косолапый. Показ игрушки медведя. (Ответы детей).

Воспитатель обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением медведя. Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания. Поощрение. Ребята, а как медведь ревет? (Дети имитируют рев медведя).

Мишка (стих с движениями):

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

(ходьба на месте)

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

(бью ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою – топ.

(дети топают ножкой)

Воспитатель:

Ушел мишка мед собирать, а колобок покатился дальше. Ой, дети, смотрите, рыжая плутовка. Показ игрушки лисы. Кто это? (Ответы детей).

Воспитатель обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением лисы.

Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Лисичка (стих с движениями):

Лисичка – сестричка по лесу бежала,

(Бег на месте)

Мышку увидала.

(Остановились, посмотрели на ножки)

Мышка испугалась

И в норку – юрк.

(Закрыли ладошками глазки)

На этот раз лиса не съела Колобка, он от нее укатился. Но, вот беда, Колобок заблудился в лесу. Кто ж ему поможет? Смотрите-ка, кто это сидит под елочкой такой колючий. Показ игрушки ежа.

Воспитатель:

Ребята – это еж, он колючий, серый, маленький, его мордочка похожа на мордочку мышки, лапки маленькие и юркие.

(Дети рассматривают игрушку ежа, изучают его).

Воспитатель:

Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением ежа. Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Ёжик (стихотворение с движениями):

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку,

(«роют» сидя на корточках ручками)

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

(Встают, показывают какие ежата маленькие)

Ежик пожалел Колобка и проводил его домой к бабе, к деду. Вот какой добрый ежик!

Дети, кого Колобок повстречал в лесу? Демонстрация картинок или игрушек животных. (Дети называют животных).

 

 

Художественно-эстетическое развитие

Рисование.

 

НОД «Раскрасим репку».

 

Цель: учить правильно держать кисточку, обмакивать ее в краску, раскрашивать внутри контура, узнавать и правильно называть желтый цвет, формировать правильную позу при рисовании.

 

Ход занятия

 

Репка очень полезна. Если вы будете ее есть, то вырастите большими и не будете болеть. Ну а пока надо вырастить этот замечательный овощ. Посмотрите, на моем огороде репка уже почти поспела. Только вот она еще не окрасилась в свой цвет. А знаете ли вы, в какой цвет окрашена репка? Репка желтого цвета. Посмотрите, передо мной стоит корзина с игрушками. Есть ли в ней игрушки желтого цвета? Сложите их впустую корзинку.

Дети выполняют задание. Воспитатель просит детей называть игрушку и ее цвет, например: желтый кубик, желтый мяч и т.п.

Ну что ж, вы хорошо знаете желтый цвет. А сможете ли вы среди красок отыскать краску желтого цвета? (Дети выполняют задание). Да, этой краской мы и будем раскрашивать нашу репку. Только нам, наверное, потребуется помощник. Пальчиками репку мы не раскрасим. Посмотрите, что нам принесла мышка. (Показывает игрушечную мышку, в лапках у которой кисточка). Это кисточка – наша помощница. У нее есть мягкий хвостик, и длинная ручка. Но кисточку надо уметь держать правильно. Иначе она обидится, и наш рисунок получится некрасивым, неаккуратным. Давайте научимся правильно брать кисточку в руку.

Показывает детям, как правильно надо держать кисточку: чуть выше железного наконечника. Дети берут кисточку, воспитатель направляет их действия.

Вот теперь у нас все подготовлено, можно раскрашивать рисунок. Как же это сделать? Возьмем нашу помощницу-кисточку в руку и окунем ее в стаканчик с водой. Теперь на мокрую кисть наберем краску, обмакнув ее всем ворсом в баночку с краской. Посмотрите, если я после этого сразу начну рисовать, то обязательно испорчу свой рисунок, так как на кончике ворса у нас висит капелька. Как это исправить? Я сниму лишнюю краску, прикоснувшись ворсом к краю баночки. Если я сейчас прикоснусь ворсом к бумаге, то на бумаге останется след от кисти. Вот так. Проводя внутри рисунка линии, можно раскрасить репку в желтый цвет. (Воспитатель на мольберте показывает детям приемы раскрашивания рисунка, обращая их внимание на то, что при раскрашивании нельзя выходить за контур.) Вот и поспела моя репка. Она стала желтой, красивой. Не пора ли и вашим репкам пожелтеть?

Дети приступают к раскрашиванию. Воспитатель вкладывает каждому ребенку кисть в руку и показывает приемы раскрашивания рисунка.

Посмотрите, сколько репок у нас выросло на огороде. Какого они цвета? Все репки желтые, спелые. Давайте полюбуемся ими. Я свою репку отдам мышке, ведь именно она принесла кисточку, без которой мы не смогли бы ничего сделать. А кому вы отдадите свои репки? (Ответы детей).

Что нам теперь делать с нашей помощницей-кисточкой? Ведь она вся в желтой краске. Чтобы она не испортилась, ее нужно вымыть, вытереть салфеткой и поставить в стаканчик. Тогда кисточка нам поможет нарисовать еще много красивых рисунков.

Дети помогают воспитателю собрать, вымыть и убрать на место кисточки.

 

Художественно-эстетическое развитие.

Лепка.

 

НОД «Палочки для строительства Теремка».

 

Цель: Продолжать учить детей раскатывать из пластилина толстый столбик между ладоней. Развивать точность движений. Приучать работать коллективно.

 

Ход занятия

 

Напомнить детям содержание сказки. Вспомнить, что медведь сломал теремок, и зверям нужно построить новый. Но у зверюшек не хватает палочек – бревнышек для строительства. Поможем им. Сделаем палочки из пластилина. Для палочек-бревнышек нужен пластилин коричневого цвета. Возьмем из коробочки пластилин коричневого цвета, разомнем его. Затем раскатаем из комочка палочку. (Воспитатель показывает приемы раскатывания палочек. Дети повторяют движения педагога, выполняя прямые движения ладонями).

- Если каждый из вас сделает по одной палочке, то зверятам как раз хватит, чтобы сделать теремок. Давайте поторопимся, а то вдруг дождик начнется. Принимайтесь за работу.

Вылепленные изделия раскладываются детьми на дощечках. Воспитатель кладет палочки одну к одной.

Посмотрите, вот так, бревнышко к бревнышку, и у нас получился красивый теремок. Полюбуйтесь на него.

 

 

 

 

 

 


Занятие №1. «Мишка-косолапый».

                                                                                              

Здравствуй, мишка-топтыжка!

Про тебя читали в книжке.

Дети сразу тебя узнают,

О тебе они песню поют!

Вспоминаем, в каких сказках мы читали про мишку.

Дети поют песню на стихи А.Барто «Мишка - косолапый». Муз.Н.Лукониной.

Воспитатель предлагает детям помочь мишке собрать шишки. Игра «Собери шишки для Мишки».

 

 Занятие №2. «Музыкальная дидактическая игра «Угадай кто это?».

 

Вспоминаем, о каких животных мы читали в сказках.

Дети определяют, под какую музыку идет медведь, бежит мышка, прыгает зайчик»

Эстафета «Собери морковку Зайке».

 

 

 

Физическое развитие

Физкультура.

 

Занятие №1. «Вышла курочка гулять»

 

Цель: упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, повторить ползание и подлезание под палку, упражнять в бросании мяча, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативный навык.

Ход занятия

 

Курочка Ряба приглашает деток на прогулку.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

1. Ходьба по дорожке шириной 40см, длиной 4-6м. Повторить2-3 раза. Дети идут друг за другом.

2.Ползание и подлезание под палку (веревку), установленную на высоте 40-50 см. Повторить 2-3 раза. Дети ползут на четвереньках, подлезают под палку, затем встают и идут к курочке.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

3. «Выпили водицы полное корытце». Исходное положение: лежа на животе, обеими руками держаться за палку, руки вытянуты. Приподнять руки и опустить на пол. Повторить3-4 раза. Дети ложатся на коврик и берутся за палку. Воспитатель становится перед ними у середины палки, поднимает палку и опускает, следит, чтобы дети лежали прямо.

4. «Цыплятки играют» - бросать мяч обеими руками вперед. Повторить 3-4 раза.

5. Игровое упражнение.

Мама курочка зовет

Всех под крылышко берет!

Ходьба и бег за воспитателем с курочкой.

 

Занятие №2 «Колобок».

 

Цель: Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, развивать умение прыгать на двух ногах на месте; продолжать учить детей ползать на четвереньках по прямой; учить выполнять упражнения слаженно и дружно; развивать равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке; воспитывать ловкость; развивать двигательные навыки и умение выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Ход занятия

I. Вводная часть

- Дети, вы любите сказки? (Да)

- Вы знаете сказку Колобок? (Да)

- Я предлагаю вам отправится в путешествие по сказке «Колобок».

Все девчонки и мальчишки,

Знаем, очень любят книжки,

Любят сказки, любят песни...

А чтоб было интересней,

Сказки старые покажем,

И в стихах мы их расскажем...

Все готовы? В добрый час!

Начинаем мы рассказ.

Отправляемся в путь.

Ходьба стайкой – 30 сек. Бег – 20 сек. Ходьба стайкой – 30 сек.

Мы шагаем вместе дружно

Ведь попасть нам в сказку нужно

Вместе весело идем

И ничуть не устаем

Чтоб быстрее нам добраться

Нужно всем нам пробежаться

Снова весело идем

В сказку скоро попадем

II. Основная часть.

ОРУ

1. И.п. ноги слегка расставить, руки опущены.

Поднять руки через стороны вверх, опустить – 4 раза.

- Жил старик со своею старухой

В маленькой лесной избушке.

Утром проснулся дед, вышел из домика, потянулся.

2. И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны. 4 раза.

Попросил однажды Дед:

«Испеки-ка на обед

Колобок румяный, вкусный,

Раньше ты пекла искусно».

3. И.п. ноги на ш.с., руки на поясе. Приседания. 4 раза.

- Старуха по сусекам помела,

Горсти две муки нашла,

Больше-то не нужно.

Соль добавила, песок,

Ложки две сметаны.

Славный выйдет колобок,

Пышный и румяный.

4. И.п. ноги на ш.п., руки опущены, наклоны вперед 4 раза.

Хоть у бабки мало силы

Бабка тесто замесила

Вышел ровный, вышел гладкий

И румяный колобок.

5. И.п. ноги в свободном положении, руки на поясе. Прыжки. 20 сек.

Непоседа Колобок

У него румяный бок

Стал он прыгать и скакать

Бабку с дедом потешать.

Ходьба стайкой. 30 сек.

Попрыгал он немножко

Устали его ножки

Не умеет он скучать

На окошке стал шагать.

Бег. 20 сек.

Непоседе Колобку

Стыть бы на окошке

Но решил он: «Убегу!

Разомнусь немножко!»

-Дети, можно без разрешения уходить из дома? (Нет)

-Правильно, нельзя! А почему?

(Потому что можно заблудиться и потеряться).

Колобок убегает.

- Давайте догоним Колобка и объясним ему, что убегать из дома нельзя.

Маленькие ножки

Бегут по дорожке

Крикнем вместе: «Колобок!

Колобок, румяный бок!

Далеко не убегай

Бабку с дедом не пугай»

Ходьба.30 сек.

По тропе за Колобком

Дружно весело идем.

Укатился Колобок,

Замелькал румяный бок.

А навстречу, ой-ой-ой,

К нему медведь идет большой:

Игра «Мишка, мишка шалунишка»

Мишка, мишка шалунишка

В лапах мед, большая шишка

Мишка, мишка не зевай

И ребяток догоняй.

Покатился Колобок,

Замелькал румяный бок.

А навстречу, ой-ой-ой,

Шла лиса тропой лесной.

Подвижная игра «Лиса-плутовка»

Ох, лиса, лиса, лиса

Ты лиса-плутовка

Обманула Колобка

В сказке очень ловко.

Лучше с нами поиграй

И детишек догоняй.

III. Заключительная часть.

Непослушный  озорник,

Колобок из детской сказки

Много делаешь ошибок

Дети скажут без подсказки

Отведем тебя домой

К дедушке и бабушке

Что в беду не попадать

Нужно много правил знать.

Ходьба. 40сек.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Около домика:

Колобок: Спасибо, ребятки, что помогли мне. Я больше никогда не буду без разрешения уходить из дома и гулять один в лесу.

-Тук, тук, тук!

Выходит бабушка.

Бабушка:  Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Бабушка: Спасибо, дети, что вернули Колобка домой. В благодарность я угощаю вас конфетками.

Дети: Спасибо! До свидания!

Бабушка: До свидания!

 

 

Занятие №3. «Репка».

 

Цель: Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, развивать умение прыгать на двух ногах на месте; продолжать учить детей ползать на четвереньках по прямой; учить выполнять упражнения слаженно и дружно; развивать равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке; воспитывать ловкость; развивать двигательные навыки и умение выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Ход занятия

I. Вводная часть

- построение в колонну друг за другом

-ходьба обычная

-ходьба на пятках

-ходьба обычная

- бег обычный

- бег с изменением темпа

-ходьба обычная, перестроение в круг.

Комплекс ОРУ:

1.    «Посадил дед репку, выросла репка большая- пребольшая…»

И.п- стоя

1- руки через стороны вверх, встать на носки.  (4-5 раз)

 

2.    «Стал дед репку тянуть, тянет- потянет, вытянуть не может..»

И.п. –стоя, руки на поясе.

1- наклон вниз, достать руками пола. (4-5 раз)

 

3.    «Позвал дед бабку, стали они вместе репку тянуть…»

И.п.- пятки вместе, носки врозь, руки к плечам

1- присесть, колени в стороны, руки вперед. (4-5 раз)

 

4.    «Позвала бабка внучку….»

И.п.- стоя.

1- поворот вправо, правую руку в сторону и в другую сторону (по 3 раза)

 

5.    «Позвала внучка Жучку….»

И.п- стоя на четвереньках.

1-2- «повилять хвостиком»

 

6.    «Позвала Жучка кошку и мышку…»

И.п- стоя

Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя (10-15 сек)

В чередовании с ходьбой на месте.

«Тянут- потянут … и вытянули репку!» -взяться за руки и образовать большой круг. «Вот какая большая репка уродилась!»

Совместная деятельность педагога с детьми.

 

Развлечения:

 

1. «Кто в домике живет?»

Цель: Дать понятие о зверях, которые живут в лесу: лиса, волк, медведь, зайчик, развивать координацию движений, зрительное и слуховое восприятие; воспитывать любовь к окружающей природе.

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес к лесным друзьям. Все вместе подходят к доске, где расположены елочки, деревья и стоит домик-теремок.

Дети рассматривают лес: елочки зеленые, деревья без листочков, стоит теремок, но там никого нет. Педагог задает вопрос:

-Стоит в лесу теремок,

Он не низок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

(показывается фигура зайчика)

-Я зайчик-побегайчик,

А ты кто?

(фигурка подносится к ребенку,

И он называет свое имя)

-Давай будем дружить.

(фигурка остается у ребенка)

И т.д.

Когда все фигурки будут розданы детям, педагог предлагает показать, как они ходят. Дети имитируют ходьбу.

Далее проводится игра «Где спрятался?». Фигурки расставляются на доске.

Зайка возле елочки сидит,

ОН ушами шевелит.

Где зайка спрятался?

Волчок, серый бочок

В лес убежал,

Деткам «до свидания» не сказал.

Куда волчок убежал?

Вот дерево стоит.

Кто ж за деревом сидит?

Кто на деток так глядит?

Это рыжая. лисичка.

Где спряталась лисичка?

Теремок стоит,

Теремок дрожит.

Кто ж в теремке храпит?

Это мишенька наш спит.

(Ребенок показывает, где спрятался зайка, волчок, лисичка, мишка).

 

 

Дидактические игры:

 

1.  «Овощ или фрукт».

Цели: Систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей; воспитывать бережливое отношение к растениям; развивать мелкую моторику рук, память, речь.

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим с вами, что находится в корзинке.

Воспитатель достает корзинку с муляжами овощей и фруктов и предлагает рассмотреть их.

Воспитатель: Смотрите это овощи и фрукты. Давайте разложим овощи и фрукты по разным корзинкам.

В огороде, в огороде весело гуляли

В огороде, в огороде грядки мы вскопали.

В грядку семена сажали, в ямку их опускали

А потом водою теплой грядку поливали.

Ты расти скорей, морковка, перец и чеснок!

Грядку мы прополем.

Будет литься теплый дождик на тебя!

Воспитатель читает стихи про овощи и фрукты.

Мы за столик сели,

Фартучки надели,

Будем есть мы фрукты –

Вкусные продукты.

Ай да груша! Что за диво!

И румяна, и красива.

Очень просит груша:

"Съешь меня, Ванюша

Яблочко родное,

Наше, наливное.

Вырастет у нас в саду,

Осенью за ним пойду.

Спелый, сочный апельсин -

В фруктах первый витамин.

До чего же он хорош

И на солнышко похож.

Посмотрите-ка, арбуз,

Вот забавный карапуз!

Сверху важный, гладкий,

А внутри-то сладкий.

 

  

Дидактическая игра «Узнай и назови».

 

Раздается стук в дверь, и заходит котик с волшебным мешочком, здоровается с детьми и задает им вопросы:

-Вы меня узнали, кто я?

-А что у меня в руках?

-А что в мешочке лежит, вы знаете?

-Я не простой котик, меня зовут кот Мурлыка. Я очень люблю рассказывать детям сказки. И мешочек у меня не простой, а волшебный. Там сказки живут.

-Хотите узнать какие сказки там живут?

Дети поочередно достают из мешочка персонаж сказки и называют его. (Это мышка. Это курочка Ряба. Это дед. Это баба. Это яичко). Когда мешочек будет пустой, дети должны догадаться, как называется сказка, если будут затруднения, педагог использует вопросы-подсказки.

 

 

Дидактическая игра «Что в волшебной коробочке лежит?»

 

Раздается стук в дверь и заходит кот Мурлыка с волшебным сундучком. Здоровается с детьми и приглашает посмотреть, что у него в волшебном сундучке лежит. Воспитатель достает из сундучка предметы, дети хором называют их.

-Это…?(это дед)

-Это…?(это бабка)

-Это…?(внучка)

-Как мы назовем внучку?(внучка Аленка)

-Это…?(это собака)

-Как мы назовем нашу собачку? (собака Жучка)

-Это…? (это кошка)

-Как мы назовем нашу кошку?(кошка Мурка)

-Это…? (это мышка)

 

 

Дидактическая игра «Угадай название сказки».

Раздается стук в дверь и заходит кот Мурлыка с волшебным сундучком. Спрашивает детей:

-Здравствуйте дети, вы узнали меня?

-Догадались ли вы, что в моем волшебном сундучке?

Дети поочередно достают из сундучка героев сказки «Теремок» и называют их. После того как все герои будут выставлены, ребята должны вспомнить название сказки.

16. Дидактическая игра «Разложи героев по сказкам» (Репка, Колобок) Развитие мыслительных способностей. Умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.

 

 

Беседы:

 

Беседа «Какие бывают разные книги»

 

Цель: Дать детям понятие, что книга - друг детей.

У каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает. А какую последнюю книгу прочитал вам кто-то из взрослых? (Ответы.)

Вы назвали много книг. И их действительно очень много. И все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги.

Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций. А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей.) Потому, что пальчики у малышей непослушные и они могут случайно порвать тонкую страничку.

По содержанию книги можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи.

А чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов? (Ответы детей.)

Кто пишет рассказы? стихи? сказки? (Ответы детей: писатель, поэт, сказочник.)

А еще есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например, энциклопедия. Кто из вас знает, что это за книга такая?

А знаете ли вы, какие книги называют учебниками? (Ответы.)

Как называют книги, которые помогают нам учиться рисовать? (раскраски.)

К сожалению, в нашей группе есть потрепанные и рваные книжки. Придется нам самим вылечить все «больные» книги, и впредь обращаться с ними мы будем аккуратно.

 

 Беседа «Домашние и дикие животные» по сказке «волк и семеро козлят»

Цель: Упражнять детей в умении различать диких и домашних животных. Развивать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать заботливое отношение к животным.

 

 Беседа «Кто пришел к нам в дом». По сказке «Волки семеро козлят» на тему безопасности.

 

 Нравственная беседа о трудолюбии, взаимопомощи, дружелюбии по сказке «Теремок» и «Репка».

 

 

Подвижные игры:

 

«Кто в тереме живет?»

 

Воспитатель предлагает детям показать, как бежит мышка, прыгает лягушка, скачет зайчик, бегут лисичка и волк, идет медведь косолапый. Дети во время выполнения упражнений могут произносить звукоподражательные звуки.

 «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) .

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение, медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

 

 «Зайка беленький»

 

Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

Описание. Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.

Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

Кто-то (или мишка) зайку испугал,

Зайка прыг... и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку - и дети убегают на свои места.

 

«Веселые зайчата»

 

Цель: Развивать двигательную активность, координацию движений, поддерживать желание детей выполнять спортивные упражнения.

Воспитатель: Детки, сегодня я вас приглашаю на волшебную полянку, где могут произойти самые необычные превращения, как в сказке. Вы сейчас не ребятишки, а веселые зайчишки, а я ваша мама - зайчиха. Повторяйте все за мной.

Утром зайчики проснулись,

Улыбнулись, потянулись. (поднять руки вверх)

Потянулись выше, выше,

Чтоб достать до самой крыши (подняться на носочки)

Ушки зайки навострили

И прислушались немножко - (приставить ладошки к голове, как ушки)

Не крадется ли лисичка,

Не шуршат ли ее ножки? (повороты головой)

Зайцы лапочки помыли

В чистенькой водичке, (трут ладошками)

Помахали, помахали-

Лапки подсушили. (машут руками)

Заурчал у них животик

Очень сильно заурчал (гладят животик руками)

Чтобы им поесть немножко

Надо им нарвать морковки(2-3р.) (наклоны вперед, руками доставая до пола)

Как наелись заиньки,

Вышли на опушку (упражнение «Топотушки»)

Стали прыгать и играть

И в ладоши хлопать. (прыжки на месте с хлопками в ладоши)

 

 

 Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк. Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк! ».

 

 

Хороводная игра: «Заинька попляши…»

Цель: Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши .

Зайка, зайка, что с тобой

ты совсем сидишь больной

встань, попрыгай, попляши.

твои ножки хороши.

Движения: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

 

 

Игра имитация «Испеки мне колобка»

 

Жили – были дед и баба на поляне у реки

И любили очень-очень на сметане колобки.

(Ходьба на месте).

Попросил старик старуху:

«Испеки мне колобка».

(Наклоны с вытянутыми руками вперёд).

Бабка тесто замесила

(Имитация замеса теста).

Колобка она слепила.

(Круговые движения рук).

В печь его поставила

(Вытянуть прямые руки вперёд).

Там его оставила.

(Руки на пояс)

Вышел он румян – пригож

(Повороты туловища в стороны).

И на солнышко похож.

(Поднять руки вверх).

 

 

 

Игра «Догони колобок»

Цель: учить детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или в одной руке в зависимости от размера мяча.

Ход игры: взрослый катит один или несколько мячей, в зависимости от того, проводится игра индивидуально или с небольшой группой детей. Предлагает детям догнать и принести мяч. Дети ловят и приносят мячи. Взрослый радуется, хвалит детей, катит мячи в другом направлении и т.д.

 

9. «Стоит в поле теремок»

Стоит в поле теремок (Сложили ручки домиком)

На двери висит замок. (Переплели пальчики в замок)

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.)

Потянули, (Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).

 

 

 

«Волк и козлята».

Участники берутся за руки и образуют цепочку - они козлята. Впереди - коза. За ними охотится волк, но он может поймать только последнего козленка. Коза пытается помешать ему, закрывает детеныша, а остальные козлята двигаются за ней, не расцепляя рук.

Волк схватил козленка? Отводит к себе в логово.

Игра заканчивается, когда волк переловит всех козлят.

 

 

«Догони Колобка».

Каждая команда играет по очереди. Колобок – мяч передают руками над головой, лиса догоняет Колобка.

 

«Курочка хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки, Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Квохчет курочка: «Ко-ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Театральная деятельность:

 

Театр сюжетных картинок «Курочка Ряба».

 

Цель: побуждать детей вместе с воспитателем пересказывать небольшой по объему литературный текст; развивать интонационную выразительность речи; понимать литературный текст с завязкой.

Воспитатель читает детям наизусть сказку «Курочка Ряба», сопровождая чтение показом последовательных сюжетных картинок. По окончании чтения и показа воспитатель задает детям вопросы:

-Кого вы узнали на этой картинке?

-Что снесла курочка Ряба для деда и бабки?

-Что хотели сделать с яичком баба и дед?

-Почему яичко разбилось?

-Как утешала курочка Ряба бабу и деда?

Далее воспитатель предлагает послушать еще раз эту сказку и просит детей помогать ей. В процессе чтения воспитатель на определенных участках останавливается, предлагая детям продолжить сказку. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает текст.

 

  

 

Драматизация сказки «Репка».

 

С использованием масок и ряженья.              

-Вам понравилась сказка?

-Кто хочет быть дедом?

-Кто хочет быть бабкой?

-Кто хочет быть внучкой?

 

 

 

Чтение художественное литературы

 

Курочка ряба

 

Вопросы к детям после прочтения:

-Кто жил у бабы и деда?

-Что снесла курочка?

-Какое яичко снесла курочка, золотое или простое?

-Кто первый начал бить яичко?

-Кто второй начал бить яичко?

-Кто разбил яичко?

-Почему плакали дед и баба?

-Что сказала бабе и деду курочка?

 

 

 Репка

 

Вопросы к детям после прочтения:

-Что посадил дед?

-Кого дед позвал на помощь?

-Кого еще дед позвал на помощь?

-Кто помог вытащить репку?

 

 Колобок

 

По окончании чтения воспитатель задает вопросы:

-Вы узнали сказку?

-О ком эта сказка?

-Кого встретил колобок на дорожке?

-Какую песенку пел колобок?

Далее воспитатель предлагает детям послушать еще раз эту сказку и просит детей помогать ей. В процессе чтения воспитатель на определенных участках останавливается, предлагая детям продолжить сказку. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает текст.

 

 Теремок

 

Вопросы к детям после прочтения:

-Кто первый к теремку прибежал?

-Как мышка-норушка у теремка спросила?

-Кто после мышки-норушки к теремку пришел?

-Как лягушка-квакушка у теремка спрашивала?

-Кто лягушке-квакушке ответил?

-Как ответила мышка-норушка?

-Кто еще к теремку пришел?

-Как зайчик-побегайчик у теремка спрашивал?

-Кто развалил теремок?

 

 

 

 


Консультации для родителей.

 

«Радость встречи с книгой»

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью?

Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.

Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику.

А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

 

 

«Воспитание сказкой»

 

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.

Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

 

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

 

 

Беседа «Русские народные сказки»

 

Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасают своих друзей, наказывают врагов – борются и бьются не на жизнь, а на смерть.

Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

 

Подготовьте, пожалуйста, рисунок к русской народной сказке совместно с ребенком, после прочтения, для организации выставки в группе по теме: «Русские народные сказки».

 

Читаем дома.

1. С чего начинать знакомство с книгой?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся.

В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг: книжки-игрушки с изображением предметов, книжки-вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте, книжки-панорамы с движущимися фигурками, книги с юмористическим характером.

У ребёнка должны быть разные виды русской и зарубежной детской литературы (проза, поэзия и драматургия), произведения разных жанров (рассказы, стихи, авторские сказки, повести, романы-сказки), тем и направлений, фольклорные (песенки, потешки, считалки, загадки, пословицы, народные сказки и другое).

2. С какого возраста можно читать детям?

Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка, лучше с рождения.

Безусловно, ребенку лучше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки).

3. Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребёнка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное — не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно, чтобы был элемент новизны.

Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу, даже если вам хочется её прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой.

Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание ребенка, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом прочитать из неё какой-нибудь интересный отрывок

4. Как организовать чтение?

Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребёнка и взрослого, определённое время в режиме дня, отведённое для чтения, желание взрослого не только читать для ребёнка, но и беседовать с ним о прочитанном, побуждать к творческому восприятию произведения (например, совместному рисованию иллюстраций к понравившимся моментам книги).

Можно посадить ребёнка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, прочитать её название и фамилию автора, а затем предположить, о чём может быть написана эта книга.

5. Как сделать так, чтобы ребенку понравилось слушание?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчёркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения.                          

6. Как часто нужно читать ребенку?

Ни дня без книги — это должно стать для вас руководством к действию.

Детская книжка — это не просто развлечение для ребёнка, она источник информации о мире, лучшее средство постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

7.  До какого времени нужно читать ребёнку?

Не прекращайте чтение вслух, даже если ребёнок уже умеет это делать сам.   Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение — очень трудоёмкий процесс, поэтому не принуждайте ребёнка читать художественную литературу, если у него нет такого желания.

Если у ребёнка возникает желание самому прочитать художественное произведение, то целесообразно это делать по очереди вместе с ним, постепенно предоставляя ему всё больше возможности для самостоятельного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...