Викторина по речевому развитию "Поговорим-проговорим!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Попова Галина Викторовна

В материале представлен сценарий по речевому развитию детей 5-6 лет. Задания и вопросы данной викторины расширяют словарный запас ребёнка, формируют грамматически и стилистически правильную речь, развивают память и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Возрождение»

     

 Викторина по речевому развитию

«Поговорим-проговорим!»

(возрастная категория  детей: 5-6 лет)

                                                           

Викторина по речевому развитию «Поговорим-проговорим!»

Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.

Задачи:

  • образовательные: совершенствовать фонематический слух: продолжать учить называть слова с определенным звуком; учить составлять слова  из слогов (устно); упражнять в составлении простых предложений;
  • развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря;
  • воспитательные: воспитывать культуру речевого общения: доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.

Материалы и оборудование: ИКТ, презентация для задания «Проложи ряд»; презентация для задания «Закончи предложение» (слайды с изображением отдельных картинок: один слайд – одна картинка); простые карандаши; указка; фишка (можно монетку).

Ход викторины:

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды.
За каждый правильный ответ команда получает звездочку, которые подсчитываются в конце викторины. Таким образом, будет определяться победитель. 

Словесная разминка:

А теперь, друзья, внимание!

Ждут вас разные задания:

Словесные игры, шифровки из слов…

Посмотрим сейчас, кто ответить готов!

Кто дружит со звуком, слогом и словом.

Команды, я думаю, точно готовы.

Начнем, как обычно, с разминки.

Отвечайте точно, быстро, без запинки.

 Игра «Какой? Какая? Какие?» 

- сок из апельсина (какой?) – апельсиновый;

- кровать из дерева (какая?) – деревянная;

- шапка из меха (какая?) – меховая;

- кольцо из золота (какое?) – золотое;

- кувшин из глины (какой?) – глиняный;

- свитер из шерсти (какой?) – шерстяной;

- платок из пуха (какой?) – пуховый;

- кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые;

- каша из манки (какая?) – манная.

Ведущий. Показывает детям фишку и объясняет, что с помощью неё будет определяться очередность хода.

В какой ладошке фишка, надо угадать,

А если угадаете, вам первым отвечать!

Задание 1.  «Продолжи ряд» (на интерактивную доску выводится ряд картинок, названная команда продолжает его).

Ведущий приводит пример словесного ряда:                                         васильки, ромашки, ноготки – розы, гладиолусы, хризантемы.

Словесный ряд для команды № 1

Словесный ряд для команды № 2

1. Банан, лимон, ананас

1. редис, огурцы, репа

2. Валенки, кеды, сапоги

2. пила, молоток, плоскогубцы

3. кувшин, стакан, чашка

3. платье, пальто, рубашка

4. вишня, клубника, слива

4. стол, стул, шкаф

5. медведь, белка, ёж

5. жук, стрекоза, пчела

 Задание 2.  Игра «Кто где живёт?»

Ведущий называет слово (жилище), дети должны назвать, кто в нём живёт. Например: дом - человек. Команды отвечают по очереди. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

1. гнездо – птица

2. будка, конура – собака

3. улей – пчелы

1. берлога – медведь

2. дупло – белка

3. нора – лиса, барсук

Задание 3. «Зашифрованное слово».

Ведущий предлагает детям перепутанные слоги слов, дети должны поставить слоги в правильном порядке и назвать слово.

Задания для команды № 1

Задания для команды № 2

- ка – ру (рука)

- са – ко (коса)

- ра – но (нора)

- са – ли (лиса)

- ша – ка (каша)

- ба – шу (шуба)

- бо – не (небо)

- ра – го (гора)

Задание 4. «Разложите слова». 

Ведущий предлагает командам разложить сложные слова на два слова. Каждой команде предлагается разложить по четыре слова. Ведущий приводит пример: листопад – листья падают.

 

Слова для команды № 1

Слова для команды № 2

  1. самосвал
  2. хлеборезка
  3. рыболов
  4. снегопад
  1. ледокол
  2. водопад
  3. трубочист

самолёт

Разминка:

  

Ну-ка, маленький народ,

Все выходим в хоровод!

Я принимаю такое решение –

Переходим все к движению:

Три хлопка руками: 1, 2, 3!

Топаем ногами: 1, 2, 3!

А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!

Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!

А теперь мы отдыхаем

И на месте все шагаем.

Мы на месте не стоим,

Все движения повторим:

Три хлопка руками: 1, 2, 3!

Топаем ногами: 1, 2, 3!

А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!

Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!

А теперь мы отдыхаем

И на месте все шагаем.

А теперь скажу я вам:

- Все садимся по местам!

 Задание 5.  (для капитанов команд) «Повтори шифровку»  

Каждому капитану предлагается запомнить и повторить  по две шифровки. Ведущий предлагает капитану одной из команд угадать, в какой руке фишка. Первым начинает отвечать  капитан, который угадал, в какой руке фишка.

Шифровка  для капитана команды № 1

Шифровка  для капитана команды № 2

- дом – стол – арбуз – кошка – миска

- озеро – мак – заяц – карандаш – рис

- лодка – цветы – двор – книга – ужин

- поле – конь – утка – стул – грабли

Задание 6. «Рифмы». 

Командам по очереди предлагаются слова, на которые нужно придумать рифму. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

- свечка – печка

- день – пень

- картина – корзина 

- подушка – ракушка

- ракета – конфета

- губа – труба

Задание 7. «Продолжи слово». 

Детям предлагаются слоги, которые дети продолжают, чтобы получилось слово. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

По – поле, пол, поляна, порог

Ва – ваза, вата, вагон

Ре – река, ремонт, рекорд

Ди – диван, дикарь, Дима

Задание 8. «Предложение с заданным словом». 

Командам по очереди предлагается придумать предложения с заданными словами.  Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

                 - Медведь, ветер, снег, солнце.

Задание 9. «Закончи предложение». 

Командам по очереди предлагается закончить предложение (по два предложения каждой команде).  Для завершения предложения предлагается картинка (выводится на интерактивную доску).  Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.

Предложения для команды № 1

- Маша помыла пять…(на интерактивную доску выводится картинка с изображением окна).

- В сумке лежало семь… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением яблока).

Предложения для команды № 2

- Мальчики принесли шесть…(на интерактивную доску выводится картинка с изображением ведра).

 - Мы купили в подарок пять красных… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением розы).

Ведущий.  

Все шифровки повторили,

Рифмы нужные нашли.

Речевые испытания

Вы с достоинством прошли!

Игра «Найди клад».

Обеим командам необходимо выстроиться в линию. Затем следовать алгоритму:«3шага вперед, 2 шага вправо, поворот направо, выстроиться в линию, кругом (на 180о), 4 шага вперед. В сундучке с «кладом» дети находят блестящие монетки – шоколадки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»...

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи»

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи»...

Викторина по речевому развитию «Поговорим-проговорим!»

В материале представлен сценарий по речевому развитию детей 5-6 лет. Задания и вопросы данной викторины расширяют словарный запас ребёнка, формируют грамматически и стилистически правильную речь, разв...

Викторина по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Грамотейка!»

Целью викторины по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Грамотейка!» является формирование стремления к получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого ра...

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!» (для детей подготовительной группы)

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»(для детей подготовительной группы)Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития....

Игра - викторина по речевому развитию "Игрушки"

Игра- викторина по речевому развитию "Игрушки"...