Игры к лексической теме: «Грибы и ягоды».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Прохоренко Марина

Обогащаем и активизируем словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Игры к лексической теме: «Грибы и ягоды».

Задачи.

  • Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов и ягод.
  • Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества.
  • Обогащать речь детей глаголами.
  • Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному.
  • Упражнять детей в подборе слов со сходным значением.
  • Совершенствовать умение детей подбирать прилагательные с противоположным значением, антонимы.
  • Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи.
  • Поощрять желание детей вслушиваться в слова текста и обнаруживать смысловые несоответствия.
  • Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
  • Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
  • Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка.

Виртуальное путешествие «Лесные дары».

Задачи. Расширять знания детей о лесе, лесных ягодах и грибах. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод и грибов. Продолжать формировать навыки культуры поведения детей в природе. Развивать детскую любознательность.

Материал к деятельности: Презентация «Лесные дары».

Беседа.

— Дорогие друзья, путешествие начинаем, страну добрых великанов посещаем. Вот лес, волшебная страна, добрых великанов полна. Деревья-великаны нас встречают, лесными дарами угощают. По летнему лесу гуляем, лесные ягоды изучаем.

— Лесная поляна ароматами полна, землянику и клубнику предлагает она. Земляника и клубника – это травянистые растения с маленькими, красными, ароматными ягодами.

— Дальше в лес идём, низкие кустарнички найдём. Это ягоды маленькой, красной, кисло-сладкой брусники, сочной, сине-чёрной, сладкой черники, крупной, ярко-красной, кислой клюквы.

— Мы по лесу пройдём, кустарники найдём. Здесь колючие кустарники растут, ягоды свои берегут. Мы корзиночки возьмём, лесные ягоды соберём. Ягоды малины, сочные, мягкие, сладкие, красные. Ягоды шиповника, блестящие, твёрдые, ароматные. Ягоды ежевики, необычные, вкусные, чёрные.

— В траве, на кустарничках и кустарниках ягоды нашли. Теперь на деревья посмотри. Ягоды рябины, черёмухи, калины собираем, и на зиму запасаем. Ягоды полезны и вкусны, здоровье возвращают они. Дети, назовите, пожалуйста, съедобные лесные ягоды. (Ответы детей).

— Ягоды в лесу собираем, правила безопасности соблюдаем.

  • Ягоды с корнем не вырываем, растение не убиваем.
  • Ягоды осторожно собираем, о колючих ветках не забываем.
  • Кустарники и деревья не обижаем, ветки не ломаем.
  • Спелые ягоды собираем, зелёные в лесу оставляем.
  • К незнакомым ягодам не подходи, могут быть ядовиты они.

— В лесу много ядовитых ягод. Ядовитые ягоды: крушина, волчеягодник, снежноягодник белый, паслён, белладонна, бересклет, жимолость лесная, вороний глаз, ландыш, бузина. Дети, ядовитые ягоды запоминайте, никогда их не срывайте.

— Дальше по лесу гуляем, дары леса собираем. Ванечка и Машенька в городе живут, в лес за грибами они идут. Грибы в лесу собирают, но тайны леса не знают. Тайны леса разгадаем, детям грибы собирать помогаем.

— Здесь растут крепкие боровики, белые грибы. Боровики съедобные грибы.

— Что за стройные грибы, мы под деревом нашли? Подберёзовик под берёзой, подосиновик под осиной. Подберёзовик и подосиновик съедобные грибы.

— По лесу гуляем, съедобные грибы изучаем: рыжие рыжики, жёлтые лисички, маслянистые маслята, волнистые волнушки. Что за странные грибы? Это грузди на пути. Здесь растут опята, дружные ребята. В шляпках разноцветных, издали приметных нежные, хрупкие сыроежки.

— Грибы в лесу собираем, правила безопасности соблюдаем.

  • Грибы только в лесу собираем, возле дорог пропускаем.
  • Аккуратно грибы ножиком срезаем, корешки не нарушаем.
  • Грибы в лесу не кусаем, сырые грибы не вкушаем.
  • Незнакомые и старые грибы не срезаем, ядовитых избегаем.
  • Ядовитые грибы не уничтожаем, для животных леса сберегаем.

— В лесу много несъедобных, ядовитых грибов. Ядовитые грибы: ложные лисички, бледная поганка, сыроежка едкая, мухомор, ложные опята. Дети, ядовитые, несъедобные грибы запоминайте, никогда их не срезайте.

— Дети, помогите, пожалуйста, Ванечке и Машеньке. Какие несъедобные, ядовитые грибы в лесу нельзя собирать? (Ответы детей).

— Какие съедобные грибы собирают дети? (Ответы детей).

— До свиданья, до свиданья добрый лес, волшебный лес! За лесные дары от души благодарим, и «Спасибо!» говорим. Дети, вам понравилось путешествие в лес? (Ответы детей).

— Лесные дары, дети, собирайте, правильно называйте, Съедобные ягоды и грибы от ядовитых, несъедобных отличайте.

Беседа «Выставка грибов».

Задачи. Развивать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не уклоняясь от темы. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Расширять знания детей о грибах. Развивать детскую любознательность.

Материал к деятельности: Картина «Грибы».

(Список грибов:1-боровики, 2-волнушки, 3-груздь, 4-лисички, 5-маслята, 6-опята,

7-подосиновики, 8-подберёзовики, 9-рыжики, 10-сыроежки).

Беседа.

— Дорогие друзья, приглашаем вас на выставку. Дети, назовите, пожалуйста, одним словом, что экспонируют на нашей выставке? (ответы детей).

— Экспонаты выставки – грибы. Какие грибы вы знаете? (ответы детей).

Педагог повторяет названные грибов и показывает их на таблице. Затем педагог называет и показывает грибы, которые не назвали дети.

— Дети, сколько экспонатов грибов на нашей выставке? (ответы детей).

— Каждый экспонат выставки обозначен номером.

  • Первый гриб … (боровик),
  • второй гриб … (волнушка),
  • третий гриб … (груздь),
  • четвёртый гриб … (лисичка),
  • пятый гриб … (маслёнок),
  • шестой гриб … (опёнок),
  • седьмой гриб … (подосиновик),
  • восьмой гриб … (подберёзовик),
  • девятый гриб … (рыжик),
  • десятый гриб … (сыроежка),

Педагог контролирует, чтобы дети называли гриб в единственном числе.

— Дети, многие грибы растут под деревьями. Назовите грибы, название которых начинается с приставки «под-»? (подберёзовик, подосиновик).

— Как вы думаете, под каким деревом чаще всего растут подберёзовики? (Подберёзовики растут под берёзой).

— Под каким деревом растут подосиновики? (Подосиновики растут под осиной).

— Дети, как вы считаете, каких грибов много растёт в бору? (В бору растут боровики).

— Как вы думаете, название каких грибов связано с их цветом? (лисички, рыжики).

— Дети, в игру играем, грибы быстро называем. Я покажу гриб, а вы его назовёте.

Педагог в разброс указкой показывает на грибы, дети называют грибы. Если дети знакомы с цифрами до 10, можно назвать номер гриба.

— Дети, можно ли грибы есть сырыми, не варёными? (ответы детей).

— Без специальной обработки грибы есть нельзя. Грибы варят, жарят, солят, маринуют. Дети, кто из вас кушал блюда из грибов? (ответы детей).

— Дети, какие у вас вопросы есть по нашей теме: «Грибы»?

Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

— Чудесно! Молодцы, дети! На выставке побывали, грибы изучали.

Речевая игра «Узнай ягоду по описанию».

Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества ягод. Совершенствовать умение детей узнавать ягоды по описанию. Расширять знания детей о ягодах.

Игра.

По тропинке ёжик шёл,

Ёжик ягодку нашёл.

Витаминов много в ней.

Ну-ка съешь её скорей!

— Ягоды – это растения. Дети, какие ягоды вы знаете? (Ответы детей).

Игровое правило:

  • описание ягоды запоминайте, о чём рассказали, угадайте.

Лексический материал.

  • Ягоды садовые, крупные, гладкие, блестящие, сладкие, прозрачные … (виноград).
  • Ягода нежная, лесная, сочная, блестящая, немного голубая … (голубика).
  • Ягода садовая, крупная, красная, сочная, сладкая, ароматная, душистая… (виктория).
  • Ягода лесная, красная, гладкая, блестящая, кислая … (клюква).
  • Ягода садовая, полосатая, гладкая, блестящая, кисло-сладкая … (крыжовник).
  • Ягода лесная, травянистая, красная, сочная, сладкая, ароматная … (клубника, земляника).
  • Ягоды садовые, гладкие, блестящие, черные или красные, кисло-сладкие … (смородина).
  • Ягода зернистая, пушистая, ароматная, сочная, сладкая … (малина).
  • Ягода лесная, зернистая, чёрная, мягкая, сочная, кисло-сладкая … (ежевика).

— Чудесно! Молодцы, дети! Ягоды по описанию узнали, правильно назвали.

Речевая игра «Раз, два, три – за мной повтори».

Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Поддерживать интерес к грибам.

Игра.

— Дети, в игру играем за мной слова повторяем. Я скажу: «Я в лесу гуляю», вы ответите: «Мы гуляем».

Игровые правила:

  • раз, два, три – за мной повторяем, слова изменяем;
  • хором отвечаем.

Лексический материал.

  • Я в лесу гуляю — … (мы гуляем).
  • Грибы собираю — … (мы собираем).
  • Под деревьями ищу — … (мы ищем).
  • Грибы ножом срезаю — … (мы срезаем).
  • В лукошко кладу — … (мы кладём).
  • Лукошко домой несу — … (мы несём).
  • Дома грибу чищу — … (мы чистим).
  • Хорошо мою — … (мы моем).
  • Грибы на печке сушу — … (мы сушим).
  • В кастрюле варю — … (мы варим).
  • Грибы на сковородке жарю — … (мы жарим).
  • В морозилке замораживаю — … (мы замораживаем).
  • Грибы в банки мариную — … (мы маринуем).
  • В бочки грибы солю — … (мы солим).
  • Зимой гостей угощаю — … (мы угощаем).

Педагог контролирует, чтобы дети правильно изменяли слово, при необходимости, подсказывает правильное слово.

— Отлично, дети! По лесу гуляли, грибы собирали, слова изменяли.

Речевая ситуация «Наоборот о ягодах».

Задачи. Совершенствовать умение детей подбирать прилагательные с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к ягодам.

Разговор.

— Дети, я назову слово, а вы подберёте слово наоборот, противоположное по смыслу.

Дети отвечают хором.

Лексический материал.

  • Клубника сладкая – клюква … кислая.
  • Арбуз тяжёлый – крыжовник … лёгкий.
  • Виктория крупная – земляника … мелкая.
  • Крыжовник твёрдый – малина … мягкая.
  • Бургеры вредные для здоровья – ягоды… полезные.

Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, сладкая – кислая.

— Отлично! Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, наоборот моему слову сказали.

Речевая игра «Десять грибов».

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с количественными числительными. Упражнять детей в умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Развивать навык количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.

Игровой материал: флажок.

Игра.

Дети, стоят по кругу.

В лесу

Сто грибов в лесу найдём,

Обойдём полянку.

В кузовок мы не возьмём

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Ёлки и осинки

И хорошие грибы

Соберём в корзинки.

Н. Гладков

— Дети, игру начинаем, грибы считаем.

Игровые правила:

  • число со словом называй, флажок товарищу передай;
  • счёт продолжай, следующее число называй;
  • когда «десять грибов» посчитаем, наклон, грибы собираем.

Педагог начинает счёт: «Один гриб». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два гриба», и так далее до слов «Десять грибов». Всё дети вместе с педагогом наклоняются вниз, затем выпрямляются.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными.

— Чудесно! Спасибо, дети! Грибы правильно считали, числа не пропускали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...

Лексическая тема "Грибы и ягоды"

Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию 45 авторские познавательно-речевые ситуации, посвящённые грибам и ягодам для детей от 4 до 7 лет. В картотеке Вы найдёте решение для любой задачи по обога...

Квест игра старшая группа. Тема: "Грибы и ягоды.

помочь Боровичку навести порядок на лесных полянках...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

"Грибы " Ознакомление с окружающим для детей 5-6 лет. лексическая тема " Грибы .Ягоды"

Занятие по ознакомлению с окружающим для детей 5-6 лет.По теме « Грибы»Воспитатель:- Я пришла сегодня не с пустыми руками. Посмотрите, что я вам принесла. Что это? (показать корз...

Лексическая тема "Грибы и ягоды"

Представлен материал учителя-логопеда для родителей старших дошкольников (6-7 лет) по самостоятельному изучению с ребенком лексической темы "Грибы и ягоды" (дистанционное образование)...