Конспект интегрированного НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кармакулова А.В.

Цель: Учить детей составлять небольшой рассказ (из 3-4 предложений), отражающий содержание картины. По плану, предложенному воспитателем, развивать связанную речь, закреплять навык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие44.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного НОД по речевому развитию в средней группе.

Тема: Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».

МБДОУ «Детский сад № 159»

Подготовила и провела: воспитатель: Анна Викторовна Кармакулова

Цель: Учить детей составлять небольшой рассказ (из 3-4 предложений), отражающий содержание картины. По плану, предложенному воспитателем, развивать связанную речь, закреплять навык.

Задачи:

  1. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя),  выстраивать последовательность событий в соответствии с планом.
  2. Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание.
  3. Учить подбирать определения и действия к словам снег, зима, снежинки.
  4. Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.
  5. Развивать связную речь с использованием игровых приёмов. Развивать коммуникативные  навыки, связную монологическую речь.
  6. Закреплять умение отгадывать загадки.
  7. Развивать память, внимание.
  8. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
  9. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и к окружающей обстановке, умения работать в коллективе.  

Материал: Картина по теме «Не боимся мороза», снежинка, мяч, мнемотаблица.

Предварительная работа: Наблюдение за играми детей на прогулке. Знакомство с загадками, пословицами, народными приметами о зиме. Разучивание стихотворений о зиме. Рассматривание картин, иллюстраций о зиме. Ручной труд: изготовление снежинок.

Планируемые  результаты: Развернутый  рассказ ребёнка, построенный  сначала  по вопросам  воспитателя, а затем  самостоятельно.

Интеграция с другими ОО:

- Речевое развитие.

- Социально-коммуникативное развитие.

Возраст: 4-5 лет

Количество детей:10 человек

Форма работы: групповая (индивидуально-коллективная).

Словарная работа: активизировать речь детей, пополнять словарный запас детей словами о зиме, учить правильно, дополнять предложения.

Методы и приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов, игр).

Наглядный (использование атрибутов и пособий,).

Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей).

Организационный момент.

Занятие проводится в музыкальном зале.

Ход занятия:

Дети под музыку «Зимушка - зима» заходят в музыкальный зал. Встают свободно рядом с воспитателем.

I. Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Е. Трутневой «Первый снег» 
«Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый…»

Беседа по теме:

Воспитатель:

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Ответы детей: зима 
Воспитатель:

- Как вы узнали, что говорится о зиме? На улице снег. Дует сильный ветер,  мы  надеваем тёплую одежду.

II. Основная часть.

Воспитатель:

- Зима - чудесное время года. Дети любят ходить на прогулку, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и санках, играть в хоккей, строить крепости из снега.

- А давайте с вами поиграем

Игра с мячом “Скажи ласково? 

(дети стоят по кругу, воспитатель каждому по очереди кидает мяч с вопросом)

- Снег – (снежок), лёд – (льдинка), ветер – (ветерок), мороз – (морозец), дерево – (деревце), птица – (птичка), зима – (зимушка), сугроб – (сугробик), горка – (горочка), санки – (саночки).

Молодцы!

Воспитатель:  - Ребята, послушайте загадки.

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл,

Кто ворота отворил? (Ветер)

Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,

А побелила все крыши вокруг? (Зима)

В гости прилетела,

Звёздочка хрустальная.
На ладошку села - 
От тепла растаяла.  
(Снежинка)

- Что это?

- Ребята, посмотрите, что у меня? (показывает).

-  Подставьте свои ладошки. Я дотронусь до вас снежинкой, а вы расскажите о снежинке, «Какая она»?

Дети: белая, пушистая, блестящая, лучистая, легкая, воздушная…

- А что она делает? Кружится, падает, летит, блестит, сверкает…

Молодцы!

- Ребята, послушайте слова: с-с-снег, с-с-снежинки, с-с-снежок, с-с-снеговик,  с-с-снежный, с-с-сугроб. Какой звук слышится в этих словах?

Правильно, звук[с].

-  Какие еще есть слова о зиме со звуком [с]? (снегурочка, сосулька, , снегирь, синичка.)

Молодцы!

- Ребята, не холодно ли вам было, когда вы шли в детский сад?

- На улице стало холодно. А как можно спастись от холода, чтоб не замёрзнуть?

- А давайте погреемся вместе!

Физкультминутка «Холодок»

Холод, холод, холодок,                             (дети гладят руки.)

Не пугай ты нас, дружок.                          (грозят пальчиком)

Будем вместе дружно топать                    (по тексту)

И в ладошки звонко хлопать.

 Хлоп-хлоп, раз-два-три,                          (Хлопки, топающий шажок, кружатся.)

Нам не холодно, смотри!

Холод, холод, холодок,                            (дети гладят руки.)

Не пугай ты нас, дружок.                         (грозят пальчиком)

Побежим мы по дорожке,                        (Кружатся)

Не замерзнут наши ножки.                      (выставляем ножки)

Хлоп-хлоп, раз-два-три,                           (Хлопки, топающий шажок, кружатся.)

Нам не холодно, смотри!

Демонстрируется картина «Не боимся мороза».

(воспитатель усаживает детей к мольберту)

 Воспитатель задает ряд вопросов:

- Ребята, посмотрите на картину.

- Какое время года  запечатлено на картине?

- Почему вы думаете, что это зима? (лежит снег на земле, деревьях, люди одеты в теплую одежду)
- Посмотрите на снег и скажите, какой он? (пушистый, холодный, мягкий, белый, чистый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий)
- А как можно сказать про зиму, какая она? (белая, снежная, холодная, красивая, колючая, пушистая, искрящаяся, серебряная, волшебная)

- Какая погода стояла в тот зимний день? (солнечный, теплый, безветренный), воспитатель побуждает по-разному называть, какой день изображен на картине.

- Кто изображён на этой картине? (дети)
- Где гуляют дети? (на улице)
- Что они делают? (катаются на санках с горки, лепят снежную бабу,)

- Молодцы, давайте рассмотрим картину, повнимательнее.

- Назовем девочку в синей шапке Таней и расскажем о ней.

(Дети рассказывают совместно с воспитателем).

"В морозный зимний день Таня... вышла гулять. Взяла она с собой... санки, лопатку, ведро. Оделась Таня тепло, на ней... меховая шапочка, зимнее пальто. На рукавичке у Тани... снежинка..(какая?) узорная, белая, красивая. На улице холодно, но Таня... не боится мороза".

- А теперь посмотрим, кто же из вас самый внимательный? У меня на столе лежат рисунки – подсказки, а вы по ним составите план для рассказа.

(дети выкладывают на фланелеграфе мнемотаблицу. Воспитатель задает схему рассказа так, что она наталкивает ребенка на описание и повествование.  Воспитатель убирает картину)

- А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать?

Заслушиваются 2-3 рассказа. Воспитатель хвалит детей, сумевших избежать повторов, которые включили в свой рассказ определения белый, пушистый (снег), снежная, холодная (зима).

Однажды в зимний день Таня вышла на прогулку. Она надела теплое пальто, шапку, шарф и рукавичку на которой была узорная снежинка. Взяла она с собой санки, лопатку, ведро. Одни катались с горки, другие строили что-то из снега. На улице холодно, но Таня не боится мороза".

Молодцы!

III. Заключительная часть.

                     Мы мороза не боимся

                     И гулять пойдем гурьбой

                     Будем бегать, веселиться

                     Нам не холодно зимой.

Рефлексия.

- Чем вы сегодня занимались?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности?

Воспитатель подводит итог, хвалит детей за их речевую активность.

- Ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, составляли предложения, как красиво подбирали определения к словам: снег, снежинка. Молодцы!

Дети уходят в группу.

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие. Развитие речи. Младшая группа. Тема. Составление рассказа по картине "Вот это снеговик!" Форма работы: ситуативный разговор.

Речевое развитие. Развитие речи. Младшая группа.Тема. Составление рассказа по картине  "Вот это снеговик!"Форма работы: ситуативный разговор.Цель. Формировать умения составлять рассказ по картине...

НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников: Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собойОбогащ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности с детьми посещающими логопункт Тема: Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».

Конспект НОД  по развитию речи в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности с детьми посещающими логопункт Тема: Составление рассказа по картине  «Не боимся мороза...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе Тема: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней  группеТема:  «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»»...

Конспект занятия по речевому развитию для средней группы.Тема: Составление описательного рассказа по картине «Осень»

Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Обучать описывать картину....