Картотека игр
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Елена Валерьевна Кириллова

Картотека игр на формирование морфологической стороны речи     дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на формирование морфологической стороны речи     дошкольников

Младший возраст

«Чего не стало?»

   Цель игры: формировать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных, грамотно строить свои предложения.

   Материал: пары предметов – матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера – длинная и короткая), игрушечные лошадки, утята, Буратино, мешок.

   Ход игры: Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают их, называют и выставляют на столе. Воспитатель просит запомнить предметы на столе и говорит, что Буратино будет играть с ребятами. Он будет прятать игрушки, а вы должны говорить каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок утят или чего-нибудь другого. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на место кладет ленточки.

В: - Чего не стало? (Затем прячет ленточки, а на их место ставит пирамидки).

В: - Чего не стало? И т.д. Наконец убирает все игрушки и спрашивает: «Каких игрушек не стало?».

 «Прятки»

      Цель игры: формировать умения правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

   Материал: игрушечная машина, мишка, мышка.

   Ход игры: В гостях у детей мышка и мишка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза.

В: - Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята?

Д: - В кабине.

В: - Вот куда он забрался! Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Воспитатель сажает мышонка на кабину.)

В: - Где ж мышонок, ребята? Подскажите мишке!

(Дети подсказывают). Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

Средний возраст

 «Зайкина гимнастика»

   Цель игры: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов (беги, скачи, ляг, присядь, стой, наклонись).

   Материал: плюшевый заяц.

   Ход игры: В гости к детям приходит заяц. Он будет делать гимнастику. Дети отдают команды, а заяц их выполняет. Но говорить надо правильно. Если ребенок ошибается, заяц не выполнит команду. После гимнастики заяц прощается с детьми. Он отправляется бегать на свежем воздухе.

 «Чье, чье? Мое!»

   Цель игры: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в роде .

   Материал: мешок, сорока (игрушка или картинка), детские вещи (одежда, игрушки).

   Ход игры:  Воспитатель складывает в мешок детские вещи и игрушки. Мешок вносит в комнату вместе с сорокой.

В.: Это сорока-воровка. Она насобирала разных вещей у нас в комнате, все схватила, что плохо лежит. Смеется над вами: «Чье, чье? Мое!» Давайте-ка рассмотрим, что чье. Это что?

Дети: Туфли.

В.: Чьи туфли?

Дети отвечают. Вещи по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина (чей? чья? чье?). Хозяин получает свою вещь и убирает ее на место.

Старший возраст

 «Пиф считает»

   Цель игры: формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

   Материал: собачка Пиф – кукла бибабо.

   Ход игры: Воспитатель говорит, что к нам пришел в гости совершенно необычный пес. Как тебя зовут пес? (Говорит от имени пса.)

Пес: Я Пиф. Я умею считать. Вот спросите у меня: «Пиф, а сколько у тебя хвостов?» - и я отвечу.

В.: Пиф, сколько у тебя хвостов?

Пиф: У меня один хвост. А теперь спросите про нос. (Обращается к кому-нибудь их детей.)

Ребенок: Пиф, а сколько у тебя носов?

Пиф: У меня один нос. А теперь спросите про уши.

Дети могут задавать вопросы про брови, глаза, рот, щеки, лапы. Если форма образована неправильно, Пиф не отвечает на вопрос (ждет) до тех пор, пока ошибка не будет устранена.

 «Три линейки»

   Цель игры: формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

   Материал: лесенка, имеющая три ступеньки; мелкие игрушки и предметы, обозначаемые существительными мужского, женского и среднего рода (блюдце, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо, совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрешка); поднос.

   Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что нужно рассмотреть предметы на подносе и разложить их на лесенке так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые говорят один, на второй ступеньке - предметы, про которые говорят одна, на третьей - предметы, про которые говорят одно. Затем дети должны разложить предметы в том же порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...