НОД по развитию речи
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Цель: обобщить  и систематизировать знания детей о зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

занятие по развитию речи в старшей группе

тема: «Зима»

в-ль: Якубова Ольга Владимировна МАДОУ №25

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
Образовательные: учить отвечать полным предложением на вопросы педагога; уточнить признаки зимы; упражнять в составлении предложений, активизировать словарь по данной теме; формировать навыки правильного употребления предлогов в падежных конструкциях; закреплять умение подбирать однокоренные слова;  заучивание стихотворения при помощи схемы.
Развивающие: развивать мышление, внимание, мелкую моторику, речь.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение детей друг другу в ходе занятия.
Демонстрационный материал: картинки по теме "Зима", ёлочка, разборные снеговики, соль,  ложки.

Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты - мой друг

Дружно за руки  возьмёмся и друг другу улыбнёмся.    Ребята,  а теперь сядьте все красиво и покажите  мне,  что вы готовы к занятию.

В-ль: Сердитая метель заколдовала  ёлочку.(сломала веточки), но мы спасём нашу ёлочку)

- Прежде, чем мы спасём ёлочку , давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

1.-Ребята,  вы  помните, какое сейчас время года? (Зима)

Зимушка - зима  приготовила для нас задания. Если мы справимся с заданиями, то мы спасём ёлочку.

Давайте вспомним, как называются зимние месяцы?

Дети:

 - Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: -  Как ведут себя деревья зимой?

Что делают птицы, люди?

Что делают звери?

Как греет  солнце зимой?

Воспитатель: - Вы любите кататься с горки?

Дети: - да.

Воспитатель: - А из чего строим горку?

Дети: - из снега.(У меня есть снежные комочки)

2.

Воспитатель: - Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов.   Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам).

 Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, а я беру «снежок» и строю горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится.

Начинаем:

ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….).

СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….).

ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный).

Воспитатель: - Молодцы, назвали много разных слов и поэтому горка получилась высокая.

3.- отгадывание загадок: Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

4. Сегодня мы с вами, будем  составлять предложения о зиме по картине..

Чтобы красиво и правильно произносить слова нужно повторить чистоговорку. .

 

Чистоговорка «Зима».

Ма-ма-ма- пришла снежная зима.

Ег-ег-ег- все засыпал белый снег.

Ки-ки –ки- любим мы играть в снежки.

Каждое предложение должно начинаться со слова «Зимой». Вот мое предложение: Зимой солнце светит, но не греет. 

 

5.Игра «Где лежит снежинка?»

— Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Вы будите говорить, где лежит снежинка.

Снежинка лежит на столе.

Снежинка лежит под …

Я взяла снежинку из-под…

Снежинка лежит около…

Снежинка лежит перед…

Снежинка лежит за…

Я достаю снежинку из-за…

Снежинка лежит в…

Я достаю снежинку из…

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На поселки, на лужок – Все снижается… (снежок).

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

        

И сейчас мы с вами сделаем снеговиков готовы?

Физминутка

 «Снеговик» три команды на скорость собирают и бумаги разборного снеговика.

Заучивание стихотворения

Н.Нищева “Ёлочка” 

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/556663/img8.jpg

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

Волшебница Зима приглашает нас в лабораторию «Снеговичок»

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Итог: Мне очень понравилось, как вы сегодня играли и отвечали на вопросы. А вам что больше всего понравилось?

-ответы детей.

В моей шкатулочке  лежит награда за ваше старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...