Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через знакомство с загадками.
статья по развитию речи (средняя группа)

Лесунова Валентина Владимировна

В статье рассматривается тема "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста  через знакомство с загадками". Автор рассматривает загадку как необходимое средство для речевого развития детей, которое можно применять не только в непосредственно - образовательной деятельности, но и в разных режимных моментах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевой активности  детей дошкольного возраста  через знакомство с загадками.

Формам организации детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО отводится особая роль. В дошкольном возрасте самой важной деятельностью является игра, через которую решаются все образовательные задачи. Речь очень важный компонент в жизни дошкольника.  Нужно побуждать детей больше говорить. И здесь, как одно из средств выступает загадка. Это один из самых любимых детьми жанров народного творчества. Их привлекает в загадке её оригинальная  художественная форма, возможность проявить свою смекалку, творчество, пофантазировать, придумывая отгадку. Отгадывание загадки – это умственное соревнование, позволяющее дошкольникам раскрыть свои возможности, умение самостоятельно делать различные умозаключения.

Загадка учит детей наблюдать, видеть сущность предметов, их назначение, подводит ребёнка к пути решения проблемы, развивает умение анализировать, сравнивать, обобщать. Чтобы научить  детей  отгадывать загадки  педагогам  и родителям необходимо запастись терпением. Прежде всего,  надо дать время ребёнку подумать, а не торопиться ответить за него. Дошкольников  нужно учить отгадывать загадки: внимательно слушать и понимать их содержание, строить  логическую цепочку своих  рассуждений, подводить к  самостоятельному решению  логических задач, учить детей доказывать правильность отгадки. Таким образом, у дошкольников хорошо развивается речь, мышление. Обучение умению отгадывать загадки начинаем с воспитания умения детьми наблюдать за окружающим миром, видеть его в разнообразных связях и зависимостях одних явлений от других. Учим детей   разносторонне воспринимать  предметы и явления. В дошкольном возрасте развитие  сенсорики,  внимания, памяти -  это основа для мыслительной  деятельности ребёнка, которая ему поможет  при отгадывании загадок. Важным условием  для правильного  восприятия, понимания загадок и успешного их отгадывания является предварительное знакомство детей с явлениями, предметами, о которых будет идти речь в загадке. Нельзя детям сразу предлагать много загадок на разную тему. Это вызовет у них затруднение. Лучше, если в одной развивающей ситуации будут загадки только о животных, домашних или диких, а на следующий день – об игрушках, в  третий раз – о различных явлениях природы.

Чтобы успешно отгадать загадку, в ней ничего нельзя пропускать, здесь важно каждое слово. Большую роль в  обучении дошкольников отгадыванию загадок играет  художественная литература, она  обостряет наблюдательность детей, учит их умению использовать в своей речи образные, правильные слова, обогащает детскую  речь.  Всё  это подводит детей к пониманию загадок. При использовании загадок в НОД, необходимо подчиняться тематике, связывать  её с  недавними наблюдениями.  Огромное значение имеет использование наглядного материала: плакатов, фотографий, игрушек и т.д. С их помощью образ предмета становится ярче, богаче, красивее.  Место загадке  находится в разных режимных моментах, во время прогулок и в индивидуальной работе с детьми, но нужно обязательно учитывать возраст детей, их психологические особенности, доступность содержания загадок, детский опыт. Постепенно, усвоив приёмы составления загадок, дети начинают придумывать их самостоятельно. Систематическая работа с загадкой помогает познавательному и речевому развитию детей.

Список используемых источников

  1. Алла Нестеренко. Страна загадок: О развитии творческого мышления детей. ИГ «Весь», 2017 .192с.
  2. Шульгина Е.В., Третьяк Н.Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Детство-Пресс, 2011. С.96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЗАГАДКАМИ И КОЛЫБЕЛЬНЫМИ ПЕСНЯМИ

Цель: учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представления о жанре загадки; познакомить со скороговорками, их назначением, учить четко произносить их, п...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте «Знакомство с цифрой".

Интегрированная  непрерывная образовательная деятельность  с детьми  по познавательному развитию в старшем  дошкольном возрасте по математике «Знакомство с цифрой»....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Рисование "Знакомство с Эбру"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Рисование "Знакомство с Эбру"....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

План самообразования "Развитие речевой активности в процессе работы над загадками" средняя группа

Задачи:Развивать умение охотно вступать в речевое общение.Развивать умение задавать вопросы.Формировать умение составлять короткие описательные рассказы о предметах из ближайшего окружения путем сочин...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Знакомство с деревенской избой»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста«Знакомство с деревенской избой»...