"Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Марина Григорьевна Синегузова

Используя фланелеграф, дети создают зимнюю картинку при помощи фигурок людей, птиц, солнца, облаков.деревьев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_zima.pptx2.38 МБ
Файл konspekt_zima.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОД по развитию речи на тему «Зима» Воспитатель: Синегузова Марина Григорьевна Г. Калининград

Слайд 3

Загадка о зиме Словесные игры « Что такое хорошо и что плохо» «Назови ласково »

Слайд 4

Дети составляют рассказ по картинно-графическому плану

Слайд 6

Дыхательная гимнастика

Слайд 7

Упражнение для коррекции зрения

Слайд 8

Пальчиковая гимнастика

Слайд 9

Кто там спрятался в снегу?

Слайд 10

Наденем на зайку белую шубку !

Слайд 12

Подведем итог занятия!

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему «Зима».

 Цель: продолжать закреплять знания детей о временах года, а именно о    зиме;

Задачи: продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопрос; развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, речевой слух; активизировать и пополнять словарный запас; совершенствовать координацию движений; учить детей использовать разные способы и приемы рисования; воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.

Материалы и оборудование: ковролин (фланелеграф); фигурки людей и птиц, хвойных и лиственных деревьев, небо, солнце, снежинки на липучке; снежинки на нитках.

Материалы: ковролин(фланелеграф), атрибуты на липучках:  фигурки людей, птиц, облака, солнце, сугробы, деревья(хвойные, лиственные), снежинки из бумаги; листы бумаги с нарисованный воском контура зайчика (на каждого ребенка), синяя гуашь, поролон, кисти, клей ПВА, манка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вступление

Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее внимательно послушайте и скажите, о каком времени года эта загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

(Дети угадывают загадку)

Воспитатель: сегодня мы с вами будем продолжать говорить о зиме.

- А кто из вас скажет, сколько зимних месяцев? (Дети отвечают: три зимних месяца).

- А вы сможете назвать зимние месяцы? _(декабрь, январь, февраль)

- Молодцы, а теперь мне назовите самый первый зимний месяц. Про него еще говорят: году конец, а зиме – начало? (дети отвечают: это декабрь)

- А второй месяц называется … (дети хором отвечают: январь)

- И третий, самый последний и холодный месяц? (дети называют: февраль)

- Ребята, а вы знаете какой сейчас месяц? (дети называют месяц)

Образование относительных прилагательных.

В: Скажите, какая погода может быть зимой?

- Если на улице идёт снег, то погода какая? (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная);

- Если метет метель, то погода какая? (метельная);

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная);

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная).

Игра «Что зимой хорошо и что зимой плохо?»

В: Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?

Предлагаемые ответы детей:

  • Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть в снежки.
  • Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.
  • Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.
  • Зимой плохо, когда дует сильный морозный ветер, мы не ходим гулять.
  • Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.
  • Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

Игра «Назови ласково»

- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снег – (снежок).

Снежинка – (снежиночка).

Елка – (елочка).

Санки – (саночки)

Горка – (горочка)

(На фданелеграфе прикрепляется панно: ковролин, а на столе раскладываются атрибуты: фигурки людей, птиц, небо, солнце, сугробы, деревья хвойные и лиственные на липучке.

 Составляя рассказ по картинно-графическому плану, ребенок подходит к столу, рассказывает и прикрепляет фигурку к полотну. Если ребенок затрудняется или забыл, то другие дети ему помогают).

- Небо (какое? Серое, голубое, облачное, пасмурное, снежное, низкое, темное, хмурое).

- Солнце (светит, но не греет, оно прохладное).

- Облака (какие? белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).

- Ветер (сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).

- Птицы (уже улетели в теплые края, остались зимовать зимующие птицы: снегирь, щегол, клест, синица, сорока, ворона, воробей, голубь, дятел, поползень).

- День становиться чуть длиннее, а ночь – короче. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое).

- Люди надели теплую одежду (теплые шапки, сапоги, варежки, шарфы, шубки), дети катаются на лыжах, санках, коньках.

- День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).

- Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).

- Сугробы (снежные, глубокие, высокие).

Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите на зимний пейзаж, вам он нравиться? (Дети отвечают: Да, нравиться).

Воспитатель: А чего в картине не хватает? Посмотрите внимательно. (В картине не хватает сугробов, ведь зима и много снега).

Воспитатель: Правильно, сугробов не хватает. Ведь столько снега намело. Кто из вас прикрепит сугробы? (Ребенок встает и прикрепляет сугробы к полотну).

Игра «Доскажи словечко»

В: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые ... (Снежинки).

На дорожки, на лужок

Всё снижается ... (Снежок).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее ... (Снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (Снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился … (Снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка - … (Снегурка).

На снегу – то, посмотри –

С красной грудкой … (Снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил … (Снег)

В: Как много родственников у слова «снег».  Давайте, ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют).

Дыхательные упражнения.

- Зимой часть дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белые снег, засыпает он вас всех».

- Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне дуть не снежинки. (Раздаём снежинки)

- А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).

- Вот какие красивые снежинки. Давайте рассмотрим их получше… Каждая из них неповторима. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие). Молодцы, а теперь ещё раз посмотрим на снежинки…

Упражнение для коррекции зрения.

- Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд).

Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели. (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).

Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом).

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал. (Поднимать снежинки вверх и отпускать вниз).

Дети смотрят вверх и вниз. Все! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).

Глазки закрываем. (Закрыть ладошками глаза). Глазки отдыхают.

Воспитатель: Выпал снег во дворе. Ребята давайте с вами выйдем во двор и слепим снежок. (Дети встают в кружок и начинают выполнять пальчиковую гимнастику).

Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения).

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре

Загибают пальчики, начиная с большого пальца

Мы с тобой снежок слепили

«Лепят», меняя положение ладоней

Круглый, крепкий

Показывают круг, сжимают ладони

        Гладкий        

Гладят одной ладонью другую

И совсем – совсем не сладкий

Грозят пальчиком

Раз - подбросим

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок

Два - поймаем

Приседают, ловят воображаемый снежок

Три - уроним

Встают, роняют воображаемый снежок

И ….. сломаем!

Топчут воображаемый снежок ногами.

Воспитатель: Какой мы свами снежок слепили. Давайте представим, что мы этот снежок взяли в ручку. Какой снежок на ощупь?

(Дети отвечают: снежок мягкий, гладкий, холодный, липкий, белый, хрустящий, твердый, пушистый).

Воспитатель: Ребята, а что будет если на ладошку снежинка упадет? (Дети отвечают: Она растает и превратится в капельку воды).

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему снежинка превратится в капельку воды? (Дети: потому, что снежинка состоит из воды. Когда на улице морозно, вода замерзает и превращается в снежинку, а попадая на теплую ладошку она тает).

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы вышли на улицу и начали топтаться по снегу, когда мы топчемся по снегу он хрустит. А вы знаете почему снег хрустит?

(Дети: да, знаем, потому, что снег состоит из снежинок, а снежинки состоят из маленьких кристалликов. Когда мы Наступаем на снег, хрусталики ломаются и издают хруст).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете про зиму. А вы рассматривали снежинки? Они такие все разные, ни одна снежинка не похожа друг на друга. Но если снежинка попадает нам на ладошку, она быстро растает.

Воспитатель:  А теперь давайте подойдем к нашему зимнему пейзажу и прикрепим снежинки к картинке. (Дети прикрепляют снежинки к ковролину).

Снегом замело дорогу, чтобы не застрять в сугробах. Поднимаем выше ноги. (Дети выполняют движения).

Видим чьи-то следы.

Воспитатель: Чьи следы модно увидеть?

Дети: Волка, зайца, лисы, лося.

Воспитатель: Может медведя?

Дети: Нет! Медведь спит зимой.

Воспитатель: Может ежика?

Дети: Нет! Ежик тоже спит.

В: Давайте пойдете за столы и посмотрим кто-же спрятался в снегу? Возьмите губку. Наберите синюю краску и затонируйте свой лист. Кто у вас получился?

Дети: Зайчик!

В: Расскажите какой зайчик!

Дети: Белый, пушистый!

В: А почему белый? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает надеть на зайчика белую, пушистую шубу: смазать силуэт зайца клеем и затем посыпать манкой, стряхнуть остатки манки в тарелку.

В конце занятия дети с воспитателем подводят итог: о чем было занятие, что детям больше всего запомнилось и понравилось на занятии, что было для них сложное.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....