Картотека игр направленная на социально-эмоциональное развитие детей.
картотека по развитию речи (средняя группа)

Габова Наталья Александровна

Игра составляет ведущую роль в жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словесные игры

«Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как

называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

«Позови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию),

ласково назвав его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые

слова.

Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нём добрые,

ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Передача чувств»

Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход: ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики,

жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

«Перевоплощение»

Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью

пластики, мимики, жестов.

Ход: дети по очереди загадывают определённый «образ», изображают его, не называя.

Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

«Моя любимая игрушка»

Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её

настроение, поведение, образ жизни.

Ход: дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ней.

Остальные отгадывают.

«Подарок другу»

Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.

Ход: один ребёнок становится «именинником»; остальные, «дарят» ему подарки, передавая

движениями и мимикой своё отношение к «имениннику».

«Солнечный зайчик»

Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать

атмосферу тепла, любви и ласки.

Ход: детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем воспитатель

говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог

приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает

внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не умещается в

ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим

сердцем.

«Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать

коммуникативные способности.

Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем

нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих

детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы

детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то

любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою

руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние?

Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и

любим сами».

«Волшебники»

Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять

внимание и заботу.

Ход: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и

желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше – ловкости и т.п.

«Цепочка слов»

Выбирается водящий. Он придумывает и называет три – пять слов, потом указывает на

любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребёнок

справляется с заданием, он становится водящим.

«Собери чемодан»

Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?

Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что нужно взять с собой в дорогу?». Первый

путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий

повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т. д. Условие: повторяться

нельзя.

Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о которых говорили

предыдущие игроки, и называют свой.

«Эхо»

1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой

строчки.

2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики».

«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по

очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша?

И т. д.».

«Взаимное цитирование»

«Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову

своё имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например, «Ваня –

Ваня». Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и

назовёт кого-либо другого, например, «Катя-Катя». Тогда Катя, переняв ход, сделает то же. И т.

д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в

пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок.

«Почта»

Между участниками игры и водящим завязывается диалог.

Водящий. Динь, динь, динь!

Дети. Кто там?

Водящий. Почтальон.

Дети. Откуда?

Водящий. Из Рязани.

Дети. А что там делают?

Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и т. д. (дети изображают действия,

названные водящим).

«Да» и «нет» не говорите

В игре участвуют две команды. Воспитатель предлагает одной из команд выбрать

«добровольца»: он встаёт перед другой командой, игроки которой в течение минуты

«обстреливают» его вопросами. «Доброволец» должен отвечать на них, соблюдая правило: «Да

и нет не говорите».

Если игрок произнесёт одно из этих слов, это будет означать, что команда – соперница

его перехитрила и он должен вернуться на своё место. Если же игрок в течение минуты

удержится и не произнесёт запрещённых слов, то команда-соперница признаёт себя

побеждённой. «Доброволец» получает фишку. Затем команды меняются ролями. В конце игры

подсчитывают фишки: команда, у которой их больше, победила.

«Как тебя зовут»

Участники игры придумывают себе смешные прозвища (пузырёк, расчёска, ручка и др.),

затем водящий задаёт вопросы. Отвечая на них, можно называть только своё прозвище.

Отвечать надо быстро. Не задумываясь, ни в коем случае нельзя смеяться, даже улыбаться.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя метлой, и строго предупреждает:

«Кто ошибётся, тот попадётся! Кто засмеётся, тому плохо придётся! «. Затем следует такой

диалог:

- Кто ты?

- Метла.

- Что ты ел сегодня утром?

- Метлу.

- На чём можно ездить?

- На метле. И т.д.

Так продолжается до тех пор, пока игрок не рассмеялся. Если игрок рассмеялся, он

должен отдать фант и выйти из игры.

«Сундучок»

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного

ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме,

качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.

Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

«Картинная галерея»

Детям предлагают рассмотреть уже известные им картины и загадать ту, которая им

больше понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребёнок. Он говорит: «Все

картины хороши, но одна лучше».

Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась этому ребёнку.

Если она угадана, ребёнок говорит: «Спасибо всем! Это действительно она – картина под

названием (называет)».

«Азбука почемучек»

Задавайте вопросы так, чтобы их первые слова начинались с каждой буквы алфавита (по

порядку). Проигрывает тот, кто первый собьётся, кто забудет последовательность букв в

алфавите.

Арбуз – это фрукт или овощ?

Бегемот – это кто?

Волки водятся в наших лесах?

Где зимуют ежи?

Детей кто воспитывает?

Ель на ёжика похожа?

Ёрш – это птица?

Жадность в чём проявляется?

Зачем лисе хвост?

Ирис – это цветок или конфета?

Куда улетают осенью птицы?

Любишь ты животных?

Можно обижать маленьких?

Ночь – часть суток или время года?

Облака бегут или плывут?

Помогаешь родителям?

Радуешься новым игрушкам?

Собака – друг человека?

Ты часто задаёшь вопросы взрослым?

Учиться всегда пригодится?

Фломастерами что делают?

Хорошо ты отдохнул летом?

Цапля, где живёт?

Часто ты читаешь книги с взрослыми?

Шарами что можно украсить?

Щенки, чьи дети?

Этажей сколько в твоём доме?

Юла – это игрушка?

Яблоки, какого бывают цвета?

«Я начну, а вы продолжите»

Взрослый произносит незаконченные предложения из рассказа Н.Н.Носова «На горке».

Ребёнок должен закончить предложение, использовав образные слова и выражения. Например.

«Был ясный день, снег на солнце…(сверкал, искрился, переливался, блестел). Миша сел на санки

и помчался с горы…(пулей, вихрем, так что дух захватывало). Санки перевернулись, и

мальчик…(шлёпнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем). Коле очень захотелось, чтобы гора

получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица)».

«И это хорошо, и это плохо»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на ручку с двумя колпачками. «Этот колпачок

белый – он будет означать «хорошо», этот колпачок чёрный – он будет означать «плохо». Если

ручка повёрнута белым колпачком кверху, нужно говорить «хорошо», если чёрным – «плохо».

Выбирается тема, в которой дети способны выделить «хорошее» и «плохое» (время года,

животные, бытовые приборы и т. д.).

Например. Тема «Лес». Ручка повёрнута белым колпачком вверх («Лес – это хорошо,

потому что он очищает воздух»). Передаём ручку Ане, поворачивая её чёрным колпачком вверх,

Аня должна объяснить, почему лес – это плохо. Например, «Лес – это плохо, потому что в нём

можно заблудиться». И т. д.

«Через стекло»

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами,

представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т.е. они отделены друг

от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для

передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно

обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

«Магазин игрушек»

Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой

игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят

к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает

двигаться, совершая характерные для неё действия. Покупатель должен догадаться, какую

игрушку ему показывают. Не догадавшийся уходит без покупки.

.

«Задуманное действие»

Один из играющих (водящий) выходит из комнаты. Остальные договариваются, что он

должен сделать (например, почистить зубы, подмести пол, поглядеться в зеркало и т. п.).

Водящему предлагают подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается

угадать и изобразить задуманное действие.

«Колпачки»

Детям предлагают поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для

этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного

картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при

этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут… .», отвечать при приеме колпачка «Мне очень

приятно! », руками колпачки трогать запрещается.

«Комплименты»

Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее,

хвалят, обещают, восхищаются и передают при этом фонарик из рук в руки. Принимающий,

кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

«Волшебные конфеты»

Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что

там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь

в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать

радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на

земле…

Примеры высказывания детей:

• пусть они избавятся от болезней

• пусть все долго живут

• пусть у всех будет дом

• пусть все дружно живут

• пусть все будут счастливы

«Встаньте все те кто…»

Ведущий дает задание:"Встаньте все те, кто ...

- любит бегать,- радуется хорошей погоде,

- имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят

запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

«Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся».

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на

расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): -

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками.

Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят

прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что

понравилось больше?

«Художник слова».

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный

портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не

называя конкретно имени этого человека. Остальные дети пытаются угадать, о ком идет речь.

«Я хороший - я плохой».

Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как

их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том,

какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое

качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета, и какой формы?

«Найди друга».

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине

завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга

(или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем,

когда друг найден, игроки меняются ролями.

Дидактические игры

«Что на что похож»

Взрослый договаривается с детьми, что они для описания задуманного предмета или

живого существа будут использовать только сравнения (по внешнему виду, действиям и т.п. со

сходными и известными всем предметами). Назначается водящий, который выходит из комнаты

и стоит за дверью, пока дети загадывают что-либо или кого-либо. Затем он возвращается и по

описаниям – сравнениям пытается отгадать, что же дети задумали.

«Задом наперёд»

Воспитатель подбирает пары картинок: гнездо с яйцом – птица; мальчик в постели – он

же идёт с портфелем; гриб маленький – гриб большой; бабушка вяжет носки – носки связаны;

мальчик грязный – мальчик моется в душе; чистый лист бумаги – на листе рисунок; игрушки

разбросаны по комнате – в комнате порядок; у девочки воздушный шар – девочка без шара.

Воспитатель раскладывает картинки по порядку и рассказывает первую историю: «В гнёздышке

лежало яйцо. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и научился летать». Детям предлагают

рассказать историю по этим же картинкам, но начиная со второй из пары. Возможный вариант:

«Летела птичка, свила гнёздышко, снесла яичко».

«Почему? А потому»

Сначала взрослый, затем сами дети задают «каверзные» вопросы: «Почему кошка часто

умывается?»; «Может слон жить без хобота?». И т. п. За самый доказательный и

правдоподобный ответ ребёнок получает фишку.

«Что было бы, если бы…»

К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить

их в того, в кого они пожелают, но они должны обосновать свой выбор. Варианты. «Если бы я

был художником, то нарисовал бы…»; «Если бы я был артистом, то сыграл бы роль…»; «Если

бы я был цветком, то радовал бы…»; «Если бы я был воспитателем, то…».

«Бывает – не бывает»

Воспитатель подбирает предметные картинки, вызывает двух детей: первый ребёнок

берёт картинку и придумывает небылицу. (Крокодил летает.) Второй должен доказать, что так

быть не может. (Крокодил не летает, у него нет крыльев.) Первый доказывает, что может, но

при определённых условиях, и называет их. («Нет, летает: его везут в самолёте».)

«Доказательство»

Перед детьми раскладывают разные предметы (палочки, кубики, геометрические фигуры

и т. д.). Дети обдумывают, что из них можно сделать. Например, один ребёнок говорит, что из

палочек и кружков можно выложить машинку. Дети хором говорят: «Докажи!». Ребёнок должен

рассказать, как он будет это делать, и выложить придуманную им фигуру.

«Художник слова»

Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный

портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям

упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет

мебели?» И т. д.

«Магазин»

Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина»

разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а

описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

«Библиотека»

Дети выбирают двух – трёх библиотекарей и делятся на две – три группы (каждую

группу «обслуживает» один библиотекарь). Ребёнок пересказывает содержание нужной ему

книги, но не показывает её. Библиотекарь по описанию должен догадаться, о какой книге идёт

речь, и выдать её ребёнку.

«Знакомство»

Выбирается ребёнок, который берёт одну предметную картинку и, не показывая другим,

несколько секунд рассматривает её. Затем картинку убирают, и ребёнок должен точно (без

искажений) описать изображение, начиная со слов: «Я хочу вас познакомить с моим лучшим

другом…».

«Построим город»

Один ребёнок – «архитектор». Его задача – рассказать «начальнику стройки» (его

выбирают дети), какой город он хочет построить. Начальник стройки, учитывая особенности

каждого ребёнка, распределяет роли и объясняет каждому. Что он должен делать. Когда

строительство закончено, начальник благодарит всех за работу, а архитектор оценивает

соответствие постройки его замысла.

«Дотронься до... »

Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего! ». Все дети должны мгновенно

сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого

предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы

дотрагивались до каждого участника.

«Рукавички».

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар

участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не

раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в

уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить

совершенно одинаково рукавички.

Игры на преодоление негативных эмоций, гнева

«Ругаемся овощами»

Цель: учить преодолевать негативные эмоции, гнев.

Ход: ведущий предлагает поругаться, называя друг друга не плохими словами, а овощами.

«Изобрази животное»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход: ведущий предлагает изобразить злых (добрых) животных, порычать, подвигаться как

животные. Сначала лучше изобразить каких-нибудь хищников (тигр, волк), а потом «добрых»

животных (котёнок, щенок).

«Собака-поводырь»

Цель: развивать чувство доверия к близким.

Ход: дети становятся в пары, одному завязывают глаза, другой водит его по комнате.

«Не поделили игрушку»

Цель: учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное

решение.

Ход: детям предоставляются разные яркие игрушки, которые можно разобрать, идёт решение

конфликтных ситуаций, обсуждаются все версии детей, как бы повели себя младшие и старшие

братья и сёстры.

«Уходи, злость, уходи»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход: ведущий предлагает прогнать это настроение. Дети кричат: «Уходи, злость, уходи!», могут

стучать руками и ногами по полу, скомкать или разорвать рисунок злого человека, затем

расслабленно лежат на ковре, слушая музыку.

«Клеевой дождик»

Цель: регуляция движений в коллективе; развитие социального доверия.

Ход: дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они

преодолевают различные препятствия:

- подняться и сойти со стула;

- проползти под столами;

- обогнуть «широкое озеро»;

- пробраться через «дремучий лес»;

- спрятаться от «диких животных».

На протяжении всей игры дети стараются избежать отцепления от своего партнёра.

«Окажи внимание другому»

Цель: развитие умения выражать своё положительное отношение к другим людям, учить

оказывать и принимать знаки внимания.

Ход: дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников

игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера

поведения и т.д. В ответ ребёнок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…(повторяет сказанное

ему, а затем подкрепляет ещё одной похвалой в свой адрес). А ещё я думаю, что я…»

«Найди друга»

Цель: научить детей чувствовать и переживать, развитие коммуникативных навыков.

Ход: дети делятся на 2 группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по

помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук,

ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Секрет»

Цель: развитие социальной активности детей.

Ход: всем участникам ведущий кладёт в ладоши «по секрету» из красивого сундука (пуговицу,

брошку, бусинку и т.д.), зажимает детский кулачок. Участники ходят по помещению и,

снедаемые любопытством, находят способы уговорить другого участника игры показать ему

свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает всем найти общий

язык.

«Дружные ребята»

Цель: эмоционально сплотить группу.

Дети берутся за руки и говорят

Подружки и товарищи –

Мы весело живём,

Друг друга очень любим,

В обиду не даём.

Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем.

Мы дружные ребята,

Скажите это всем!

Игры - имитации

«Нарисуй стихотворение»

Цель: развивать воображение, мышление, образное мышление, умение согласовывать действия с

партнёром.

Дети разбиваются на пары. Каждой паре даётся кусочек стихотворения. Необходимо изобразить

иллюстрацию к стихотворению. В конце устраивается выставка работ.

«Пантомимические этюды»

Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении,

старик, ребёнок, который только учится ходить, уставший человек и др.

«Артисты цирка»

Цель: развивать воображение, мышление, чувство юмора, коммуникативные навыки.

Задача детей – придумать оригинальный номер, и немного прорепетировав показать его

(используются атрибуты, музыкальное сопровождение)

«Где мы были, мы не скажем, а что делали,

покажем»

Цель: развивать воображение и мышление, совершенствовать выразительность движения (без

предметов).

Дети разбиваются на пары и совместно решают, какое действие будут показывать. Задача

остальных детей догадаться.

«Доброе животное».

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за

руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь

подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два

шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко

бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем

дыхание и стук сердца этого животного себе».

«Мы любим друг друга»

Цель: установить доверительный контакт.

Дети делятся на две группы, образуя два круга внешний и внутренний, все смотрят друг другу в

глаза и говорят:

Я - дрозд и ты дрозд

У меня нос и у тебя нос.

У меня щечки красные

И у тебя щёчки красные.

У меня губки алые,

И у тебя губки алые.

Я друг и ты – друг.

Мы любим друг друга!

« Принесем друг другу радость ».

Цель: формировать оптимальный эмоциональный тонус, открытость внешним впечатлениям;

развивать любознательность; помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать

почувствовать, что его понимают и ценят.

Содержание: Воспитатель просит детей по очереди назвать все вещи, события, явления,

которые приносят им радость (любимые книги, мечты, приятные сны и т. д. ). Стоя в кругу все

берутся за руки, Глядя в глаза сосуду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...».

Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!». Игра продолжается

по кругу. После нее желательно обсудить, что чувствовали участники, что хорошего они о себе

узнали.

«Какой ты?».

Цель: Развитие социальных эмоций , обучать проявлять сочувствие, сопереживание по

отношению к сверстникам.

Содержание: дети делятся на пары. Каждому предлагается ситуация в которой он должен

изобразить самого себя. После разыгрывания дети меняются ролями с партнером, то есть

разыгрывают роли самого партнера. Затем ведущий предлагает детям вместе найти выход из

ситуации, беседует о том, каких людей можно назвать добрыми.

Желательно чтобы дети сами предлагали варианты ответов ... Для проигрывания ситуаций

можно брать вымышленные или те, которые происходили с детьми в реальной жизни.

« Я и мои друзья».

Цель: развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по

отношению к сверстникам, развивать коммуникативные навыки .Содержание: Для проведения

этой игры надо подготовить несколько карточек , разрезанных на две половинки. В качестве

усложнения игры могут использоваться неровные линии разреза.

Педагог перемешивает половинки и раздает их детям. Затем по его сигналу ребенок должен

найти соответствующую половинку. Здесь необходимо помнить, что в работе с тревожными

детьми нельзя включать соревновательный момент, поэтому в конце игры можно похвалить

детей за выполнение задания вообще, но не за быстроту. Если в ходе выполнения дети начинают

торопиться или нервничать, то им необходимо помочь. Предложив несколько способов

нахождения пары.

После окончания игры можно поговорить с детьми о том, кто как нашел свою половинку и

какие еще есть способы.

«Зеркало».

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижения напряжения, формирование

умения подчинятся требованиям другого, произвольный контроль.

Содержание: Участники группы становятся лицом друг к другу, таким образом, разбиваются на

пары. Один человек в паре - водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а

отражает движения, По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.

«Жизнь в лесу»

Воспитатель садится на ковёр, рассаживая вокруг себя детей.

Воспитатель. Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках.

Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как

выразить своё доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как

дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что всё хорошо,

наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове

(показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что

проснулись…

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не

разговаривали между собой.

«Добрые эльфы»

Воспитатель садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя.

Воспитатель. Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и

днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С

наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать

добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за

работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую

руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы

поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают

работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…

Разыгрывается бессловесное действо.

«Птенцы»

Воспитатель. Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в

скорлупе. Через положенное время он разбивает её своим маленьким клювиком и вылезает

наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и

неожиданностей. Всё ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел

всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнём разбивать скорлупку.

Вот так! (Показ.) Всё! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с

другом, пройдёмся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют

разговаривать, они только пищат.

«Муравьи»

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя.

Воспитатель. Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого

день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то

таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так

всю весну и всё лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются

вместе, чтобы заснуть в своём тёплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег,

ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые тёплые

солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать

привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое

предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как

муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им

снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем

общаться жестами.

Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ,

заканчивая его хороводом и танцами.

«Театр теней»

Воспитатель. Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно

следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы,

бегаете, прыгаете – она всё время с вами. А если вы с кем-то идёте или играете, то ваша тень,

как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности всё повторяет, но не

разговаривая, не издавая ни одного звука. Она всё делает бесшумно. Представим, что мы – наши

тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а

потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-

тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!

Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга,

здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех

игры зависит от фантазии педагога.

«Ожившие игрушки»

Воспитатель садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя.

Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью

игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку,

вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить

роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши

действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто

какую игрушку изображал.

По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если

кто-то затрудняется, взрослый предлагает ещё раз, пройдясь по комнате, показать свою

игрушку.

«Скульптор»

Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

Ход: один ребёнок – скульптор, трое-пятеро детей – глина. Скульптор «лепит» композицию из

«глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают

название «композиции».

«Волшебный цветок»

Цель: учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.

Ход: детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они

выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается.

Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём

мечтает.

«Разноцветный букет»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход: каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета,

объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод

цветов.

«Свеча»

Цель: развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться,

рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Ход: дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально

смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза,

рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

«Эмоциональных и физических состояний»

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса

прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют,

ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети

выполняют соответствующие действия.

«Состояний природы».

Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит –

цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает

лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также

увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние

изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и

помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

«Ласковый котенок».

Вечером в свободной деятельности предложить 3–4 детям поиграть в игру “Ласковый котенок”.

Цель: обучение детей имитации образа котенка с помощью мимики, жестов, движений, голоса.

Взрослый предлагает детям представить, что они маленькие котята. Когда котенка гладят,

ласкают, он прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руку хозяина,

выражая тем самым свое расположение к нему.

Каждому ребенку дается возможность стать котенком, которого ласкают. Взрослый

эмоционально поддерживает настроение детей, хвалит их.

Детям очень нравится быть котятами, они стараются каждый по-своему изобразить ласкового

котенка и у них это очень хорошо получается. Игра вызывает массу положительных эмоций, и к

ним присоединяются другие дети. Желательно в такие игры привлекать застенчивых детей и

тех, у которых эмоции мало выражены.

«Комнатное растение».

Цель: Развивать умение детей входить в образ растения, выполнять имитационные действия,

способствовать развитию эмпатии. Дети изображают комнатное растение, у которого повяли

листочки. Взрослый обращает внимание детей на него и спрашивает: “Что это с нашим

цветочком?” (Ответы детей.) “Интересно, что чувствует наше растение? Какое у него

настроение?” (Ответы детей.) Отмечаем детей, наиболее удачно изображающих состояние,

настроение растения. Обратить внимание на то, что от нашего ухода за растениями зависит его

состояние, настроение.

Для взрослого очень важно эмоционально передать состояние растения голосом, мимикой,

жестами. Дать образец. Необходимо поддерживать попытки детей изобразить настроение,

состояние цветка.

Игровые ситуации

« Готовое решение»

( иллюстрирующего типа)

С помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывается

ситуация, отражающая те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и

получить представление о правильном поведении : « Как Маша и Наташа делились

игрушками», «Как Даша и Оля помирились»и т.п. Дети с помощью демонстрации конкретных

способов правильных решений получают образец социально одобряемого поведения.

« Окажем помощь»

( направленных на освоение форм общения и поведения)

Игровые ситуации, и их отдельные элементы включаются в другие виды игр, например в

сюжетно – ролевые игры детей, например «Поздравим Лену с днем рождения», « Покажем

Саше, как принимать гостей» и т.д. Культурные привычки формируются постепенно. Поэтому

регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт

культурного поведения. Подобные ситуации воспитатель организует неоднократно. С каждым

разом дети быстрее понимают его затруднения и уверенно включаются в помощь, приобретая

ценный практический .

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

С помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю

ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и

получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай

волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Катя

помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых

ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец

социально одобряемого поведения.

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи

обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их

советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать,

Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему

(например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну

конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа

инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям

правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое

решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и

соответствующий опыт детей.

«Поможем нашим игрушкам»

Организация ситуаций, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь

заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать

теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с

опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы:

они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Игровые и реальные ситуации, направленные на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации

игрового и реального содержания. Например, «Научим наших кукол здороваться и

прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем

рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная

организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного

поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют

ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы «Поможем найти

потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть);

«Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки

малышам (мамам, папам)».

Практические ситуации : «Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский

сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы

готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача –

увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных

усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть

личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить

его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или

остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или

проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять

особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа : «Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу,

самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное

решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились

картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый);

некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода;

перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не

спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы

находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет;

делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду;

подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения,

доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем

малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками,

сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт,

спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей

водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших

дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа : «Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас

спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся

сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность,

связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт

межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся

школы.

Практические ситуации типа : «Научи своего друга тому, что умеешь сам»

Я побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству:

научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, складывать

фигурки из бумаги, крутить обруч, кувыркаться. Побуждая детей поделиться опытом, я

помогаю им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста...

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста...

Театрализованные игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка. Младший дошкольный возраст.

Театрализованные игры направленные насоциально-эмоциональное развитие ребенка.Младший дошкольный возраст.  Побуждать детей эмоционально от­кликаться на воспринимаемое содер­жание, включаться в ра...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

«Картотека игр, направленных на социально-коммуникативное развитие детей старшей группы»

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство д...

Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."

 В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...