«Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
проект по развитию речи (средняя группа)

Илюшина Наталия Николаевна

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Педагогический проект

«Развитие речи дошкольников посредством               театрализованной деятельности»

                                                     

                                                     Выполнила: воспитатель

                                                     МБДОУ«Детский сад №15»

                                                     Илюшина Н.Н.

                                                Воронеж 2020г.


 Педагогический проект

«В мире театрального искусства»

Средний дошкольный возраст

Вид проекта: долгосрочный,

Продолжительность проекта: октябрь – май

Участники проекта: воспитатель Илюшина Н.Н., дети и родители средней группы, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет телевидение и  компьютер, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Диагностика, проведенная в начале учебного года, показала недостаточный уровень речевого развития   у детей нашей группы. Высокого уровня — нет, средний уровень   38 %, низкий  уровень 62 % . Особенно это касалось раздела «Связная речь».  Дети не могут составить описательный рассказ даже при помощи воспитателя. На вопросы не давали развернутых ответов, отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка.

Таким образом, выявилась проблема: развитие  речи детей средней группы  не соответствует возрасту.

Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы.

Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Цель проекта: Внедрение в образовательный процесс театрализованной деятельности, как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Теоретическое обоснование:

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

По мнению О.С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.    Являясь наиболее распространённым видом детского творчества – театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.
  2. Разработать перспективные планы по театрализованной деятельности.
  3. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.
  4. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
  5. Способствовать развитию речи детей как средство общения, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

I этап (подготовительный)

  1. Выявить уровень развития речи детей.
  2. Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
  3. Подбор и анализ литературы по теме.

II этап (основной)

  1. Пополнение развивающей среды, изготовление дидактических пособий, необходимых для реализации проекта.
  2. Организационная работа по проекту.
  3. Привлечение родителей к работе по проекту, с целью обогащения игрового опыта и речевой активности детей.
  4. Знакомство детей с искусством театра и его видами.

III этап (заключительный)

  1. Выпустить тематический альбом «Театры»
  2. Организовать открытый просмотр драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшей группы.
  3. Обобщить опыт работы на педсовете.

Прогноз

  1. Развитие речи дошкольников: совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются.
  2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
  3. Обогащение театрального уголка.
  4. Повышение культурного уровня дошкольников.

   План реализации проекта

 

Этапы работы

Содержание работы

            Задачи

I Этап

сентябрь

1.Изучение и подбор литературы   2.Составление перспективного планирования 3.Социальное партнерство 4.Самостоятельная деятельность детей.

II Этап

октябрь

Сл.игра «Эхо»

 

 Менять интонационную окраску при чтении текст

Беседа «Что такое театр»

 

Активизация словаря(театр, зритель, сцена, афиша, спектакль)

Речевое упражнение «Едем, едем на тележке»

 

Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

 

Проговаривание скороговорок, чистоговорок

Совершенствовать чистоту произношения.

Кукольный театр «Как ёжик друга искал»

Познакомить с новой сказкой, порадовать детей

«Покажи-узнай»

 

Формировать умение жестами, позами движениями показывать предложенного героя.

 ноябрь

 Сценка «Птицы прощаются»

Формировать умение выразительно играть роль.

«Жадный пес»

 

 

Развивать умение с помощью мимики и жестов показывать черты характера (жадность)

Этюд «Тише»

 

Игра в спектакль

Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.

Приобщать детей к драматизации.

    декабрь

Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

 Совершенствовать чистоту произношения.

 

НОД «Зимние забавы»

 

Создать атмосферу волшебства. Формировать умение придумывать игровые ситуации.

Игра «Будь внимателен»

 Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы

    январь

Этюд «Игра в снежки»

 Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Театральный этюд  «Как медведя рассмешить»

Развивать речевые способности, умение выразительно исполнять роли.

 

 

НОД «Сказки из сундучка»

 

 

Познакомить с новой сказкой.

Побудить желание обыгрывать понравившуюся сказку, выразительно двигаться.

Игра « Изобрази»

Развивать пластику ,умение показать предложенное действие.

    февраль

Игра «Страшный зверь»

 

 

Формировать умение  , с помощью мимики и жестов ,показывать  черты характера и поведение персонажей(смелый, трусливый, глупый, осторожный

«Заводные игрушки»

 Развивать моторно-слуховую память.

 

Игра «Волшебное колечко»

 

Формировать умение, через пантомиму, передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.

Игра в театр «Девочка и лиса»

 

Формировать умение действовать

фигурками, проговаривать ролевой текст.

 

«Что ни страница-то слон, то львица (показ детьми на фланелеграфе)

Формировать умение выступать перед детьми не стесняясь.

     март

Проговаривание скороговорок, чистоговорок

Формировать умение четко произносить скороговорку.

 

«Старичок»

 

Через мимику, жесты передавать характера (весёлый, добрый, смешной, озорной)

Игра «Слушай хлопки»

Развивать активное внимание.

 

Пальчиковая игра «Теремок»

Развивать умение чистого, правильного словопроизношения.

    апрель

Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Развивать силу голоса, дикцию.

 

 

Игры:

1.«В магазине зеркал»

Развивать наблюдательность и память.

 

 

 2.«Угадай ситуацию»

Развивать творческое воображение и фантазию.

«Заюшкина избушка» игра-драматизация

Развивать речь и двигательную активность детей, имитационные навыки.

  III Этап 

  май                        

Развлекательный досуг

«По страницам сказок»

Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Порадовать детей.

 

Критерии оценки результативности проекта

  1. Диагностика детей группы.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Фото- и видеоматериалы.
  4. Обобщение опыта

Предполагаемый продукт деятельности

  1. Разработка перспективного плана по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
  2. Оформление альбома «Театры »
  3. Обновление эстетического пространства группы
  4. Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшей группы
  5. Оформление стенгазеты «Мы – артисты»

 

Список литературы:

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.
  2. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л.  — М.: Просвещение, 1994. – 128с.
  3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду
  4. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
  5. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью).
  6. Т.М.Караманенко Кукольный театр дошкольникам.  М.: Просвещение 1982.
  7. Н.Ф.Губанова. Театрализованная деятельность дошкольников. М.: Москва «ВАКО»2007.
  8. Интернет источник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация. Может использоваться в работе с родителями так и с педагогами....

Проект "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет онЖизненной тропой!     Г. Попова...

Презентация на тему: "Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора"

Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора...

Консультация для педагогов на тему "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В данной консультации предложен опыт работы воспитателя по теме "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"....

Презентация "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Презентация "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"...

Пояснительная записка к презентации "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Пояснительная записка к презентации "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"...