НОД "Прогулка по волшебному лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сульдина Ирина Александровна

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в средней группе.

 

Тема: «Прогулка по волшебному лесу».

Разработала Сульдина Ирина Александровна, воспитатель высшей категории .

 ДС № 160 «Дубравушка» г.о.Тольятти

Время проведения: Декабрь

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_teme_progulka_po_volshebnomu_lesu.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Детский сад № 160 «Дубравушка»

г.о.Тольятти

 «План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе

по теме «Прогулка по волшебному лесу»

/к педсовету № 3 «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения»/

                                                                 

Составитель: воспитатель высшей категории Сульдина И.А.

Тольятти

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в средней группе.

Тема: «Прогулка по волшебному лесу».

Разработала Сульдина Ирина Александровна, воспитатель высшей категории .

 ДС № 160 «Дубравушка» г.о.Тольятти

Время проведения: Декабрь

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка», «Физическая культура», «Познание», «Художественный труд».

Цель: формировать умение изменять слова с помощью суффиксов.

Задачи:

  1. Обогащать словарный запас детей с помощью диалога. («Коммуникация»).
  2. Упражнять в образовании прилагательных, работать над обобщенным значением слов. («Коммуникация»).
  3. Формировать умения в употреблении существительных множественного числа. («Коммуникация»).
  4. Упражнять в подборе прилагательных к существительным, развивать тактильные ощущения. («Коммуникация»).
  5. Учить соотносить предложенное описание с объектом, четко называть объект описания; упражнять в составлении самостоятельных описаний, развивать воображение. («Коммуникация»).
  6. Формировать элементарное представление о зависимостях и закономерностях окружающего мира. («Познание»).
  7. Расширить представление об отдельных представителях животного мира (уникальность, значимость, особенности, внешний вид, повадки), подвести к элементарному осмыслению понятия «Дикие животные». («Познание»).
  8. Воспитывать дружеские  взаимоотношения, умение слушать товарищей не перебивая его. («Социализация»).
  9. Формировать умение слышать музыку, выполнять действия в соответствии с текстом. («Музыка», «Физическая культура»).
  10. Закрепить умение выполнять общеразвивающие упражнения. («Здоровье», «Физическая культура»).
  11. Развивать творческие способности, умение лепить из теста. («Художественный труд»).

Методы и приемы:

Практические:

  • решение проблемной ситуации «Что нужно сделать, что бы нас не обидели животные»;
  • отгадывание «Кто прячется в лесу?»;
  • приготовление гостинцев для животных.

Наглядные:

  • рассматривание и описание игрушек-животных;
  • иллюстрации с изображением кабана, следов зайца.

Словесные:

  • беседа, рассказ воспитателя о кабане;
  • рефлексия и выводы детей.

Материалы и оборудование:

  • Для  д/игры «Сложи портрет»: разрезные картинки с изображением животных в конвертах.
  • Для д/игры «Хвосты», хвосты – картинки разных животных.
  • Д/игра «Детеныши».
  • Для лепки: соленое тесто, стеки, картон.
  • Для оформления леса: макеты деревьев, кустов, таз с землей, игрушки – дикие животные (еж, заяц, кабан, лиса, белка, медведь), следы зайца.
  • Для музыкального сопровождения во время путешествия: фонограмма «Звуки леса», «У жирафа».

Взаимодействие с родителями.

Предложить родителям:

- Вместе с детьми прочитать о жизни животных в лесу и побеседовать о прочитанном (обратить внимание детей, на жилища и питание животных).

-  Оформить выставку совместных работ детей и родителей «Дикие животные наших лесов».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

Игровое упражнение «У жирафа».

Игровая

Дидактическая игра «Сложи портрет», «Хвосты», «Детеныши».

Продуктивная

Лепка из соленого теста «Гостинцы для животных».

Познавательно-исследовательская

Отгадывание «Кто прячется в лесу?»

Коммуникативная

Беседа и описание диких животных, ситуативные разговоры, беседы.

Трудовая

Индивидуальные поручения по уборке материала после продуктивной деятельности (в соответствии с СанПин – п.6.13.12.22)

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

 I Вводная часть

1

Беседа. Воспитатель спрашивает у детей: какие животные живут в наших лесах? Почему их называют дикими?

Дети перечисляют животных живущих в наших лесах: медведь, лиса, лось, еж, заяц, белка, кабан. Поясняют  понятие «дикие животные».

Актуализация и обогащение знаний детей о диких животных.

2

Говорит детям, что жители волшебного леса решили поиграть. Чтобы узнать, кто нас ожидает в лесу, нужно составить портреты животных из частей. И предлагает детям конверты с заданием.

Рассматривают разрезные детали и составляют портрет животных, говорят какое животное у каждого получилось и какое оно по характеру.

Мотивация на познавательную деятельность.

Совершенствование диалогической и связной речи.

Обогащение словарного запаса.

3

Обращает внимание детей на наличие еще одного конверта, предлагает внимательно посмотреть на портеры животных и сказать какие части тела у них отсутствуют.

Д/игра «Хвосты».

Воспитатель читает сказку о животных.

Дети определяют, что у животных не хватает хвостов. Ответы детей:

- медвежий

- заячий

- беличий

- хвост ежа

- хвост лося

- хвост кабана

Развитие мышления, слухового внимания.

Сочетать существительные с прилагательными. Развивать грамматический строй речи, образование притяжательных прилагательных.

II Основная часть

4

Воспитатель создает проблемную ситуацию: Что нужно сделать, чтобы животные нас не обидели?

Задает вопрос, в каких животных превратились? В каких странах эти животные обитают?

Дети под песню Железновой «У жирафа» превращаются в добрых животных, выполняют движения в соответствии с текстом.

Ответы детей:

- мы превратились в слона, тигра, жирафа;

- это животные тропических стран.

Умение давать ответы полным предложением. Обеспечение оптимальной двигательной активности. Развитие координации движений. Умение слышать музыку и выполнять движения в соответствии с текстом.

5

Предлагает отправиться на прогулку по волшебному лесу. (Включает запись «Звуки леса»). Задает детям, что они слышат? Как это можно назвать одним предложением.

Ответы детей:

- пение птиц

- шум деревьев

- пение кукушки

- звуки леса

Работа над обобщенным значением слов.

Развитие музыкального слуха.

6

Обращает внимание детей, что оказались в лесу, задает вопрос детям, кто мог рассыпать фрукты, грибы под деревом?

Кто мог здесь побывать? Где живет еж? Какой у него домик? Как зимует? Где его можно встретить?

Воспитатель дополняет ответы детей, рассказывает о жизни ежа.

Дети предполагают и дают свои ответы:

- Здесь мог пройти ежик, потому что он питается грибами и фруктами.

- Ежи живут в лесу.

- Они живут в норах и гнездах.

- Ежиков можно встретить в парках, где высокая трава.

- Ежи питаются насекомыми, мышами.

- Они колючие, иголки защищают от врагов.

- У ежей маленький носик и глаза как бусинки.

- У них плохое зрение, но хороший слух.

Умение описывать животного,  составлять краткий описательный рассказ. Закрепление имеющихся представлений о еже, обогащение знаний.

7

Предлагает превратиться в ежиков и отправиться дальше в путь.

Воспитатель сопровождает движения текстом:

- Ах ты дедушка ежок,

Не ходи на бережок,

Там промочишь ножки,

Серые сапожки.

Дети садятся на корточки и идут под музыку.

Обеспечение оптимальной двигательной активности.

8

Обращает внимание детей на следы под деревом. Задает вопрос:

Кто же это мог быть? Почему думаете, что это заяц? От кого он мог быстро бежать?

Предлагает описать внешний вид зайца, где живет, чем питается?

Дети рассматривают следы и делают вывод, что здесь пробежал заяц. Ответы детей:

- он бежал быстро, судя по следам;

- бежал он от волка, т.к. это его враг;

- у зайца нет домика, он ночует и прячется в кустах;

- он по характеру трусливый, боязливый и не решительный.

Зимой и летом у него шубка меняется. И цвет шубки служит защитой от врагов. Питается корой деревьев.

Воспитание любознательности, инициативности.

Умение составлять краткий описательный рассказ.

Развитие связной речи.

9

Предлагает превратиться в зайцев и отправиться в путь. Сопровождение движения тихой музыкой и стихотворением про зайца.

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Вот так, вот так и ушами шевелит.

Зайку волк напугал

Ой, как зайка побежал.

Имитируют зайцев и двигаются по волшебному лесу, под музыку.

Снятие мышечного тонуса.

Умение выполнять ОРУ.

10

Обращает внимание детей на разрытую кем-то землю под дубом.

Вопросы к детям:

- Почему вы думаете, что это крот?

- Почему думаете, что это белка?

Воспитатель отмечает, что ответы не верны, предлагает присесть на  стульчики и показывает детям иллюстрацию с изображением кабана. Рассказывает об образе жизни кабана, его повадках, питании, внешнем виде, среде обитания.

Ответы детей:

- это крот – потому что крот роет землю;

- это белка – потому что белка искала шишки и желуди под землей.

Дети слушают рассказ воспитателя о кабане, задают вопросы:

- Где живет кабан?

- Сем любит полакомиться?

- Для чего он роет землю?

Умение выражать свои мысли, предполагать. Удовлетворение собственных познавательных интересов.

Умение задавать вопросы воспитателю.

11

Обращает внимание детей на то, что кабан грустный, его все боятся и ни кто с ним не хочет играть. Предлагает поиграть с кабаном в д/игру «Детеныши».

Воспитатель  кидает мяч ребенку  говорит:

- Детеныш зайца

- Детеныш белки и т.д.

Уточняет, что нужно говорить в единственном и множественном числе в зависимости от заданного вопроса.

Дети ловят мяч двумя руками и отвечают на вопросы:

- детеныш зайца – зайчонок;

- детеныши белки – бельчата и т.д.

Закрепление умения ловить мяч двумя руками.

Развитие слухового внимания.

Умение образовывать новые слова с помощью приставок.

III Заключительная часть

12

Обращает внимание детей, что на полянке гуляют медведь, лиса и белка.

Говорит голосом животного, что они давно не были в лесу и не видели  своих друзей.

Предлагает детям рассказать, кого они встретили в лесу и с кем познакомились.

Дети здороваются с животными и рассказывают, кого встретили.

- Мы в лесу видели ежика, он собирает грибы.

- Мы видели зайца, он прячется в кустах и боится волка.

- Познакомились с кабаном, он могучий.

- Кабан хищник.

Закрепляют полученные знания.

Развитие зрительной памяти.

Обогащение словарного запаса.

Умение делиться знаниями.

13

Говорит голосом животных: что они собираются навестить своих друзей, но не успели собрать гостинцы.

Предлагает помочь животным приготовить угощения из теста.

Выполняют пальчиковую гимнастику:

«Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки.

Раздает она орешки – загибают пальцы

Лисичке – сестричке.

Воробью, синичке,

Мишке – толстопятому,

Заиньке усатому, кому в зубок, кому в платок, кому в лапочку.

Лепят из теста угощения, дарят животным.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, памяти.

Развитие творческих способностей, фантазии.

Веселинка: Хочу я повеселить своих друзей и прочитать забавные стихи от Русалочки.

Веселинка: Но сначала я хочу предупредить Вас:

  1. Я буду стишки читать наоборот.

Веселить гостей и морской народ.

  1. Вы можете похохотать

И ошибки исправлять.

  1. Сел на воду пискун кальмар

Быстро съел его толстый комар.

А как правильно?

  1. Мы с рыбками играли в чашки.

Пили чай из белой шашки.

А как правильно?

  1. Рыбы - шар, затеяв шпоры.

Грозно поднимают споры

А как правильно?

  1. Мы с медузой ложки шили.

И наряды крабам мыли.

А как правильно?

                           (И. Лопухина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие на тему: “Прогулка по волшебному лесу”

Конспект занятия для второй младшей группы по развитию речи....

Музыкальное тематическое занятие "Гномики в волшебном лесу" для средней группы

Игровое занятие, которое проводится в декабре на знакомом детям песенном и танцевальном репертуаре, который они разучивают к новогоднему утреннику.Цель: Развитие у детей музыкального слуха, певческого...

Игра - путешествие "В волшебном лесу"

Игровая деятельность дошкольников включает в себя много разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на доброволь...

Открытое занятие: Прогулка по волшебному лесу.

Закрепление материала с детьми первой младшей группы "Дикие животные"....

онспект занятия - игры "путишествие по волшебному лесу"

материал предоствлен зимнего зантия на закрепление знаний детей о животных птицах, деревьях....

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Зимняя прогулка по волшебному лесу» (ознакомление с окружающим миром, рисование)

Цель: формирование представлений воспитанников о диких животных.Задачи:Создать условия для формирования техники нетрадиционного рисования;закрепить представления о природных явлениях; способство...