Сценарий совместной образовательной деятельности по развитию речи для старшего дошкольного возраста: « Путешествие на остров Дружбы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Трофимова Наталья Владимировна

Цель: создание условий для речевой активности детей.

Задачи: Образовательные:

закреплять умение составлять пересказ с опорой на картинки-схемы;

совершенствовать диалоговую форму речи;

обогащать словарный запас;

активизировать словарь по теме «Дружба»;

Развивающие: развивать посредством игровой деятельности речевые и коммуникативные навыки;

        Воспитательные: воспитывать умение работать в команде, умение выслушивать собеседника
        Предварительная работа:
        - разучивание стихотворений о дружбе;
        - чтение художественной литературы на тему дружбы;
        - разучивание пословиц и поговорок о дружбе;
        - рассматривание иллюстраций  по теме «Дружба».
        Материалы: картинка с изображением дома (разрезанная), карта для путешествия по острову; буквы с первым звуком имени детей; волшебная палочка, коробка-сюрприз.

Оборудование: мольберт, «кочки», дерево, коробочка с разноцветной тесьмой..

 

Ход:

Дети входят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. (Сделать акцент на гостей).  Сегодня с утра на нашем любимом «Детском радио» в новостях сообщили, что на остров «Дружба» налетел ураган,  и жители острова остались без  своего единственного дома. Жители обратились ко всем с просьбой о помощи. Ребята, я знаю, что вы отзывчивые и добрые, что вы умеете дружить. Вы хотите  помочь жителям острова и построить новый дом Дружбы? (ответы детей).

Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в необычное путешествие на сказочный остров, скажите мне, пожалуйста, что такое дружба? (ответы детей).

Воспитатель: Остров у нас сказочный, и транспорт тоже  должен быть сказочный. Какой? (ответы детей). (По желанию детей выбрать транспорт).

Воспитатель:  Вот и он (наш транспорт).  Что это на нем за буквы? Что они могут означать? (предположительные ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Буквы соответствуют первой букве вашего имени, (Воспитатель проговаривает свое имя и подходит к своему месту. Дети проговаривают своё имя и его первую букву, занимают по очереди места).

 Воспитатель: Ребята, смотрите здесь карта (берёт в  руки карту), которая поможет нам путешествовать. Здесь обозначены пункты наших остановок-заданий, за выполнение которых вы будете получать кирпичики для постройки нового дома дружбы для жителей острова.(показать кирпичики и коробочку, куда будут дети складывать кирпичики).

 

Воспитатель: Ребята, пока мы летим, мы можем почитать. Хотите? (ответ детей). Для удобства я буду зарисовать сюжет сказки .

Воспитатель читает  сказку М. Пляцковского «Урок дружбы» (см. приложение).

(Воспитатель берёт волшебную палочку).
Воспитатель: Ребята, что это? (ответ детей). Где ее можно встретить? (ответ детей).

-Я вам буду задавать вопросы, а волшебная палочка будет указывать на того, кто будет отвечать.

Обсуждение сказки

- Как называется эта сказка?( ответ детей)

-Как звали воробьёв?(ответ детей)

-Кто прислал посылку для воробьёв? (ответ детей)

-Что сделал с посылкой Чик? (ответ детей)

-Что случилось, когда Чик стал выбрасывать ящик от зёрнышек? (ответ детей)
        - Как поступил Чирик? (ответ детей)

Воспитатель: Ребята, теперь вы перескажите сказку также при помощи волшебной палочки, а  помогут вам мои картинки-схемы.

Воспитатель: Ребята,  какой урок дружбы мы получили из этой сказки? (ответ детей). Кого можно считать настоящим другом и почему? (ответ детей). Чему учит эта сказка? (ответ детей).
 

Теперь мы знаем, что жадничать с друзьями нельзя. За выполнение первого задания вы получаете кирпичик от будущего дома.
        Воспитатель: Тем временем наш транспорт снижается. Мы на острове.
Ребята, смотрим на карту. Что ждет нас впереди? (ответы детей).

Игра «Скажи вежливое слово» (дети строятся друг за другом).

 Воспитатель: Вам нужно пройти через болото по кочкам. Но чтобы переправится с кочки на кочку, нужно ответить правильно на мой вопрос.

-Что вы говорите друг другу, когда встречаетесь?

-А когда видите взрослых?

-Когда хотите что-то попросить?

-Что надо сказать, когда вам что-то подарили?

-Утром, когда просыпаетесь?

-Вечером, когда вы ложитесь спать?

-Если вы кого-то обидели?

-Что вы говорите, когда прощаетесь?

Молодцы! Справились с этим заданием. У нас появляется еще один кирпичик. Идем дальше. Смотрим на карту. Впереди нас ждет поляна.

Игра «Продолжи пословицу»

Дети садятся на ковёр .

Воспитатель: Я начинаю пословицу или поговорку, а тот, кто знает ее продолжение, поднимет большой палец вверх. Отвечать можно после моих слов: «Раз, два, три говори!»

 - Платье лучше новое, а друг (старый)

 - Старый друг лучше новых (двух)

 - Друзья познаются (в беде)

 - Не имей сто рублей, а имей (сто друзей)

 - Человек без друзей, что дерево (Без корней)

 - Друга ищи, а найдёшь (береги)

 - Дерево живёт корнями, а человек (друзьями)

Воспитатель: Молодцы! Еще один кирпичик у нас. Продолжаем свой путь. Смотрим на карту.

Игра «Дерево дружбы»

Воспитатель: Ребята, перед нами дерево дружбы. Вы сможете загадать своё желание, завязав ленточку на веточке, но главное, нужно сказать слово-родственник слову «дружба». (Дети по очереди завязывают ленточки, произнося однокоренные слова слову дружбы). Вы справились с заданием. Я отдаю последний кирпичик. Теперь можно строить дом (дети «строят» из частей «домик» на полу).
         Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Сядем в наш транспорт. Закроем глаза. Представим, как мы летим высоко, высоко над лесами, над полями, над морями. Поддерживайте друг друга, возьмитесь за руки. Вот мы и в детском саду.
          Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Что нового узнали? Что больше вам понравилось? Какие у вас были трудности? Что было легче всего? (ответ детей).

  Раздается стук в дверь. Воспитатель выглядывает и выносит коробку-сюрприз.
          Воспитатель:  Ребята, жители острова вас поблагодарили и прислали для вас сюрприз. (Открывает коробку, достаёт сладости, угощает детей).

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий совместной образовательной деятельности по развитию речи для старшего дошкольного возраста: « Путешествие на остров Дружбы»

 

Цель: создание условий для речевой активности детей.

Задачи: Образовательные: 

закреплять умение составлять пересказ с опорой на картинки-схемы;

совершенствовать диалоговую форму речи;

обогащать словарный запас;

активизировать словарь по теме «Дружба»; 

Развивающие: развивать посредством игровой деятельности речевые и коммуникативные навыки;

        Воспитательные: воспитывать умение работать в команде, умение выслушивать собеседника
        Предварительная работа:
        - разучивание стихотворений о дружбе;
       - чтение художественной литературы на тему дружбы;
       - разучивание пословиц и поговорок о дружбе;
       - рассматривание иллюстраций  по теме «Дружба».

        Материалы: картинка с изображением дома (разрезанная), карта для путешествия по острову; буквы с первым звуком имени детей; волшебная палочка, коробка-сюрприз.

Оборудование: мольберт, «кочки», дерево, коробочка с разноцветной тесьмой..

Ход: 

Дети входят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. (Сделать акцент на гостей).  Сегодня с утра на нашем любимом «Детском радио» в новостях сообщили, что на остров «Дружба» налетел ураган,  и жители острова остались без  своего единственного дома. Жители обратились ко всем с просьбой о помощи. Ребята, я знаю, что вы отзывчивые и добрые, что вы умеете дружить. Вы хотите  помочь жителям острова и построить новый дом Дружбы? (ответы детей).

Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в необычное путешествие на сказочный остров, скажите мне, пожалуйста, что такое дружба? (ответы детей).

Воспитатель: Остров у нас сказочный, и транспорт тоже  должен быть сказочный. Какой? (ответы детей). (По желанию детей выбрать транспорт).

Воспитатель:  Вот и он (наш транспорт).  Что это на нем за буквы? Что они могут означать? (предположительные ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Буквы соответствуют первой букве вашего имени, (Воспитатель проговаривает свое имя и подходит к своему месту. Дети проговаривают своё имя и его первую букву, занимают по очереди места).

 Воспитатель: Ребята, смотрите здесь карта (берёт в  руки карту), которая поможет нам путешествовать. Здесь обозначены пункты наших остановок-заданий, за выполнение которых вы будете получать кирпичики для постройки нового дома дружбы для жителей острова.(показать кирпичики и коробочку, куда будут дети складывать кирпичики).

Воспитатель: Ребята, пока мы летим, мы можем почитать. Хотите? (ответ детей). Для удобства я буду зарисовать сюжет сказки . 

Воспитатель читает  сказку М. Пляцковского «Урок дружбы» (см. приложение).

(Воспитатель берёт волшебную палочку).
Воспитатель: Ребята, что это? (ответ детей). Где ее можно встретить? (ответ детей).

-Я вам буду задавать вопросы, а волшебная палочка будет указывать на того, кто будет отвечать.

Обсуждение сказки

- Как называется эта сказка?( ответ детей)

-Как звали воробьёв?(ответ детей)

-Кто прислал посылку для воробьёв? (ответ детей)

-Что сделал с посылкой Чик? (ответ детей)

-Что случилось, когда Чик стал выбрасывать ящик от зёрнышек? (ответ детей)
       - Как поступил Чирик? (ответ детей)

Воспитатель: Ребята, теперь вы перескажите сказку также при помощи волшебной палочки, а  помогут вам мои картинки-схемы.

Воспитатель: Ребята,  какой урок дружбы мы получили из этой сказки? (ответ детей). Кого можно считать настоящим другом и почему? (ответ детей). Чему учит эта сказка? (ответ детей).

Теперь мы знаем, что жадничать с друзьями нельзя. За выполнение первого задания вы получаете кирпичик от будущего дома.
        Воспитатель: Тем временем наш транспорт снижается. Мы на острове.
Ребята, смотрим на карту. Что ждет нас впереди? (
ответы детей).

Игра «Скажи вежливое слово» (дети строятся друг за другом).

 Воспитатель: Вам нужно пройти через болото по кочкам. Но чтобы переправится с кочки на кочку, нужно ответить правильно на мой вопрос.

-Что вы говорите друг другу, когда встречаетесь?

-А когда видите взрослых?

-Когда хотите что-то попросить?

-Что надо сказать, когда вам что-то подарили?

-Утром, когда просыпаетесь?

-Вечером, когда вы ложитесь спать?

-Если вы кого-то обидели?

-Что вы говорите, когда прощаетесь?

Молодцы! Справились с этим заданием. У нас появляется еще один кирпичик. Идем дальше. Смотрим на карту. Впереди нас ждет поляна.

Игра «Продолжи пословицу»

Дети садятся на ковёр .

Воспитатель: Я начинаю пословицу или поговорку, а тот, кто знает ее продолжение, поднимет большой палец вверх. Отвечать можно после моих слов: «Раз, два, три говори!»

 - Платье лучше новое, а друг (старый)

 - Старый друг лучше новых (двух)

 - Друзья познаются (в беде)

 - Не имей сто рублей, а имей (сто друзей)

 - Человек без друзей, что дерево (Без корней)

 - Друга ищи, а найдёшь (береги)

 - Дерево живёт корнями, а человек (друзьями)

Воспитатель: Молодцы! Еще один кирпичик у нас. Продолжаем свой путь. Смотрим на карту.

Игра «Дерево дружбы»

Воспитатель: Ребята, перед нами дерево дружбы. Вы сможете загадать своё желание, завязав ленточку на веточке, но главное, нужно сказать слово-родственник слову «дружба». (Дети по очереди завязывают ленточки, произнося однокоренные слова слову дружбы). Вы справились с заданием. Я отдаю последний кирпичик. Теперь можно строить дом (дети «строят» из частей «домик» на полу).
         Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Сядем в наш транспорт. Закроем глаза. Представим, как мы летим высоко, высоко над лесами, над полями, над морями. Поддерживайте друг друга, возьмитесь за руки. Вот мы и в детском саду.
          Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Что нового узнали? Что больше вам понравилось? Какие у вас были трудности? Что было легче всего? (ответ детей).

  Раздается стук в дверь. Воспитатель выглядывает и выносит коробку-сюрприз.
          Воспитатель:  Ребята, жители острова вас поблагодарили и прислали для вас сюрприз. (Открывает коробку, достаёт сладости, угощает детей).

Приложение

Сказка М. Пляцковского «Урок дружбы»

Жили два воробья: Чик и Чирик.
       Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
         - Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
         - Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
         - Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
         - Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
         Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял  Чик пять зёрнышек и сказал:
         - Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для старшего дошкольного возраста "Краски осени "

НОД по развитию речи с использованием презентации и мультфильма с обучающими заданиями , сделанными на сайте  Н5р...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Пересказ сказки "Как ежик шубу менял"

Продолжать учить детей в пересказе небольшого литературного произведения, передаваю сюжет, диалоги героев....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Фантазии карандаша»

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми. Материалы и оборудование: картинки с изображением тучки, мальчика, собаки, кошки, девочки, дерева машины, цветка, зонтика большой мул...

Квест для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на остров "Дружбы"

Увлекательное путешествие вместе с героями мультфильмов для детей страшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое дружба!»

Формировать у детей оценочное отношение к поведению людей и своему собственному используя сказки.Обобщить и расширить представление детей  о понятиях,  как друг, дружба, подбирать определени...

«Использование схем и моделей при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду ...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие на остров Дружбы и Доброты"

Данное занятие направлено на развитие эмоционального интеллекта детей, их коммуникативных навыков; формирование умения сотрудничать, согласовывать свои действия с действиями других....