ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (младшая группа)

Федосова Елена Андреевна

Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, идеями, проблемами, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности. В условиях ФГОС реализуется образовательная область "Речевое развитие" Речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте;

 

Связная речь начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и присутствуют необходимые предпосылки для овладения ей. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе более сложной игры постепенно формируется регулирующая функция речи. К этому возрасту ребенок уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка. При освоении языка ребёнок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Возникает даже так называемый «промежуточный язык». Многие ошибки детей типичны, и зависят от их возраста и уровня языкового развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rr_detey_mladshego_vozrasta.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4Х ЛЕТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ, одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

     Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Современный ребенок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.

     Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

     Приступая к введению ФГОС дошкольного образования, перед педагогами детского сада открылись ряд вопросов, одним из которых является требование к организации процесса: "воспитательно-образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Интеграция в педагогике - это такой подход, который способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире. О.А. Скоролупова и Н.В. Федина отмечают: "Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса"

Так например, расширяя представления детей о природе, животных и растениях, педагоги детского сада преследуют цель:

- воспитывать у детей гуманное отношение к живому (социально-личностная линия развития);

- побуждать к эстетическим переживаниям, связанным с красотой природы (художественно-эстетическая линия развития);

- решать задачи развития речи (познавательно-речевая линия развития);

- формировать практические навыки по уходу за растениями и животными;

- учить отражать знания о природе в игровой и изобразительной деятельности.

Как же реализовать интегрированный подход в воспитательно-образовательном процессе в контексте ФГОС?       

Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, идеями, проблемами, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности. В условиях ФГОС реализуется образовательная область "Речевое развитие" Речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте;

 ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Связная речь начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и присутствуют необходимые предпосылки для овладения ей. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе более сложной игры постепенно формируется регулирующая функция речи. К этому возрасту ребенок уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка. При освоении языка ребёнок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Возникает даже так называемый «промежуточный язык». Многие ошибки детей типичны, и зависят от их возраста и уровня языкового развития.

Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни.

Развитие речи ребенка связанно с органическим развитием его мозга, но, тем не менее, в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте происходит очень интенсивно. Следовательно, воспитание надо начинать своевременно, так как его «дефицит» может возникнуть с первых месяцев жизни ребенка.

Психолингвистика – дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Она возникла в 1953 году.

Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку). К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление – основы, на которых строится речь. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки – ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики – бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть: нарушения в развитии мышц артикуляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков. Нарушение звукопроизношения и артикуляции – ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза – способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Осуществляя педагогическую работу, воспитателю необходимо учитывать данные особенности и характеристики речевого развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагогов «Особенности речевого развития младших школьников»

Памятка подготовлена для учителей начальных классов, занимающихся проблемой речевого развития детей....

Временные особенности детей в младшем возрасте

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром....

Временные особенности детей в младшем возрасте

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром....

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....

Особенности сенсорного развития (младший возраст)

Не стоит забывать, что первыми воспитателями  и учителями ребёнка являются родители, поэтому игры и занятия с малышом в домашних условиях имеют большое значение....