Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Весенняя сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рыжкова Анна Николаевна

Конспект НОД по развитию речи "Весенняя сказка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_vesenyaya_skazka.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

1. Образовательные:

- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», учить знать и называть признаки весны, расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными;

2. Развивающие:

- развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;

- развивать память.

3. Воспитывающие:

- воспитывать у детей познавательный интерес, любовь к окружающей природе.

Предварительная работа: чтение рассказов о весне И. Соколова – Микитова «Весна в лесу», Н. Сладкова «Весенние ручьи». Заучивание  стихов о весне И. Токмаковой «Весна», Я. Акима «Апрель», Ф. Тютчева «Зима недаром злится».

Словарная работа: набухают почки, теплые страны, вить гнезда, засвищут соловьи, проталины, пригорок, капель, ручьи.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель

Предполагаемые ответы детей

  1. Коммуникативная игра: «Доброе утро!».

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу.

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро!

Солнцу и птицам,

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро.

Длится до вечера.

2. Сообщение темы занятия.

- Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Будьте внимательны.

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там

Ручей шумит, как водопад

Скворцы к скворечнику летят

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели

Всех солнышко тепло ласкает

Кто это время года знает?

- Конечно, всё это бывает весной. Сегодня мы с вами поговорим об этом прекрасном времени года.

- Вы, ждали весну?

Вот она и пришла.

- А какие месяцы Весна с собой привела? Назовите их по порядку.

- Весне нужна помощь для того, чтобы наш мир снова расцвел яркими красками. Кто же ей поможет в этом?

3. Самомассаж.

Солнца лучик золотой

Ярко светит над рекой.

Носики подставили,

Щечки все поджарили,

Зажмурили глазки

И оказались в сказке.

4. Чтение сказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Вопросы по содержанию сказки:

1.О каком времени года говорится в произведении?

2.Где происходили события?

3.Какие персонажи сказки вели между собой спор?

4. О чём они спорили?

5.  Кто же на самом деле весну делает? 

Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое? Предлагаю поиграть, сравнить и назвать.

Игра «Сравни и назови»

Солнце жёлтое, как (одуванчик).

Солнце круглое, как (мячик).

Солнце ласковое, как (бабушка).

Солнце румяное, как (блинчик, пирожок).

Солнце доброе, как (мама).

Солнце тёплое, как (шарфик).

Солнце веселое, как (клоун).

Солнце яркое, как (лампочка).

Солнце лучистое, как (звездочка).

5. Беседа.  

- Что же происходит в природе с наступлением весны? Расскажите.

- Какие птицы прилетают первыми из тёплых стран?

 - А что они там делали?

 - Какие ещё птицы к нам прилетают весной?

 

- Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?

- Ребята, а что весной происходит с растениями?

– Дети, как по - другому можно назвать первые цветы?

– Молодцы совершенно верно.

- Мы с вами тоже сменили зимнюю одежду и обувь на какую?

А сейчас все тихонечко вставайте и становитесь в круг. Мы с вами немного поиграем. Игра наша называется «Семейка  весенних слов».

Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, день — весенний день; погода — весенняя погода.

(Слова: настроение, проталины, гроза, дождь, одежда,месяцы, лес, трава, небо, цветы, деревья, солнце, ручей, веснушки, подснежник, песни, облако, всходы, шум, наряд)

- Много писателей и поэтов очень любили весну, любовались ею, писали о ней рассказы и стихи. Ребята, а какие стихи вы знаете о весне? Давайте вспомним.

6. Игра "Весна какая?" 

7. Физкультминутка.

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять!

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте.

8. Обогащение словаря по теме. Словарная работа.

Игра «Назови весенние слова»

Объяснение значений слов и выражений:

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

на снегу… (проталинки)

- Дети, а что же такое проталинки?

Весна поет, звенит капель,

Почистил крылья воробей.

Кричит скворцу он:

– Не робей! Иди купаться

Вот …(Ручей.)

- Что такое ручей?

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель)

- Скажите своими словами, что такое капель?

Тает, тает белый снег.

Мишка, не зевай!

Ведь вода из полных рек

Льется через край.

Может затопить берлогу,

Деревеньку и дорогу (половодье).

- Половодье - это?

На реках он весной бывает:

Под солнцем лёд темнеет, тает,

Потом трещит, ломается

И в льдинки превращается,

А льдинки по реке плывут.

Скажите, как его зовут? (ледоход)

- Что же такое ледоход?

- Про весну композиторы пишут красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о весне?

- Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года». Располагайтесь по -удобнее, закройте глаза и послушайте музыку.

-Понравилась ли вам музыка?

- Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку? 

- В старину, чтобы весна народ радовала, поскорее тепло приносила, люди кликали, т.е. зазывали весну. Давайте и мы зазовём весну, и поиграем немного пальчиками.  

Иди весна, иди красна!

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш любимый край.

9. Итог занятия.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали?

(правые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки, затем левые)

(поднимают руки вверх, тянутся)

(машут правой рукой)

(улыбаются друг другу)

Это время года – весна

Да.

Март, апрель, май.

Солнышко.

Дети сидят на стульчиках, протягивают руки вперед.

Гладят носик

Гладят щечки

Зажмуривают глаза

О весне.

В лесу.

Отвечают…

- Днём пригревает солнце.

- Стало теплее, день стал длиннее.

- Снег потемнел, стал таять.

- Появились проталины.

- Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

- Побежали, зазвенели ручьи.

- Возвращаются перелётные птицы.

Грачи.

Зимовали.

Скворец, соловей, стриж, ласточка

Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство.

Начинают набухать почки, появляются из-под снега первые цветы – подснежники.

Первоцветы.

Весеннюю.

Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…»

А. Инчин «Блестящие,звенящие…»

И. Токмакова «Весна»

В. Алфёров «Март»

 Цветущая, смелая, звонкая, ранняя, поздняя, долгожданная, шаловливая, теплая, радостная, дружная, звонкая, веселая, ликующая, таинственная, солнечная, хмурая, тихая, робкая, мрачная, сказочная, светлая, голубая, волшебная, шумная, изумрудная, хрустальная, яркая, светло-зеленая, светло-голубая, лучезарная.

 

(Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)

 (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

 

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)

(Ходьба на месте.)

Место, где растаял снег и видна земля.

Небольшой водный поток.

Падение тающего снега с крыш каплями.

Разлив реки при таянии снега.

Движение льда по течению реки весной

Да.

Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т. д.)

 (шагают пальчиками)

 (загибают по одному пальцу, начиная с мизинца)

О весне.

….

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: "Составление сказки" Образовательная область "Коммуникация"

Конспект НОД .Подготовительная к школе группа. Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество"...

Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в сказку"

формировать устойчивое представление детей о принадлежности к определенному гендеру через русское народное творчество....

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"

Занятие проводится по итогам проекта "Мы помним и любим Пушкина"....

Конспект занятия в подготовительной группе. «Путешествие по сказке»

Конспект занятия в подготовительной группе. «Путешествие по сказке» ...

Конспект занятия старшая-подготовительная группа "Викторина по сказкам"

Современным детям родители перестали читать русские народжные сказки. Дети помнят сказки для самых маленьких, таких как "Репка", "Колобок", "Теремок", а сказки для более ...

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Задачи:-продолжать совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, копирование жестов и мимики); совершенствовать диалогич...