Кружок по развитию речи «Речевичок»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Карташова Ольга Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_starshaya_gr.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр развития ребенка детский сад №133»

        Кружок по развитию речи

        «Речевичок»

        в старшей группе на 2020-2021 учебный год        

Воспитатель:  Карташова О.В

        Воронеж2020-2021г


Старшая группа

Пояснительная записка

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Одной из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а самое главное их эмоционального благополучия.

Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что обеспечивает ответные положительные эмоции, без которых невозможно установить контакт с ребенком и развить его речь.

Дети нуждаются в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, где они постепенно становятся активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть:

Событийна;

Ритмична;

Процессуальна.

Следующим условием развития речевой активности детей является организация совместной деятельности ребенка со взрослым доступной по форме и средствам. Это, конечно же, игра, именно она создает благоприятные условия для развития языка. Во время игры дети могут достаточно долгое время проявлять речевую активность, проявлять интерес, быть внимательными.

Третье условие – правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса. Здесь необходимо следовать требованиям дидактики, предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.

В соответствии с ФГОС ДО, четвертое условие – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами. 

Книжный уголок в группе детского сада нужно оформлять с учетом рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по созданию предметно – развивающей среды.

А именно:

- уголок книги располагают автономно, вдали от мест игр детей, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Там, где ребенок мог бы внимательно, сосредоточенно строить процесс общения с книгой. В едином пространстве с уголком книги можно оформить уголок уединения (уголок психологической разгрузки). Что обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, а так же дает возможность ребенку для уединения. Что соответствует требованиям ФГОС;

- уголок книги располагают в максимально освещенной зоне групповой комнаты. Освещение должно быть естественное (от окна, свет падает слава), равномерное искусственное (свет падает сверху или вдоль светонесущей стены). Это обеспечивает охрану и укрепления здоровья детей. Что соответствует требованиям ФГОС;

- мебель для книжного уголка должна соответствовать возрасту и антропометрическим данным детей. Изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствовать принципу трансформируемости, чтобы обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Таким образом, выполняя все перечисленные условия, мы не только развиваем речь ребенка, но и способствуем его полноценному всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания при помощи использования нетрадиционных методов и способов развития речи. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы «От рождения до школы» что создает преемственность в ходе работы по развитию речи в рамках непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы, а это в свою очередь повышает результативность занятий.

Актуальность

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и логопеда, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.

Цель кружковой работы – Сформировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста.



Задачи программы кружка:
• пополнять словарный запас ребенка;
• продолжать развивать навыки общения;
• развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
• продолжать формировать грамматически правильные высказывания;
• продолжать воспитывать интерес к художественному слову;
• продолжать воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение выслушать собеседника до конца, не перебивая.

Содержание программы:
Структура занятий:
1. Введение в тему занятия (чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций, беседа)
2. Физкультминутка.
3. Речевые дидактические игры
4.  Работа на закрепление изученного (беседа по вопросам, рисование, раскрашивание, лепка, словотворчество и т. д.)
Занятие делиться на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части с помощью наглядно- дидактического материала проводиться работа над словарем, грамматическим строем речи. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. В дидактических играх, взятых из парциальной программы О. С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет», дети практически отрабатывают умения правильно произносить слова в разных падежных формах, в единственном и множественном числе и т. д.

Планируемые результаты освоения детьми программы

  1. результате освоения программы, достижения ребенка старшего дошкольного возраста выражаются в следующем:

  1. в умении ребенка последовательно излагать события в сказке,

пересказывать сказку по сюжетным картинкам, анализировать поступки героев;

в умении придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту,

воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц, придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации;

в умении моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели, сочинять свои сказки по предложенному зачину;

Формы, способы, методы и средства реализации Программы кружка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Формы работы:

1.Игры и игровые задания, направленные на активизацию отдельных слов и фраз

2. В работе с детьми старшего дошкольного возраста по обучению творческому рассказыванию используются самые разные формы работы со сказкой:

-слушание и чтение народных и авторских сказок;

-просмотр мультфильмов по мотивам знакомых сказок;

-пересказ сказок по вопросам;

-подсказка слова или фразы из знакомой сказки;

-совместный пересказ ребенка и воспитателя;

хоровое проговаривание отдельных фраз и предложений из знакомых сказок;

3. Использование приемов мнемотехники в пересказе знакомых сказок;

-придумывание нового названия к сказке;

-игры-драматизации;

-инсценирование сказок и другие формы

4.Основная форма организации совместной творческой речевой деятельности детей – творческая мастерская.

МЕТОДЫ 

СРЕДСТВА

Наглядные:

Общение взрослых и детей.

Непосредственное наблюдение и его

Культурная языковая среда.

разновидности (наблюдение в

природе, экскурсии)

Художественная литература.

Опосредованное наблюдение

Изобразительное искусство, музыка,

изобразительная наглядность:

Словесные:

Чтение и рассказывание художесчтвенных произведений.

Составление сюжетных рассказов с детьми.

Речевые игры.

Игры-драматизации.

Инсценировки.

Дидактические упражнения.

Продуктивная деятельность.


Перспективное планирование на 2020-2021  учебный год.



Сентябрь
3 неделя
«Здравствуй Осень»
Закрепить основные признаки проявления осени в природе.

4 неделя
«Путешествие в лес"

Развивать воображение; выразительность речи; Формировать интерес к природе.
Развивать произвольное внимание; речь; наглядно-образное мышления; воспитывать уважение и интерес к труду садовника

Октябрь
1 неделя
«Дары Осени»
Развивать логическое мышление, речь, формировать умение внимательно слушать загадку : не перебивать товарищей.

2 неделя
«Осень, осень листопад».
Развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса.
Чистоговорки, скороговорки

3 неделя
«Деревья и кустарники" нашего города Беседа: Какие кустарники и деревья мы знаем»
Познакомить детей с большим многообразием растительного покрова в нашем родном крае.
4 неделя
«День разноцветных листочков»
Закрепить знания детей о осеннем разнообразии цветов. Развивать эмпатию (сочувствие; сострадание) воображение; воспитывать бережное отношение к живой природе. у листочков

НОЯБРЬ
1 неделя
«Загадки на грядке»

Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строить предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта. Закреплять обобщающие понятия (овощи, урожай, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.

2 неделя
Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима»
Закреплять связный, последовательный пересказ, выразительно передавать содержание, воспроизводить диалоги. Упражнять в подборе антонимов, заучить чистоговорки со звуком [з, з’].

3 неделя
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»


Побуждать к связному последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги.
4 неделя
«Бабушка- загадушка».


Закреплять умение детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества;
Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.
- Упражняться в интонирование диалогов.
- Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.
- Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.

Декабрь
1 неделя
 «Любимые сказки»

Продолжать закреплять умение детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения;
- Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох.
- Учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.
- Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова.
- Учить детей угадывать

2 неделя
Творческое рассказывание «Сочиняем стихи о зиме»

Развивать интерес к поэтическому жанру, развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов по теме зима.
3 неделя
«Новогодние загадки и пословицы»
.
Продолжать формировать представление о жанровых особенностях загадок, пословиц, учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки и пословицы. Расширять словарь по теме Новый Год. Совершенствовать умение регулировать силу голоса
И темп и речи

4 неделя
Беседа «Новый год и Рождество»

Продолжать знакомить детей с историей празднования Нового Года и Рождества. Расширять словарь по теме. Учить отвечать на вопрос полным предложением. Упражнять в образовании однокоренных слов. Активизировать употребление в речи синонимов и антонимов.

Январь
2 неделя

Придумывание сказки на тему «Зимнее волшебство»

Формировать умение придумывать сказку на предложенную тему

Упражнять в подборе синонимов, антонимов, определений. Сравнение имен прилагательных женского, мужского, среднего рода. Упражнять в словообразовании

3 неделя
Рассказывание по картинке «Зимние забавы»


Способствовать умению придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи слов по теме зима. Учить различать на слух и дифференцировать в произношении звук

4 неделя
«Придумай рассказ»

Формировать умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание

Февраль
1 неделя
«Отвечай быстро»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, закреплять умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

2 неделя
Наши защитники»

Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции.
- Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии.
- Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки.
- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.
- Практиковаться в обыгрывании придуманных         ситуаций

3 неделя
Творческое рассказывание «Почемучки»

Закреплять умение составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами: «почему?», «отчего?», «когда?», «что?», «где». Знакомить со способами словообразования

Март
1 неделя
Весна пришла!”.
 
 Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
- Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения.
- Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.
- Развивать воображение детей. - - Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства.

2неделя

«К нам в гости пришел Буратино» речевое внимание, артикуляционный аппарат.
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, подводить к составлению краткого описания игрушки, произвольно оперировать словами в игре по «живой» модели предложения, называть детали предметов; активизировать употребление глаголов; закрепить формы вежливого обращения;

3неделя
«Кто быстрее?»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; уточнять и расширять знания детей о видах спорта: зимних и летних; развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость; расширять словарь детей

4 неделя
«Кто больше заметит небылиц»
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление.

Апрель
«Скажи по-другому
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению; развивать словесно-логическое мышление.

2неделя
«Поиграем с пальчиками»
 Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
- Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
- Формирование чувства музыкального темпа.
- Развитие чувства ритма и координации движений.
- Развитие сильного ротового выдоха.

3неделя
«Добрые слова»

Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание.
- Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.
- Воспитывать коммуникативные навыки общения.

4 неделя
"Веселые сочинялки".

 Упражнять детей в подборе рифм к словам.
Закрепить понятие “рифма”.
Поощрять совместное стихосложение.
- Совершенствовать интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами речи.
- Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети.
- Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию.

Май
1 неделя
 «В гостях у С. Я. Маршака»
 
Дать интонационно- образное представление о стихотворении;
- Побуждать к образному воплощению в роли.
- Развивать силу голоса.
- Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений.

2 неделя
«Веселые загадки о домашних животных»

Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Расширять словарь по теме «Домашнее животное».

Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам:
1. «Развитие речи» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек, ведения диалогов и монологической речи.
2. «Изобразительная деятельность» - дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки, делают зарисовки (или раскрашивают) по содержанию сказки, рассказа.
3. «Ознакомление с художественной литературой» - дети знакомятся с литературными произведениями.
4. «Ознакомление с окружающим миром» - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание дидактических игр и упражнений и послужит для составления самостоятельных высказываний.
Ожидаемые результаты обучения

:


• дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
• умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;
• используют полученные навыки

 в самостоятельной деятельности;

дети умеют составлять рассказ по предметным картинкам;

развита познавательная активность;

связная речь развита.
Возраст: программа кружка рассчитана на детей 5-6 лет (старшая группа).
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность кружка - 30 минут.
Дети умеют составлять рассказ по предметным картинкам.

Список использованной литературы:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программ дошкольного образования» (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014)
Долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Московской области на 2013-2015», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 №1071/32
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»
Давыдов В.В. «О понятии развивающего обучения» Томск, Пеленг 1995г.
Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2010
Новиковская О.А. ««Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи», М.: Астрель, СПб.: Астрель – СПб, 2009 год.
Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи "Речевой ручеек"

использование мнемотехники в работе по развитию речи...

Пособие для всестороннего развития речи "Речевой калейдоскоп"

Данное пособие непосредственно находится в групповом помещении учреждения . Оно служит для взаимодействия детей и воспитателей . При помощи него  выполняюся задания , данные учителем - логопедом,...

Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».   ...

Дидактическое пособие по развитию речи "Речевой куб"

Пособие представляет собой куб, на шести гранях которого даны задания и схематическое изображение этого задания.. Служит для развития лексико-грамматического строя речи и совершенствования речевой акт...

Программа по развитию речи «Речевичок»

Пояснительная записка.Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в во...

Авторское многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи "Речевой домик"

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видах д...