Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (3-5 лет)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Дроздова Анна Михайловна

Актуальность выбранной темы обозначена тем, что всё чаще в дошкольные учреждения приходят дети с маленьким словарным запасом, не умением общаться друг с другом и взрослыми людьми вне своего окружения, высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой, логопедическими дефектами речи. Общение является важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста в век развития технологий всё больше. 

В наше время, дети всё чаще становятся «заложниками» гаджетов: смартфоны, приставки, компьютеры, ноутбуки, планшеты и телевизоры. Общение же, в свою очередь, минимизировано не только со взрослыми, но и со сверстниками. Дети просто не умеют общаться и играть друг с другом. Им элементарно сложно перейти речевой барьер  они не знают, как поприветствовать друг друга, попросить что-либо и просто поддержать разговор во время игры.  

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения). 

Формирование связной речи осуществляется через развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса и улучшение разговорной речи. 

Игра в дошкольном возрасте играет очень важную роль, ведь она является ведущим видом деятельности, и, чтобы помочь детям преодолеть барьер в общении, необходимо постепенно и целенаправленно вести работу по формированию коммуникативных навыков, при этом, игра должна быть доступна для всех детей и давать возможность творчески проявить себя, именно поэтому театрализованные игры становятся важным инструментом формирования коммуникативной компетентности - способности ребенка строить своё языковое общение с другими людьми.  

Цель:  

Повышение профессиональной компетентности, создание благоприятных условий для развития речи детей через театрализованную деятельность.  

 

Задачи: 

  • повышение профессиональной компетентности; 

  • создание благоприятных условий для развития речи детей через театрализованную деятельность; 

  • подготовка к речевой деятельности мышц лица, языка и тела; 

  • активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи и интонацию, диалогическую и монологическую речь; 

  • формирование навыков пространственного восприятия (расположение на сцене объектов и субъектов); 

  • формирование дружелюбного отношения друг к другу, нравственности, понимания добра и зла; 

  • приобщение к театру и его составляющим, как искусству. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение 78 «Теремок»

г. Новосибирск

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА ПО ТЕМЕ:

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

        Дроздова Анна Михайловна

2018 - 2019 гг.

Актуальность выбранной темы обозначена тем, что всё чаще в дошкольные учреждения приходят дети с маленьким словарным запасом, не умением общаться друг с другом и взрослыми людьми вне своего окружения, высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой, логопедическими дефектами речи. Общение является важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста в век развития технологий всё больше.

В наше время, дети всё чаще становятся «заложниками» гаджетов: смартфоны, приставки, компьютеры, ноутбуки, планшеты и телевизоры. Общение же, в свою очередь, минимизировано не только со взрослыми, но и со сверстниками. Дети просто не умеют общаться и играть друг с другом. Им элементарно сложно перейти речевой барьер – они не знают, как поприветствовать друг друга, попросить что-либо и просто поддержать разговор во время игры.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

Игра в дошкольном возрасте играет очень важную роль, ведь она является ведущим видом деятельности, и, чтобы помочь детям преодолеть барьер в общении, необходимо постепенно и целенаправленно вести работу по формированию коммуникативных навыков, при этом, игра должна быть доступна для всех детей и давать возможность творчески проявить себя, именно поэтому театрализованные игры становятся важным инструментом формирования коммуникативной компетентности - способности ребенка строить своё языковое общение с другими людьми.

Формирование связной речи осуществляется через развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса и улучшение разговорной речи.

Цель: 

Повышение профессиональной компетентности, создание благоприятных условий для развития речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • повышение профессиональной компетентности;
  • создание благоприятных условий для развития речи детей через театрализованную деятельность;
  • подготовка к речевой деятельности мышц лица, языка и тела;
  • активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи и интонацию, диалогическую и монологическую речь;
  • формирование навыков пространственного восприятия (расположение на сцене объектов и субъектов);
  • формирование дружелюбного отношения друг к другу, нравственности, понимания добра и зла;
  • приобщение к театру и его составляющим, как искусству.

 

Изучение учебно-методической литературы:

  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 2000.
  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998.
  • Антипина Е. А.,Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. М.: Сфера, 2003
  • Артемова Л.В. Театрализованные игры. «Мозаика – синтез» 2010.
  • Ершова А.Е. Уроки театра. М., 2003
  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
  • Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса» -2000 г
  • Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3- 7 лет. Ид. «Учитель» В.
  • Ушакова О.С., Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Елец, 2003.
  • Черникова Е.Ф. Оригами для малышей. М., 2010.
  • Шиян О.А. Развитие творческого мышления. М., 2012.
  • Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4–5 лет. Мозаика-Синтез, 2007.
  • Яшина В.И. Изучение речевой готовности детей к школьному обучению//Диагностика готовности детей к школе. М.,2008.



Предварительный просмотр:

План работы с детьми на 2018-2029 гг.

Этап реализации проекта

Срок реализации работы

Работа с родителями

В течение всего года

Форма и содержание работы

Организационный этап

Октябрь-Ноябрь

Консультация для родителей: «Роль театрализации в развитии речи детей».

Проведение гимнастики мимических мышц лица.

Частушки и прибаутки - для развития звуковой культуры речи.

Скороговорки и чистоговорки.

Пословицы и поговорки.

Пантомимика и интонация– животные, люди, предметы.

Знакомство с персонажами сказок.

«Раскрась сказку»

Выбор темы по самообразованию и изучение методических материалов по данной теме. Разработка плана работы с детьми.

Продуктивный этап

Декабрь

Подготовка пособий и материалов для театрализованных постановок выбранных сказок.

Январь

Рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома.

Знакомство с театром – формирование у детей понятия о театре и его видах. Профессия актёр – формировать представление о том, чем занимаются актёры, развитие творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности.

Проведение гимнастики мимических мышц лица. Оформление методического материала в папку.

Разбор сказки «Курочка Ряба», её пересказ и показ настольным деревянным театром, отработка с детьми.

Февраль

«Я умею дружить» - рекомендации родителям: воспитываем дружелюбное отношение во время игры.

Разобрать злые и добрые поступки, лень и трудолюбие на примере сказки «Три поросёнка». Пересказ сказки и показ с использованием пальчикового театра.

Март

Консультация для родителей: «Развитие сценических навыков у детей»

Пересказ сказки «Колобок». Обучение детей рассказывать сказку.

Показ сказки «Колобок». Обучение детей рассказывать через театрализованную деятельность. Использование кукол-перчаток.

Апрель

Подготовка реквизита для постановки сказки «Теремок».

Разбор сказки «Репка», пересказ и показ через театр с использованием магнитного театра.

 Разбор сказки по персонажам, пересказ, выбор персонажей и репетиция.

Итоговый этап

Май

Мастер – класс для родителей и воспитателей по изготовлению маски из картона для театрализованной постановки.

Подведение итогов по теме: отчёт в виде презентации.

Показ сказки «Теремок» для дошкольников других групп.

Мастер – класс «по изготовлению маски для театрализованной постановки.



Предварительный просмотр:

План работы с детьми на 2019-2020 гг.

Этап реализации проекта

Срок реализации работы

Работа с родителями

В течение всего года

Форма и содержание работы

Организационный этап

Сентябрь-октябрь

Консультация «Театрализованная деятельность для развития речи детей 4-5 лет»

Проведение гимнастики мимических мышц лица.

Частушки и прибаутки - для развития звуковой культуры речи.

Скороговорки и чистоговорки.

Пословицы и поговорки.

Пантомимика и интонация– животные, люди, предметы.

Знакомство с персонажами сказок.

«Раскрась сказку»

Продолжить тему по самообразованию, изучение методических материалов по данной теме для среднего возраста.

Разработка плана работы с детьми 4-5 лет.

Вспомнить с детьми о театре, его видах, участниках.

Продуктивный этап

Ноябрь

Конкурс на лучшую математическую сказку для детей.

Подготовка пособий и материалов для театрализованных постановок выбранных сказок.

Вспомнить с детьми театрализованные постановки прошлого года.

Декабрь

Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.»

Оформление методического материала в папку.

Театр настольный «Колобок на дороге. ПДД»

Январь

Консультация для родителей «Театры города Новосибирска или куда сводить ребёнка»

Настольный театр «Теремок»

Пересказ сказки и показ с использованием пальчикового театра.

Февраль

Подготовка реквизита для варежкового театра «Три медведя»

Настольный театр «Гуси-лебеди»

Пересказ сказки. Обучение детей рассказывать сказку.

Март

Подготовка реквизита для конусного театра

Конусный настольный театр «Кот, дрозд и петух»

Апрель

Подготовка реквизита для платкового театра «Заюшкина избушка»

Варежковый театр «Три медведя». Пересказ, выбор ролей.

Итоговый этап

Май

Беседа с родителями на родительском собрании: «Наши результаты по театрализованной деятельности за 2019-2020гг.»

Платковый театр «Заюшкина избушка». Пересказ сказки, распределение ролей, подготовка декораций.

Подведение итогов по теме. Отчёт.



Предварительный просмотр:

Сентябрь 2018г.-адаптационный период.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области.

Как видно из графика, выраженного несоответствия по общегрупповому параметру нет (до 2,2 включительно).

Физическое и социально-коммуникативное развитие по полученным общегрупповым данным являются нормативными вариантами развития (от 3,8 и выше) на май 2019г., сентябрь 2019г. И май 2020г.. Познавательное развитие в мае 2019 г. и в мае 2020 г. также входит в нормативный вариант развития, но в сентябре 2019г. мы диагностировали снижение параметра с мая 2019(3,8) на 0,2 общегруппового показателя, что выявило проблемы в развитии детей, а также пересмотра педагогического процесса в группе, благодаря этому в мае 2020г. показатель вырос до 4,1, что является нормативным вариантом развития.

Параметры речевого развития в мае 2019г. (2,6) и сентябре 2019г. (3,5) находятся в интервале средних значений (2,3-3,7), динамика положительная, но всё равно были проблемы в развитии детей и организации педагогического процесса.  На май 2020г. (4,1) показатель речевого развития вошёл в нормативный вариант.

Так же диагностика вывела область развития, в которой всё ещё остаются проблемы как в развитии детей в группе, так и в ведении педагогического процесса – художественно-эстетическое развитие, параметры которого на май 2019г. (2,9), сентябрь 2019г. (3,5) и на май 2020г. (3,7), положительная динамика присутствует, но необходимо уделить этой области пристальное внимание.

Таким образом, проведённая диагностика позволяет отслеживать проблемы в основных областях развития и вовремя скорректировать образовательный процесс, наблюдая при этом динамику, которая может быть как положительной, так и отрицательной.



Предварительный просмотр:

Сентябрь 2018г.-адаптационный период.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области.

Параметры речевого развития в мае 2019г. (2,6) и сентябре 2019г. (3,5) находятся в интервале средних значений (2,3-3,7), динамика положительная, но всё равно были проблемы в развитии детей и организации педагогического процесса.  На май 2020г. (4,1) показатель речевого развития вошёл в нормативный вариант.

Таким образом, проведённая диагностика позволяет отслеживать проблемы в основных областях развития и вовремя скорректировать образовательный процесс, наблюдая при этом динамику, которая может быть как положительной, так и отрицательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

На сегодняшний день существует огромное количество форм и методов работы по развитию речи детей. Театрализованная деятельность  - одной из таких форм работы. Театрализованная деятельность эт...

Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

Педагогический проект «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Занятия театральной деятельностью с деть...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идетразвитие духовного мира детей…»Б.М.ТепловРечь – чудесный дар природ...