конспект занятия по развитию речи " мир народных промыслов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
по развитию речи
На тему: «Мир народных промыслов» для детей подготовительной группы.
Цель: познакомить с народными промыслами (гжель, хохлома), развивать умения у детей составлять рассказ-описание с опорой на схему.
Задачи:
Коррекционные:
1.Способствовать формированию грамматического строя речи.
Совершенствовать умения отвечать на вопросы кратко и полно.
Образовательные
2. Пробудить интерес к народному промыслу. Обобщить знания и умения: умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)
3. Расширять словарь по теме «Народные промыслы».
Развивающие:
1. Способствовать развитию связной речи дошкольников, развитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений.
2. Способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия.
3. Развивать интерес детей к разнообразию русских народных промыслов.
4. Способствовать развитию диалогической речи – самостоятельных полных ответов на поисковые вопросы.
Воспитательные:
1.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
2. Воспитывать умение слушать друг друга до конца, не перебивая.
Предварительная работа: тематические беседы: «Матрешки», «Гжель»,
«Золотая хохлома», проведение экскурсий по выставкам и музеям,
созданными в других группах, рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала, создание в группе мини – музея «Народные промыслы».
Оборудование: гжельские сувениры, хохломская посуда, корзинка, фонограмма песни «Матрешки», запись пальчиковой гимнастики Железновы тренажер для глаз Базарного В.Ф., наглядные пособия о этапах изготовления гжели, опорные схемы-картинки для составления рассказа, листы ф. А5 с изображением матрешки, карандаши подставки для карандашей, указка.
Ход образовательной деятельности
- I. Логопед: ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
- Сегодня нас ждет много интересного, мы будем знакомиться с народными промыслами, отгадаем загадку, поиграем и попробуем составлять описательные рассказы о народных промыслах. Я хочу, чтобы у вас все получилось!
Логопед: ребята, посмотрите у меня для вас кое-что есть. Отгадайте мою загадку.
Я народная игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская….(матрёшка)
Логопед: я сегодня к вам пришла не с пустыми руками, а с подарочками. (Показать на фигурки и сувениры народных промыслов: хохлома, гжель). Наряду с другими промыслами матрешка стала символом России.
- Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди – мастера!
- Сегодня мы с вами будем знакомиться с этими народными промыслами и попробуем составлять о них описательные рассказы.
Беседа о гжели.
Логопед: первое из того, что я хочу вам рассказать это – сказочная гжель так называют удивительно красивую керамику из белоснежной глины.
Показ презентации.
•Назовите, что это за промысел?
•Из чего делают гжель?
• Почему Гжель называют сине-голубой?
•Какие изделия расписывают гжелью?
• Какой основной узор используют гжельские мастера?
Физкультминутка
Наши синие цветы распустили лепестки, (дети встают со стульчиков, поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (качают руками вправо-влево)
Наши синие цветы закрывают лепестки, (соединяют руки над головой)
Тихо засыпают, головой качают. (руки под щеку, затем качают головой)
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки. (снова руки вверх и покружиться)
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Когда цветы растут, они тянутся высоко (стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох)
А когда их срывают они опускаются (опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 3-4 раз).
Логопед: а о второй росписи, я хочу спросить у вас, с ней мы уже знакомились и это золотая хохлома. Давайте подойдем к столу посмотрите и ответьте мне:
• Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета)
• Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы)
• Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета – красный, зеленый, желтый, черный).
• Какие узоры присутствуют в этой росписи? (растительный орнамент – ягодки, листочки, травка, кустики, завитки).
• Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду, шкатулки)
Мастера любят расписывать посуду и мы давайте с вами поиграем в игру – я буду называть вам посуду, а вы мне будете называть ее ласково.
Игра «Назови ласково»
тарелка – тарелочка; ваза – вазочка; ложка – ложечка; чайник – чайничек; миска – мисочка; кувшин – кувшинчик; стакан – стаканчик; шкатулка – шкатулочка; игрушка – игрушечка; сувенир – сувенирчик; чашка – чашечка.
Давайте попробуем сделать чашечку.
Артикуляционная гимнастика:
«Чашечка»
Мы чаек горячий будем пить на даче.
Чашечку мы держим крепче, крепче, крепче
«Вкусное варенье»
А с чаем мы сегодня ели вкусное варенье,
А теперь по кругу мы оближем губы
Мы с вами познакомились с Гжелью, вспомнили Хохлому.
Логопед: а сейчас я вам предлагаю рассказать про роспись, которая наиболее понравилась, опираясь на опорные картинки? Но сначала послушайте, как сделаю это я.
План:
1. Я хочу рассказать про гжель.
2. Ее делают из глины.
3. Для гжельской росписи используют всего 2-а цвета: белый и синий и все его оттенки.
4. Основные узоры – растительные (гжельская роза, цветы, но могут быть и деревья, птицы и рыбы).
5. Расписывают гжелью посуду, игрушки и сувениры.
Теперь давайте вы попробуете по цепочке рассказать про хохлому
План:
1. Я хочу рассказать про хохлому.
2. Ее делают из дерева.
3. Для хохломской росписи используют 4 цвета: золотой, красный, черный, зеленый, иногда коричневый.
4. Основные узоры растительные – травка, листочки, кустику, ягодки, цветы, завитки
5. Расписывают хохломской росписью посуду, шкатулки и мебель.
Чем отличается Гжель от Хохломы (спросить всех)
А кто хочет составить полный рассказ про Гжель или Хохлому, а остальные внимательно слушают и если надо потом дополнят рассказ. Стараемся говорить полными предложениями. (один про гжель, другой про хохлому).
II. Логопед: Мы много смотрели с вами и наши глаза устали, давайте сделаем гимнастику, чтобы они отдохнули. (проводится гимнастика для глаз по тренажеру Базарного В.Ф.)
Логопед: Я для вас еще один подарок приготовила, нарисовала вам матрешек, но некоторые линии не четкие, помогите их закончить.
Подходите к столам и занимайте свои места. Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика Железновых (аудиозапись).
Работа за столами. Соедини по точкам.
Этих матрешек вы можете раскрасить во второй половине дня, кто-то используя элементы Гжели, кто-то Хохломы.
III. Логопед:
• Понравилось вам наше занятие?
• Чем мы сегодня занимались?
• Что вам понравилось больше всего?
Наше занятие закончено. Большое спасибо, вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/15/picture-710617-1489592701.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Устное народное творчество"
Занятие для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Дети учатся составлять сказку по серии картинок и пересказывать....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-46475-1422277025.jpg)
Конспект занятия по развитию речи: "Устное народное творчество. Колыбельные"
Занятие продолжает знакомство детей с малыми жанрами русского детского фольклора - колыбельными песнями. В ходе занятия дети сравнивают авторские и народные колыбельные песни; работают над значе...
Конспект занятия по развитию речи. Русская народная сказка "Теремок"
Цель: Знакомство детей с русской народной сказкой "Теремок". Инсценировка сказки.Задачи: - продолжать работу обогащению словаря детей, активизировать в речи детей прилагательные. п...
Конспект занятия по развитию речи "Русская народная сказка "Репка" во второй младшей группе
Конспект...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-1020136-1520800415.jpg)
Конспект занятий по развитию речи "Русские народные сказки"
Конспект занятий по развитию речи "Русские народные сказки" для старшей группы 5-6 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/18/picture-1156369-1566111274.jpg)
Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Русские народные промыслы" в старшей группе
Знакомство с русскими народными промыслами ( Гжель, Хохлома. Городецкая роспись. матрешки).Развитие познавательной активности, логического мышления.Воспитание уважительного отношения к труду мастеров....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1186991-1573489121.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Русские народные игрушки"
Расширять представления детей о народной игрушке, народных промыслах и народных играх через малые фольклерные жанры....