Методика воспитания интереса детей раннего возраста к художественному слову.
методическая разработка по развитию речи

Музакка Надежда Владимировна

Методика воспитания интереса детей раннего возраста к художественному слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knigi.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методика воспитания интереса детей раннего возраста к художественному слову.


Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

В группе раннего возраста используются произведения разных жанров. Вы учите детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращаете внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей, дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносите вы, и это также закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Особенности формирования интереса к художественной литературе, книге у детей раннего возраста.

При формировании интереса к художественной литературе у детей раннего возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности. По мнению С.Я. Маршака, возрастная специфика должна выражаться не в упрощенчестве, сюсюканье, а в учете особенностей психики ребёнка, в частности конкретности мышления, впечатлительности, ранимости.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей данного возраста является важным условием полноценного развития.

Дети данного возраста отличаются высокой познавательной активностью. В раннем возрасте можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. Приобщение детей к книге, художественной литературе – важнейшая задача дошкольного образования. Именно со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности. Процесс этот требует кропотливой работы. И начинать его надо с раннего возраста.

Вначале ребёнку интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

В раннем возрасте формируется направленность личности, интенсивно усваиваются примеры взрослых, складываются определенные способы общения. В этот период бурно развиваются образные формы познания действительности – восприятие, образное мышление, воображение. Ребенок начинает устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Отмеченные психические свойства и способности детей младшего дошкольного возраста позволяют сделать вывод, что данный период детства восприимчив к тем педагогическим воздействиям, которые осуществляются средствами литературы и других искусств. Именно в этот возрастной период складываются условия для пробуждения интереса у детей к книге, чтению, для формирования у них основ разносторонней читательской деятельности и для формирования будущего читателя.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, то есть всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

Таким образом, мы видим, что в течение всего периода раннего возраста происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель.

Для детей раннего возраста характерно следующее:

Книга для ребенка представляет собой единство трех составляющих:

  • это определенного вида предмет; иллюстрации; текст;
  • зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;
  • текст, иллюстрации и полиграфическое оформление находятся в восприятии ребенка в единстве;
  • установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;
  • в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
  • эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
  • цитирование – двух-трехсловные высказывания из любимых книг;
  • попытки инсценирования с участием взрослых;
  • наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

Дети в раннем возрасте только начинают своё знакомство с миром художественного слова:

  • Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.
  • Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).
  • Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.
  • Педагог приучает малышей к слушанию коротеньких произведений

Формы и методы приобщения детей к художественной литературе.

1.Выразительное чтение вслух.

2. Использование иллюстративного комментария.

3.Иллюстрирование художественных произведений.

4. Кукольные драматизации.

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим — необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач — научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение.

Малышам воспитатель в основном читает наизусть — потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает — только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы).

Чтение и рассказывание художественной литературы проводится строго по определенному плану (примерно 1 раз в неделю в каждой возрастной группе), в которой учитывается общественно-политические события, время года.

Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Мажорное настроение создает воспитатель — на глазах детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Малыши требуют руководства в слушании — вид и голос рассказчика должен говорить, что в данную минуту речи дет о трогательном и забавном. Текст веселого характера воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, нужно объяснять в начале занятия.

Воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок или ведет рассказ своими словами. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь малышам вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Книги способствуют установлению контактов между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю и вне занятий. О содержании книг можно говорить и в их отсутствие — это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов, стихов, народных потешек, песен детьми третьего года жизни, где особенно важно систематически организованное рассказывание, приучающее внимательно слушать, понимать и самостоятельно рассказывать.

Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз — как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы в 2-3 дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять. Усложнение может идти в разных направлениях: увеличивается количество действий, выполняемых персонажами, описывается место действия, разыгрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами. Для того, чтобы научить ребенка понимать рассказ и вырабатывать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы — затем задавать вопросы и учить отвечать на них позднее — просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае воспитателю нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно, добавляя пропущенное.

Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.


Список литературных источников

  1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие

дошкольников: учебное пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2007

  1. Золотухина А. А., Чичканова Т. А. Художественное воспитание детей

дошкольного возраста. Молодой ученый. 2017

  1. Литвинова О.В. Художественное развитие дошкольников и младших

школьников в условиях предметно-пространственной среды города /О.В.

Литвинова.

  1. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление. Дошкольное

воспитание. 2009 № 4

  1. Художественное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей

дет. сада. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста средствами музыкально – игровой деятельности

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Она  играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяе...

Статья "Развитие интереса детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности в Художественно – эстетической области".

Воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности....

План мероприятий с родителями и детьми по развитию интереса детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности в художественно-эстетической области

План мероприятий с родителями и детьми  по развитию интереса детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности в художественно- эстетической области...

План мероприятий с родителями и детьми по развитию интереса детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности

Примерный план работы с родителями по развитию у детей раннего возраста интереса к продуктивным видам деятельности...

Сенсорное развитие детей раннего возраста Тема: «Художественное слово»

Сенсорное развитие детей раннего возрастаТема: «Художественное слово»...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественное слово

Дахова Л.С. (РФ, Адыгея, г. Майкоп, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2», mbdou-2@mail.ru)Цветы — как дети: на добро щедры, И щедро нежность, людям отдавая, они растут, серд...

Развитие интереса детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности в Художественно – эстетической области.

В последние годы в системе образования многое сделано для возрождения педагогики раннего детства, созданы программы, методики, разработаныразвивающие технологии.Развитие продуктивной художественной де...