Конспект НОД по развитию речи в средней группе: «Весеннее путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Закрепление знаний детей по речевому развитию, полученные в течении учебного года в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennee_puteshestvie.93.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе:

«Весеннее путешествие»

 Кузнецова Г.В.

 Воспитатель 1к.к., МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №93», г. Воронеж.


Основная образовательная область: речевое развитие 

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое, музыкальное.

Возрастная группа: средняя группа.

Тема: «Весеннее путешествие»

Цель: закрепление знаний у детей по речевому развитию, полученных в течение учебного года.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о последовательности изменений в природе весной; 
  • Актуализация знаний по теме «Весенний лес»;
  • Актуализировать словарный запас детей за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата);
  • Совершенствовать умение подбирать прилагательные и глаголы к существительному. (Солнышко какое? Лучистое, светлое и т.д. Что делает солнышко? Светит, припекает и т. д.);
  • Содействовать усвоению детей составлять рассказ по опорным картинкам;

Развивающие:

  • Развивать умение логически излагать свою мысль;
  • Развивать память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, речевую активность и общую моторику;

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь друг другу.
  • Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней;
  • Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа:

  • Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей);
  • Опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно-следственной связи: где быстрее тает;
  • Рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
  • Отгадывание загадок, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
  • Разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры;
  • Художественное творчество: рисование на тему весна, раскраски.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

Картины по теме, дидактическая игра «Весеннее солнышко», облако из бумаги, солнце из бумаги, письма и бумажная ласточка.

Раздаточный:

Разрезные карточки «Цветы».

Методы и приёмы:

  • Игровой;
  • Словесный (объяснение, постановка проблемных вопросов, задания).
  • Наглядный (атрибуты, демонстрационный материал).

 

Ход НОД:

Организационный момент: Построение детей в круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте пожелаем нашим гостям здоровья и скажем ЗДРАВСТВУЙЕ!

Дети: Здравствуйте!

Встаем с детьми в круг и говорим:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

Доброе утро!!!

Воспитатель: 

Посмотрите, у меня есть изображение «тучки» и «солнышка». 

О каком настроении «говорит вам солнышко»? (веселом, радостным).

О каком настроении «говорит тучка»? (грустном)

А какое настроение сегодня у вас? (веселое)

Молодцы! А давайте повторим, как вы умеете показывать эмоции грусти и радости. (Воспитатель показываю тучку – дети показывают эмоцию грусти, показывает солнышко – дети показывают эмоцию радости).

Введение в ситуацию:

Воспитатель:

Ребята, слышите? Кто-то стучится?

Посмотрите к окну подлетела ласточка, это она, наверное, постучала в окно. 

По- моему, ласточка что- то говорит на своём птичьем языке. Интересно, что она хочет нам сообщить? Посмотрите, что это у нее в клюве? 

(Дети находят конверт. Воспитатель читает письмо).

Ребята, собирайтесь скорее

В наш необычный поход.

Чудеса волшебные вас ждут!

А вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите.

Примерные ответы детей: В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать. 

Воспитатель:

Молодцы! Тогда отправляемся в путь!

Двигательное упражнение 

«В путь!»

Большие ножки шли по дорожке! (Маршируем)

Маленькие ножки бежали по дорожке. (Бег на месте)

Большие ножки шли по дорожке! (Маршируем)

Маленькие ножки бежали по дорожке. (Бег на месте)

Актуализация знаний. Основная часть.

Составление рассказа «Весенний лес».

Воспитатель:

Вот мы с вами и в лесу! Вы, наверное, устали идти, тогда присаживайтесь на пеньки (дети присаживаются на воображаемые пеньки, стульчики, на слайде картина «Лес весной».)

Ребята, в какой лес мы с вами пришли?

Примерные ответы детей:

Мы пришли в весенний лес, красивый, сказочный, чудесный, волшебный.

Воспитатель:

Какое время года изображено на картинках (Представлено несколько вариантов весенних картин)

Примерные ответы детей:

Весна.

Воспитатель:

Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето?

(Дети доказывают, что на картинках изображена весна, называют весенние признаки).

Вот так чудо, я на всех картинках вижу улыбку весны. А что дарит весне улыбку?

Примерные ответы детей:

«Солнце» (Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов или загадки).

Загадка

Молодое, новое, к радости готовое.

Встанет рано поутру – я глаза скорей протру,

А оно – всё ярче, ярче, за окном – всё жарче, жарче…

Что это такое? –

Дети: Солнце!

Воспитатель: 

Конечно. Солнце – самое большое и доброе. Вот оно спряталось. Ой, а лучики то рассыпались. 

Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко.

Дидактическая игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных и глаголов к заданному существительному)

Воспитатель:

Какое солнышко весной? (Дети называют прилагательные и добавляют лучики к солнышку, чтобы оно согревало и детей, и взрослых еще больше)

Примерные ответы детей: 

Яркое, теплое, ласковое, лучистое, доброе, веселое, игривое, золотое, красивое, светлое. 

Воспитатель:

Что делает солнышко?

Примерные ответы детей: 

Светит, припекает, греет, улыбается, радуется.

Воспитатель: 

Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее.

А давайте теперь посмотрим, что же в это время происходит в весеннем лесу?

Примерные ответы детей: 

Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. 

Воспитатель:

Прилетевшие из теплых стран соловьи наполняют весенний лес своими трелями.

Ребята, а я кажется, что-то слышу, а вы слышите? 

Игра «Продолжи звук» 

Зашумел ветер около уха (ш-ш-ш-ш).

Дятел стучит словно молоточком тук-тук, тук-тук.

Просыпаются насекомые: жуки, зажужжали (ж-ж-ж-ж). 

Полетела оса около носа (с-с-с-с).

Поймали комара, послушаем (з-з-з-з).

Отпустили, сильно подуем (у-у-у-у).

Воспитатель:

Ой, ребята, мы с вами забыли главное правило, в лесу шуметь нельзя, а мы расшумелись. Давайте возьмем бинокли, а мы находимся в волшебном лесу, поэтому бинокли наши будут волшебные, посмотрим в них, никого не видите вокруг? Может там звери бродят. Дети, тихо, я кажется, кого-то заметила. Кто же это!? 

Примерные ответы детей:

Медведица с медвежатами.

Воспитатель:

И, правда, медведица с медвежатами.

Давайте, притаимся, присядем на корточки и понаблюдаем за ними. 

А почему мы их не встречали зимой? 

Ответы детей: 

Они спали в берлоге.

Воспитатель:

Что медведи едят весной?

Примерные ответы детей: 

Свежую травку, улиток, муравьев из муравейника.

Чем кормит их мама (молоком)?

Посмотрите внимательно, ребята, кого мы еще видим? (слайд)

Примерные ответы детей: 

Белка, заяц, лиса, волк.

Воспитатель:

А какие изменения происходят с этими зверями весной, кто мне расскажет? 

Примерные ответы детей: 

Звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую.

Воспитатель: 

Как мы с вами уже знаем, у животных тоже бывают детки, а давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. А, для того, чтобы нам было интересней я взяла с собой мяч. 

Игра «Мамы и малыши» «Один-много».  мячом).

- белка – бельчата - бельчонок;

- волк - волчата - волчонок;

- лиса – лисята - лисенок

- медведь - медвежата - медвежонок;

Воспитатель:

Какие вы молодцы, все знаете, давайте с вами немного отдохнем! 

Я буду говорить и показывать, а вы повторяйте за мной! 

Физкультминутка:  «Три медведя»

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой. (поднять руки над головой)

Мама с ним поменьше ростом, (руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто. (присесть)

Очень маленький он был, (присев, качаться по-медвежьи).

С погремушками ходил. (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

Дети присаживаются на «пеньки».

Воспитатель: (Демонстрация картин) 

Ребята, посмотрите скорее, растаял снег и на проталинах распустились цветы. Кто мне скажет, как они называются? 

Ответы детей: Подснежники

Воспитатель:

Правильно! Эти цветы называются подснежники. Кто знает, почему они так называются?

Примерные ответы детей: 

Они растут как будто из-под снега, подснежники появляются ранней весной, как только начинает таять снег.

Воспитатель:

Правильно, ребята! Иногда, кажется, что цветы проросли прямо из-под снега. Поэтому их называют–подснежники!

А скажите, подснежники можно рвать?

Примерные ответы детей: нет.

Воспитатель:

А мы с вами даже стихотворение знаем «Почему нельзя рвать цветы» давайте вспомним. (Дети совместно с воспитателем рассказывают стихотворение)

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны и не будет красоты!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

Воспитатель:  Дидактическая игра «Собери цветок»

Воспитатель раздает каждому ребенку конверт, в нем разрезная картинка.

На столах дети выкладывают свой цветок. Затем воспитатель у каждого ребенка спрашивает, какой цветок у него получился.

На память об этом путешествии, у нас останутся вот эти прекрасные Цветы!

Нам пора возвращаться домой…

Двигательное упражнение 

«В путь!»

Большие ножки шли по дорожке! (Маршируем)

Маленькие ножки бежали по дорожке. (Бег на месте)

Большие ножки шли по дорожке! (Маршируем)

Маленькие ножки бежали по дорожке. (Бег на месте)

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, какие стихотворения о весне мы учили с вами?

1 ребенок:      Снег растаял, снег растаял,

                        Это новость непростая,

                        Это значит наступает

                        Настоящая Весна!

2 ребенок:      Что ни сутки, по минутке,

                        День длинней, короче ночь.

                        Потихоньку прогоняем зиму прочь!

3 ребенок:      На солнышке согрелась ель,

                        Подтаяла сосна,

                        Идёт апрель, звенит капель, в лесу у нас весна!

4 ребенок:      Черёмуха, черёмуха

                       Ты что стоишь бела?

                       Для праздника весеннего,

                       Для мая расцвела!

5 ребенок:     Последний снег в апреле тает.

                       Все рады солнцу и весне,

                       Весна в апреле прилетает,

                       С весёлой ласточкой ко мне!

Итог занятия.

Воспитатель:

Ребята, расскажите, где мы сегодня с вами побывали?

Что было для вас трудным в нашем путешествии?

Что вам запомнилось больше всего?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Ой, смотрите, кажется нам ласточка что-то оставила на окне.

На окне стоит шкатулка с сюрпризом и письмом.

«Ребята, вы такие молодцы, столько всего знаете о весне, я вам дарю вот эти волшебные звездочки, они исполнят ваши самые заветные желания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Морское путешествие"

Данный материал предназначен для —воспитания культуры поведения, умения вести себя в коллективе у детей среднего дошкольного возраста, —обучает элементам техники выразительных движений: умению правиль...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Путешествие в страну цветных карандашей»

Конспект занятия  по развитию речи в средней группе. Тема: «Путешествие в страну цветных карандашей»Цели: развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному про...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Сказочное путешествие" Коммуникация

Конспект НОД предназначен для детей средней группы о сказачном путешествии....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Путешествие в осень».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: «Путешествие в осень».Цель:1) Помочь детям увидеть многоцветие осени; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира.Задачи:...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: Путешествие по лесу.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.Тема: Путешествие по лесу....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Необычное путешествие Чебурашки»

Обучение детей составлению элементарного рассказа из личного опыта, полученного в игре....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весенняя прогулка"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе...