Перспективное планирование по развитию мелкой моторике
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Рашидова Маржан Камильевна

Младший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_po_melkoy_motorike.docx69.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №40 дошкольное отделение

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук

для младшего дошкольного возраста

Рашидова М.К., воспитатель

Месяц

Содержание работы

Описание движений

Сентябрь

Пальчиковая гимнастика «Домик».

1,2,3,4,5. Вышли пальчики гулять.

1,2,3,4,5. В домик спрятались опять.

Разжимать пальцы из кулака, начиная с большого.

Ритмично сжимать пальцы в кулак.

Сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком».

Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин-язычок. Он удобно в доме лег.

Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно.

Двери-губы гибкие, могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться, а после снова улыбаться.

Открыть рот, показать язычок.

Спрятать язычок в домик-рот.

Широко улыбнуться, обнажить верхние и нижние зубы.

Растянуть губы в «улыбочку».

Собрать губы в «трубочку».

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Ветер, ветер, ты могуч

Ты гоняешь стаи туч…

У-У-У…

Длительно на выдохе произносить звук «У».

Менять силу голоса- «тихий ветер», «сильный ветер».

Массаж и самомассаж «Перчатки».

Поглаживание ладоней и пальцев рук.

«Надеваем и снимаем перчатки».

Художественное слово.

На лужайке, на ромашке жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Я с ромашками дружу.

Заучивание наизусть вместе с детьми.

Занятие 1

Программное содержание: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Колокольчик, большая и маленькая матрешка.

Д/игра «Поезд»

Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к матрешкам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» - отправление поезда; «У-у-у» - поезд гудит; «Чух-чух-чух» - поезд останавливается около стула, на котором стоит большая матрешка.

Воспитатель и дети здороваются с матрешкой, просят поехать с ними в детский сад. Матрешка присоединяется к детям. Поезд идет дальше.

На другой остановке детей ждет маленькая матрешка. С ней дети тоже здороваются и приглашают поехать с ними.

Когда поезд останавливается, матрешки предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом воспитатель говорит: «Матрешки устали хотят спать. Давайте им споем песенку: «Ааа-Ааа…» (дети имитируют, что укачивают матрешек). Матрешки уснули, а вы садитесь на стульчики».

Занятие 2

Программное содержание:  развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Материал: для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3х1см).

Д/ упражнение «Подуем на пушинку»

Дети встают в круг, воспитатель раздаёт им пушинки. Предлагает подуть на них, произнеся: «Фу-у-у», - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. Упражнение повторяется 5-6 раз.

Игра «Медвежата едят мёд»

Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мёд. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем). Игра повторяется 3-4 раза. Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу( показ), нижнюю губу(показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у»(2-3 раза).

Занятие 3

Программное содержание:  развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.

  Материал: по одной пушинке на ребенка.

Д/игра «Покормим птенчиков»

В о с п и т а т ел ь. Я- мама- птица, а вы-мой детки- птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», - и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание). Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. (Дети произносят: «Пи-пи-пи»).                                                                                                                                          -Прилетела мама и начала кормить своих деток ( дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек ( воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат.

Занятие 4

Программное содержание: развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал: на каждого ребенка шарик диаметром 2 см, сделанный из папиросной бумаги, на нитке длиной 10 см.

Д/игра «Часы»

В о с п и т а т е л ь. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик- так», как бьют часы: «Бом-бом…».Чтобы они ходили, нужно их завести: «Тик-так…».                                                                                                                     - Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).                                          

-Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Октябрь

Пальчиковая гимнастика «Домик».

На базар ходили мы, много груш там и хурмы.

Есть лимоны, апельсины, дыни, сливы, мандарины.

Но купили мы арбуз- это самый лучший груз.

Соединение одноименных подушечек пальцев на каждую строку стихотворения (мизинцы, безымянные, средние, указательные).

Все пальцы сжаты в кулак, а большие подняты вверх.

Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком».

Язык в домике живет. Никогда не устает.

Очень любит чистоту в  домике своем- во рту.

Двери шире открывает:  воздух свежий он впускает.

И пока он убирает,  домик свой не запирает.

Широко открыть рот и высовывать язык изо рта.

Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.

Открывать и закрывать рот.

Дыхательная гимнастика «Пузырь».

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

И не лопайся!

Надувать щеки.

На выдохе произносить звук «Ф».

Массаж и самомассаж

«Игра с карандашами».

Предложить покатать карандаши между ладоней или по столу (сначала одной рукой, потом другой и вместе обеими руками).

Художественное слово

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

(В.Волина)

Заучивание наизусть вместе с детьми.

Занятие 5

Программное содержание: развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал: картинка с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; четыре кубика.

Д/игра «Кто в домике живет?»

В о с п и т а т е л ь (показывая картинку с изображением кошки). Кто это? (Ответы детей). Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). ( Показывает картинку с изображением котенка). А кто это? ( Ответы детей). Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). ( Показывает картинку с изображением собаки). Кто это? ( Ответы детей). Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Показывает картинку с изображением щенка). А кто это? (Ответы детей). Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

-Отгадайте, кто в этом домике живет: «Мяу-мяу»( произносится тихо)? Как котенок мяукал? (Ответы детей).

Занятие 6

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.

Д/игра «Кто как кричит?»

Воспитатель. У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграф) был маленький детеныш-поросенок (выставляется картинка). Мама учила его хрюкать. Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше). Свинья зовет сыночка. Как она его зовет?  (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание.)

Поросенок услыхал, что мама его зовет, и захрюкал. Как он хрюкает?  (Дети тихо произносят звукосочетание.)

Прибежал он к маме (переставляет картинку). Свинья захрюкала громко. Как? (Ответы детей.)

Так она хвалила сыночка-поросенка. И поросенок отвечал ей. Как?  (Ответы детей.)

Занятие 7

Программное содержание: развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал: большой и маленький колокольчик (можно использовать елочные игрушки); мячи, вырезанные из цветной гуммированной бумаги (диаметр-2 см, по одному на ребенка); мячи на нитке длиной в 10 см.

Д/игра «Колокольчики»

В о с п и т а т е л ь. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».

Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Занятие 8

Программное содержание: развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат  детей.

Материал: кукла (желательно в белом халате и шапочке)

Д/игра «Лягушка и лягушата»

Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Ноябрь

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

И получился вкусный-

Салат капустный.

Резкие движения кистями вверх-вниз.

Имитация движений на терке.

Движения пальцев, имитирующие посыпание солью.

Сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

Показать ладошки.

Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком».

А теперь наш язычок

Моет нёбо-потолок.

Время даром не теряет:

Двери-губы протирает.

А теперь он все убрал

И на лошадке поскакал…

Открыть рот. Проводить языком по нёбу вперед- назад.

Открыть рот, облизать губы.

Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу.

Дыхательная гимнастика «Ныряльщик».

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом.

Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Массаж и самомассаж

«Игра с бумажными шариками».

Предложить сделать из бумаги шарики и покатать между ладонями или по столу.

Художественное слово.

Три цвета есть y светофора,

Они понятны для шофера:

Красный цвет - проезда нет.

Желтый -  бyдь готов к пyти,

А зеленый цвет - кати!

Заучивание наизусть вместе с детьми.

Занятие 9

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.

Д/игра «Барабаны»

Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.

Воспитатель.  Вы будете музыкантами, играющими на барабанах. Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания). Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим» (звукосочетания дети повторяют 2-3 раза).

Воспитатель в произвольном порядке дает задания командам 6-8 раз.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Занятие 10

Программное содержание.  Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.

Д/игра «Научим Мишку говорить правильно»

Воспитатель. Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем.  Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу)? (Мишка. Кула.) Нет, неправильно. Это … (дети хором называют игрушку). Скажи, Лена (имена вводятся для удобства изложения), как называется эта игрушка… Скажи Вова, погромче… Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку)? (Мишка. Зака.) Скажи, Коля, правильно. (Ответ.) Теперь все повторите слово… Мишка, теперь ты скажи.

Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка (пирадка), машина (шимина).

Занятие 11

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

Д/игра «Звенят колокольчики»

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин-дин-дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие (3 раза), то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).

Занятие 12

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Д/игра «Лошадки и поезд» (в кругу)

Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок-чок-чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают…  Поехал поезд, застучал колесами… Поезд остановился.

Игра повторяется 3 раза.

Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Белка».

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Дети по очереди загибают пальцы правой руки, начиная с большого (затем пальцы левой руки, потом одновременно пальцы обеих рук).

Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком».

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

Кто же тут? Кто же там?

Он глядит по сторонам.

Смотрит как расческа- зубы

Нам причесывает губы.

Рот открыть, высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы.

Сделать язык узким.

 Отводить язык вправо-влево.

Проводить нижними зубами по верней губе,

А верхними- по нижней, массируя губы.

Дыхательная гимнастика «Насос».

Дети имитируют руками движения насоса (вверх-вниз).

 Вдох через нос, выдох через рот, произнося «С».

Массаж и самомассаж

«Игра с мячиками».

Предложить покатать мячики между ладонями и по столу.

Художественное слово.

«Новый год»

На свете так бывает, что только раз в году

На ёлке зажигают прекрасную звезду.

Звезда горит, не тает, блестит прекрасный лёд.

И сразу наступает Счастливый Новый год!

Заучивание наизусть вместе с детьми.

Занятие 13

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. На каждого ребенка по бабочке, вырезанной из прямоугольника цветной гуммированной бумаги (4*3 см), укрепленной на нитке длиной в 10 см.

Д/игра «Большие и маленькие машины»

Воспитатель делит детей на две команды – больше и маленькие машины. Воспитатель. Когда едут большие машины, колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш», они бибикают: «Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2-3 раза). Маленькие машины едут тихо, и колеса их шуршат тихо:  «Ш-ш-ш». Они бибикают: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2-3 раза).

По сигналу «Поехали большие машины» дети первой команды имитируют, как едут машины – крутят руль и бибикают.

Затем по сигналу «Поехали маленькие машины» задание выполняет вторая команда.Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.

Занятие 14

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. На каждого ребенка по бабочке, вырезанной из прямоугольника цветной гуммированной бумаги (4*3 см), укрепленной на нитке длиной в 10 см.

Д/игра «Рыбки»

Воспитатель. Вы будете рыбками. Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю». Они ныряют глубоко за кормом. Когда ныряют большие рыбы, то слышно: «Плюх» (произносит громко). Когда ныряют маленькие рыбки, то слышно: «Плюх» (произносит тише).

Дети повторяют оба звукосочетания 2-3 раза.

Воспитатель. Поплыли рыбки, хвостиком машут. (Дети говорят: «Флю-флю-флю».)

- Ныряют большие рыбы… маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)

Без системы даются команды то маленьким, то большим рыбкам 5-6 раз. Задание выполняют все дети.

Занятие 15

Программное содержание. Развивать речевое внимание и  артикуляционный аппарат детей.

Материал. Картинки на фланели с изображением гуся, гусенка, курицы, цыпленка; фланелеграф; кукла.

Д/игра «Кто как кричит»

Воспитатель. Это гусь (показ картинки). Он громко гогочет: «Га-га-га» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

- Это маленький гусенок – сыночек гуся (показ картинки). Он гогочет тихо: «Га-га-га» (дети повторяют 2-3 раза).

- Это курочка (показ картинки). Она громко кричит: «Ко-ко-ко» (дети повторяют). А цыпленок (показ картинки) ей отвечает: «Пи-пи-пи» (дети повторяют звукосочетание).

Все картинки воспитатель прикрепляет к фланелеграфу и говорит: «Послушайте, чья это песенка: «Га-га-га»» (произносится тихо).

- Правильно, Саша, это песенка гусенка. Сними картинку и спой его песенку.

Аналогичная работа проводится со всеми персонажами.

Занятие 16

Программное содержание. Развивать речевое внимание артикуляционный аппарат детей.

Материал. Картинки с изображением ослика и слона.

Д/игра «Слоны и ослики»

Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов Они встают друг против друга.

Воспитатель. Ослик (показ картинки) кричит: «Иииииии», а слон (показ картинки) кричит «Ыыыы-ыыы» (дети повторяют оба звукосочетания).

По команде «Идут ослики» первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки. По команде «Идут слоны» указанные выше действия выполняет вторая группа.

Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями, игра проводится вновь.

Январь

Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик- прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик – не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети по очереди загибают пальцы правой руки, начиная с мизинца. (Затем пальцы левой руки).

Обращаются к большому пальчику.

Разгибают все пальчики.

Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком».

Язычок стал маляром,

Аккуратно красит дом.

На качелях оказался,

Вверх взлетал,

И вниз  спускался.

То иголка, то лопата

Язычки у вас ребята!

Рот открыт. Проводить языком по нёбу вперед-назад. Затем по внутренней стороне щек.

Рот открыт. Тянуться язычком то к носу,  то к подбородку.

«Иголка» -язык напряжен и выдвинут вперед.

«Лопата» -язык расслаблен и лежит на нижней челюсти.

Дыхательная гимнастика «Жук».

Жук жужжит и встать не может,

Ждет он – кто ему поможет…

Вдох через нос, на выдохе через рот произносить «ж-ж-ж».

Массаж и самомассаж «Игра с шишками».

Предложить поиграть с шишками, покатать между ладонями, подбрасывать и ловить их.

Художественное слово «Пожарный»

Если вдруг беда случится,

Где-то что-то загорится,

Там пожарный нужен срочно.

Он погасит, — это точно.

Заучивание наизусть вместе с детьми.

Занятие 17

Программное содержание: развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание детей.

Материал. По одному круглому карандашу на каждого ребенка.

Д/игра «Утки и утята»

Воспитатель. Вот утка (показ картинки), она крякает: «Кра-кра...» (Дети повторяют звукосочетание 4—5 раз). Вот утенок (показ картинки), он крякает тихо: «Кря...» (дети повторяют звукосочетание).

Воспитатель делит детей на две команды — уток и утят.

Воспитатель. Плывут утки и громко крякают... Возвращаются к берегу. Плывут утята и крякают... Возвращаются к берегу.

Упражнение проводится 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Занятие 18

Программное содержание: развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Игрушки: лягушка, рыба, лиса, самолет.

Д/игра «Телефон»

Воспитатель. Сегодня мы поиграем в игру «Телефон». Сережа выйдет за дверь, а Катя спрячет игрушку и встанет рядом с Леной и Вовой. Мы все позовем Сережу: «Сережа, иди ищи!» Онвойдет и встанет в ряд за Вовой. Катя тихо на ушко скажет Лене, где игрушка. Лена скажет Вове, а Вова — Сереже.

Если телефон работал хорошо, то Сережа все услышит правильно и сможет найти игрушку.

Сережа, выйди, пожалуйста, за дверь и жди, когда мы тебя позовем.

Давайте спрячем зайца. Катя, прячь его. (Катя прячет зайца.) Зовите Сережу.

Сережа входит и встает в ряд. Дети тихо говорят друг другу, где спрятана игрушка. Когда Сережа услышит, какая игрушка спрятана и где, он ее находит и показывает всем детям.

Следующую игрушку прячут и находят другие дети.

Занятие 19

Программное содержание: развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал: 3—4 сюжетные картинки типа: девочка прыгает, мальчик умывается, дети поют; по одному граненому карандашу на ребенка.

Д/игра «Телефон»

Воспитатель предлагает трем детям встать в ряд. Последнему на ухо говорит фразу, соответствующую содержанию одной из картинок. Ребенок тихо повторяет ее своему соседу, тот — первому ребенку в ряду, который произносит фразу громко, подходит к столу и берет нужную картинку.

Игра проводится 3—4 раза.

Занятие 20

Программное содержание: развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. По одному круглому карандашу на ребенка.

Д/Игра «Выполни задание» (в кругу)

Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы должны выполнять действия, о которых в нем говорится.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем (дети берутся за руки)

И бегаем кругом (Зраза).

Игра повторяется 3 раза.

Февраль

Пальчиковая гимнастика «Ну-ка, братцы, за работу».

Ну-ка, братцы, за работу! Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить, Печи все- тебе топить.

А тебе - воду носить, а тебе- обед варить,

А малышке - песни петь!

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.

По очереди загибают пальцы правой руки, начиная с большого. (Затем пальцы левой руки).

Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком».

Надоели превращенья:

Лижет язычок варенье.

Любит он покушать сладко

После скачет, как лошадка.

Язычок знаком вам, дети,

Мы его улыбкой встретим!

Рот открыт. Широким язычком облизывать губы.

Медленно щелкать язычком, присасывая его к нёбу. Тянуть подъязычную связку.

Широко улыбаться, растягивая губы.

Дыхательная гимнастика «Мяч в воротах».

Предложить детям подуть на ватный шарик, который лежит на столе, загоняя его в «ворота» (между двумя кубиков).

Массаж и самомассаж «Игра с орехами».

Предложить детям покатать орехи между ладонями, подбрасывать и ловить их.

Художественное слово.

Пограничник

Охранять границу — важно! Пограничника зовут.

С верным псом они отважно службу РОДИНЕ несут.

Летчик

Лётчик знает своё дело, в небе водит самолёт.

Над землёй летит он смело, совершая перелёт.

Моряк

Плывёт моряк на корабле он не тоскует по земле.

Он с ветром дружит и волной ведь море — дом его родной.

Заучивание наизусть вместе с детьми.

Занятие 21

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Картинки с изображением взрослых животных и птиц на фланели — козы, овцы, петуха; их детенышей каждого ребенка по одной картинке детеныша); фланелеграф. На каждого ребенка круглый комок из ваты, слегка смоченной крахмалом (диаметр комка — 4 см).

Д/игра «Будь внимательным»

Воспитатель. Это коза (показ картинки). Она громко кричит: «Ме-ме..» (дети повторяют звукосочетание 5—6раз) А это козлик — ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание 5—6 раз). Это овца (показ картинки) Она блеет — кричит громко: «Бе-бе...» (дети повторяют 5—( раз), а ее детеныш — ягненок кричит тихо (дети повторяют 5—6 раз).

— А это кто? (Показ на картинку с изображением петуха.Как он кричит? Он громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). У петуха курицы есть детеныши. Как их зовут? (Ответы детей.) Как пищат цыплята? (Ответы детей.)

Занятие 22

Программное содержание. Развивать голосовой аппарат, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. По одному ватному шарику на ребенка.

Д/упражнение с заданиями

Воспитатель. Вышли дети на прогулку (дети ходят по группе). Стали они прыгать (прыгают), бегать (бегают), но пошел дождик: «Кап-кап, кап-кап» (дети с воспитателем медленно произносят звукосочетание).

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить.

Кап-кап-кап (дети вместе с воспитателем

произносят звукосочетание в быстром темпе).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем (дети имитируют,

что раскрывают зонт).

Произносятся звукосочетания сначала быстро, затем все медленнее и медленнее (воспитатель дирижирует).

Занятие 23

Программное содержание: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Д/игра «Забей гвоздик молоточком»

Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторят звукосочетание 5-6 раз).

        Давайте забьем гвоздь большим молотком…

        Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком…

        Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Занятие 24

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф: на каждого ребенка по одному ватному шарику: на каждый стол  по два кубика.

Д/игра «Научим зайку правильно говорить»

Воспитатель. У меня на фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.

        После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

        Воспитатель. Молодцы, научили зайку правильно говорить.

Март

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-мамочка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик- я,

Вот и вся моя семья!

Загибать по очереди пальчики в кулак, начиная с большого.

Сжимать и разжимать кулак.

Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком».

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин-язычок.

Он удобно в доме лег.

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

 А после снова улыбаться.

Открыть рот, показать язычок.

Спрятать язычок в домик-рот.

Растянуть губы в «улыбочку».

Собрать губы в «трубочку».

Дыхательная гимнастика «Нюхаем цветочки».

Вдох через нос, на выдохе произносить «а-а-а».

Массаж и самомассаж «Игра с карандашами».

Предложить покатать карандаши между ладоней или по столу (сначала одной рукой, потом другой и вместе обеими руками).

Художественное слово.

Мамочка.

Много мам на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя.

Заучивание наизусть вместе с детьми.

Занятие 25

Программное содержание. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Д/игра «Лягушка и лягушата»

Воспитатель. Вы будете маленькими лягушатами, а  я мамой – лягушкой. Лягушка по дорожке скачет, вытянув ножки: «Ква-ква-ква», выходи – ка детвора: «Ква-ква-ква». (Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.) Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).

- Наловила я много вкусных мошек. Откройте пошире ротики – я вас покормлю… Наелись лягушата, громко заквакали…легли спать на листики…. Проснулись и заквакали.

Дети выполняют указанные действия. Игра повторяется.

Занятие 26

Программное содержание. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Материал. На каждого ребенка по одной картинке с изображением детенышей животных и птиц: цыпленка, щенка, котенка, поросенка, лягушонка, жеребенка, теленка, утенка, медвежонка, гусенка, птенчика, У воспитателя соответствующий набор взрослых животных и птиц.

Д/игра «Позови свою маму»

Воспитатель. Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок) Кто у цыпленка мама? (Курица) Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи») (Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.)

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Занятие 27

Программное содержание. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.

Д/игра «Идут животные»

Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежики.

Воспитатель. Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетания «Топ-топ-топ», повторят его 3-4 раза).

        - Идут медведи, они топают потише (дети повторят звукосочетание 3-4 раза немного потише).

        - Идут поросята, они топают еще тише…

        - Идут ежики, они топают очень тихо…

        - Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).

        Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется

Занятие 28

Программное содержание. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.

Материал. Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; на каждого ребенка по синему и красному кружку.

Д/игра «Будь внимательным»

Воспитатель. У меня разные картинки.

- Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок.

- Если я покажу игрушку, вы поднимите красный кружок и назовете игрушку.

Воспитатель показывает картинки (произвольно), а дети выполняют действия.

Апрель

Пальчиковая гимнастика «По грибы».

1,2,3,4,5.М ы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

А этот пальчик все съел

Оттого и потолстел.

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.

По очереди сгибают пальцы, начиная с мизинца в кулак. (Правая рука, затем левая рука).

Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком».

Язычок на спортплощадке

Занимается зарядкой.

Язычок теперь гимнаст

Закрутился вверх у нас.

А сейчас он развернулся,

Лег и в трубочку свернулся.

Рот открыт. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево

Рот открыт. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх, прижимая зубами.

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык.

Завернуть края языка внутрь.

Дыхательная гимнастика «Бабочки на цветочках».

Предложить детям подуть на бумажную бабочку. Вдох через нос, выдох через рот.

Массаж и самомассаж «Перчатки».

Поглаживание ладоней и пальцев рук.

«Надеваем и снимаем перчатки».

Художественное слово «Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

(И. Токмакова)

Заучивание наизусть вместе с детьми.

Занятие 29

Программное содержание. Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.

Материал. Картинки на фланели с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей; фланелеграф.

Д/Игра «Отгадай слово»

Воспитатель(выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе). Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно. Я скажу: «Лоша…», а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

 Упражнение с заданиями

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 22.

Занятие 30

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, артикуляционный  и голосовой аппарат детей.

Материал. Игрушечный мишка; картинка, изображающая кукушку.

Д/игра «Кукушка и дудочка»

Воспитатель. В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли с лес собирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

        Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды ( то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Занятие 31

Программное содержание: развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал: картинка с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; четыре кубика.

Д/игра «Кто в домике живет?»

В о с п и т а т е л ь (показывая картинку с изображением кошки). Кто это? (Ответы детей). Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). ( Показывает картинку с изображением котенка). А кто это? ( Ответы детей). Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). ( Показывает картинку с изображением собаки). Кто это? ( Ответы детей). Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Показывает картинку с изображением щенка). А кто это? (Ответы детей). Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза) и т.д.

Занятие 32

Программное содержание: развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат  детей.

Материал: кукла (желательно в белом халате и шапочке)

Д/игра «Лягушка и лягушата»

Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Май

Пальчиковая гимнастика «Прятки».

В  прятки пальчики играли  и  головки убирали.

Вот так, вот так и головки убирали.

Ритмичное сжимание и разжимание пальцев по очереди в кулак, начиная с мизинца (или с большого).

Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком».

В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь.

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он.

Улыбнулись нам подружки

Большеротые лягушки.

Зебры- резвые лошадки

Бойко скачут на площадке.

Открывать широко  и закрывать рот.

Тянуть губы «хоботком».

Широко улыбаться, тянуть губы.

Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу.

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Ветер, ветер, ты могуч

Ты гоняешь стаи туч…

У-У-У…

Длительно на выдохе произносить звук «У».

Менять силу голоса - «тихий ветер», «сильный ветер».

Массаж и самомассаж «Игры с грецкими орехами».

Предложить покатать орехи на ладони, затем на тыльной стороне руки.

Художественное слово «Одуванчик»

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца маленький портрет.

 (О. Высотская)

Заучивание наизусть вместе с детьми.

Занятие 33

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Колокольчик, большая и маленькая матрешка.

Д/ игра  «Поезд»

Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к матрешкам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» - отправление поезда; «У-у-у» - поезд гудит; «Чух-чух-чух» - поезд останавливается около стула, на котором стоит большая матрешка.

Воспитатель и дети здороваются с матрешкой, просят поехать с ними в детский сад. Матрешка присоединяется к детям. Поезд идет дальше.

На другой остановке детей ждет маленькая матрешка. С ней дети тоже здороваются и приглашают поехать с ними.

Когда поезд останавливается, матрешки предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом воспитатель говорит: «Матрешки устали хотят спать. Давайте им споем песенку: «Ааа-Ааа…» (дети имитируют, что укачивают матрешек). Матрешки уснули, а вы садитесь на стульчики».

Занятие 34

Программное содержание: развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал: на каждого ребенка шарик диаметром 2 см, сделанный из папиросной бумаги, на нитке длиной 10 см. 

Д/игра «Часы»

В о с п и т а т е л ь. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик- так», как бьют часы:«Бом-бом…».Чтобы они ходили, нужно их завести:«Тик-так…».                                                                                                                     - Давайте заведем большие часы( дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).                                           -Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Игра повторяется 2 раза.

Занятие 35

Программное содержание:  развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.

   Материал: по одной пушинке на ребенка.

Д/игра «Покормим птенчиков»

В о с п и т а т ел ь. Я- мама- птица, а вы-мой детки- птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», - и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание). -Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. (Дети произносят: «Пи-пи-пи»).                                                                                                                                          Прилетела мама и начала кормить своих деток ( дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек ( воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат.

Игра повторяется 2-3 раза.

Занятие 36

Программное содержание:  развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Материал: для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3х1см).

Д/упражнение «Подуем на пушинку»

Дети встают в круг, воспитатель раздаёт им пушинки. Предлагает подуть на них, произнеся: «Фу-у-у», - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. Упражнение повторяется 5-6 раз.

Занятие

Программное содержание:  развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Закрепление упражнений, разучиваемых в течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики у дошкольников c ОНР подготовительной к школе группы

Данное перспективное планирование по развитию мелкой моторики было разработано для детей подготовительной группы с ОНР. Основой перспективного планирования является тематический подход, обеспечивающий...

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики

план на год по развитию мелкой моторике рук детей младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики у дошкольников старшей группы

Основой перспективного планирования по развитию мелкой моторики является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, многократное повторение, что позволяет организовать у...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики «Умелые пальчики»

Перспективное планирование  по развитию мелкой моторики«Умелые  пальчики»...