Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Слава хлебу на столе!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Артюхина Ирина Александровна

 

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о выращивании зерновых культур, обогащения знания о хлебе и его изготовлении.

Обучающие задачи:

ü Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.

ü Закрепить знания о видах зерна, хлеба (словообразование).

ü Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.

Развивающие задачи:

ü Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.

ü Способствовать формированию логического мышления, развитию речи.

Воспитательные задачи:

ü Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_starshey_gruppe_slava_hlebu_na_stole.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Слава хлебу на столе!»

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о выращивании зерновых культур, обогащения знания о хлебе и его изготовлении.

Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
  • Закрепить знания о видах зерна, хлеба (словообразование).
  • Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.

Развивающие задачи:

  • Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
  • Способствовать формированию логического мышления, развитию речи.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Предварительная работа:

• Беседа о труде хлеборобов.

• Экскурсия на кухню.

• Чтение художественной литературы: «Лёгкий хлеб» белорусская народная сказка; М. Пришвин «Лисичкин хлеб»; «Колосок» украинская народная сказка; «Руки человека» Я. Дягутите, Л. Кон «Как хлеб растет». Чтение пословиц, народных примет, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

• Рассматривание иллюстраций, репродукций И. Шишкина «Рожь», С. А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Методические приемы:

• Практические: лепка булочек.

• Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций.

• Словесные: рассказ воспитателя, вопросы, беседа, чтение стихов, пословиц, отгадывание загадок.

•Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество».

Оборудование: наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки выращивали хлеб»; картинки о труде хлеборобов в наше время; каравай хлеба, набор картинок «Сельскохозяйственные машины», репродукция Шишкина «Рожь»; С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые»; соленое тесто, салфетки, стеки, доски.

Ход НОД

Воспитатель читает стихотворение:

Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотой.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

С. Погореловский

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень. Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова, говорят в народе. Есть поговорка: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Хлебом солью встречали дорогих гостей. Разделить хлеб – признать человека другом.

На столе у воспитателя накрытый полотенцем каравай хлеба.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня на столе

Ответы детей

Воспитатель: Да, каравай хлеба. Какой он пышный, красивый. А как вкусно пахнет! Издавна в народе хлеб звали уважительно и ласково «Хлебушко», «Батюшко». А как вы думаете почему?

(Ответы детей)

Да ребята потому, что в него вложено много человеческого труда. Давайте поиграем в игру «Скажи иначе».

Хлеб по запаху – пахучий, аппетитный, душистый, ароматный

Хлеб на ощупь – свежий, мягкий, пышный, черствый, горячий, воздушный.

Хлебопек – пекарь, булочник, кондитер.

Выпекать хлеб – печь, готовить.

Молодцы, ребята!

Ребенок читает стихотворение «Слава хлебу»

Есть пословицы в народе –

«Хлеб на стол и стол – престол».

Хлеб не легкий путь проходит,

Чтоб попасть тебе на стол.

Он рождается в бороздках

Посмотри-ка на поля –

Ведь земля – земля не просто,

А кормилица земля!

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда:

Теплоту родного неба

Привкус доброго труда.

Кто же скажет ребята, кто потрудился, чтобы получился вот такой каравай? 

Дети: хлеборобы.

Воспитатель: А что они делали?

Дети: Для посева нужны семена, их надо сохранить до весны, починить технику, готовить землю для посева вспахать, заборонить, а потом уже сеять семена; за появившимися всходами, тоже надо ухаживать, пропалывать сорняки, удобрять землю, поливать.

Рассмотреть картинки, как трактор пашет землю «Вспашка».

Игра «Разложи в правильном порядке»

1) Пахота, сев, хлеба зреют, жатва, обмалывают, помол зерна.

2) Зерно, росток, растение, образуется колосок, созревание зерна в колос.

Ребенок читает стихотворение:

Да не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Загадки о злаковых культурах:

1) В поле дружно колоситься золотистая (пшеница)

2) Черный хлебушек хорош, нам его подарит (рожь)

3) Желтые початки, полны зерен сладких (кукуруза)

4) Вот метелка, в ней зерно – золотистое (пшено)

Воспитатель: Какие злаки сеют в нашей местности, для получения хлеба? (Рожь, пшеница)

Очень часто рожь называют житом – от слова «жить». Потому что без хлеба жить трудно. Не, даром на Руси в старину землю называли «матушкой», а хлеб – «батюшкой».

Какие еще зерновые культуры вы знаете?

Дети: овес, ячмень, кукуруза, рис, просо, гречиха.

Дети рассматривают гербарий – зерновые культуры нашей местности.

Физкультминутка «В землю зернышко попало»

В землю зернышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (поднимают руки над головой)

Дождик землю поливал

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся (2 раза)

Воспитатель: Кто же ребята трудился, чтобы вырастить и собрать урожай?

Дети: хлеборобы, комбайнеры, трактористы, агрономы, водители автомобилей.

Воспитатель: А куда везут? (проветривают, просушивают, очищают от мусора). А с тока, куда везут зерно? (в зернохранилище – на элеватор). А с элеватора? (на мельницу). Для чего? (там из зерна получают муку). Как называется мука, полученная из пшеницы, овса, ржи, риса, кукурузы (пшеничная, овсяная, ржаная, рисовая, кукурузная).

Из разных зерновых культур получается разная мука.

Вот, например, для жителей Азии и Африки главным продуктом является кукурузная мука. Из нее пекут кукурузные лепешки, это основной хлеб для них.

А, что мы с вами употребляем из кукурузных зерен и муки? (Кукурузные палочки, варим початки кукурузы, кашу).

А что можно приготовить из овсяной муки? (Очень вкусные и полезные овсяные печенья, блины, лепешки, варить кисели, овсяное пюре). Продукты из овса вкусны и полезны.

Как вы думаете, из какой муки пекут хлеб? (из пшеничной и ржаной). Где выпекают? (на хлебозаводе или пекарне).

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

И. Токмакова

Тесто замесим мы, (дети сжимают и разглаживают кулачки).

Сахар не забыли мы (имитируют посыпание).

Пироги пшеничные (соединяют ладоши вместе).

В печку посадили мы (вытягивают руки вперед вверх ладонями).

Мы печем пшеничные

Пироги отличные (имитируют лепку пирожков).

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные? (поднимают и опускают плечи)

Папа, мама, брат, сестра,

Пес лохматый со двора (считают пальчики)

И другие все кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся,

Воробьям достанутся.

Воспитатель: Ребята, а что делают из муки? (хлеб, батоны, булочки, печенье, пряники, пирожки, лапшу, макароны оладьи, блины и т. д.).

Русские люди всегда с уважением относились к хлебу, и нам ему до земли поклониться хочется. С хлебом надо обращаться аккуратно, он сопровождает человека от рождения до глубокой старости. Каждый из нас не должен забывать: хлеб на столе – это ни с чем не сравнимое благо. К хлебу в старину относились свято. Поэтому крошки никогда не выбрасывали, а даже крошки трудом, поэтому, его надо беречь.

Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе:

Худ обед, коли хлеба нет.

Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска – и престол доска.

Хлеб да вода – молодецкая еда.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Пот по спине, так и хлеб на столе.

Много снега – много хлеба.

Ребенок читает стихотворение о хлебе:

Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома, всему он голова!

Крепкою державой

Звали его в старь.

Хлебушек по праву

В государстве – царь!

В заключении, детям предлагается побыть пекарями и вылепить из теста пирожки и булочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для старшей группы "Откуда к нам хлеб пришел?"

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье»....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе « Хлеб - всему голова» с использование ИКТ.

Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Откуда хлеб пришёл"

Занятие содержит интересные приемы по всем образовательным областям позволяющие в легкой и доступной форме дать детям знания хлебе....

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Как хлеб на стол приходит»

Расширение знаний детей о хлебе. Привитие уважения к хлебу и людям, вырастившим его. Формирование у детей представления о ценности хлеба....

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект в старшей группе «СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ!»

Цель проекта: создавать условия для формирования уважительного, ценностного и бережного отношения детей к хлебу».Задачи проекта:1. Собрать интересную информацию о хлебе: из книг, наглядно-...

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект в старшей группе «СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ!»

Актуальность проекта. На Руси хлеб считался главным богатством. К хлебу русский народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. Хлеб – это продукт человеческого т...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию « Откуда хлеб берётся» для старшего возраста. с использованием инструментов ТРиЗ (синквейн, системный оператор,морфологический ящик).

Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность.Тема образовательной деятельности: "Откуда хлеб берётся".Цель:  формировать у детей представление о ценности хлеба, получение кото...