Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы. Тема: «Дифференциация звуков [с] и [ц]».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Зайцева Ольга Владимировна

Материал представляет собой конспект по образовательной области "Речевое развитие" с учетом интеграции других образовательных областей для детей 5 - 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД развитие речи средняя группа232.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №31

г. Яровое Алтайского края

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 для детей средней группы.

Тема: «Дифференциация звуков [с] и [ц]».

D:\фото 7гр откр занят\Откр. зан\20160209_093228.jpg

 Составила: Зайцева О.В.

воспитатель

 2016-2017 г.

Конспект по образовательной области «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная

Задачи:

Образовательные задачи:

- продолжать учить правильному произношению свистящих звуков (С-Ц) в слогах, предложениях;

- учить определять позицию звука в слове;

- закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

 Развивающие задачи:

- развивать умение детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками, повторить артикуляцию этих звуков;

-развивать внимание, мышление, связную речь;

-развивать двигательную координацию.

Воспитательные задачи:

-совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи;

-формирование интереса к занятию.

Предварительная работа: 

- произношение звуков  [с] и [ц];

- дидактические упражнения на восприятие звуков различными анализаторами;

-развитие моторики артикуляционного аппарата;

-отгадывание загадок;

- рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.

Возраст детей: средняя группа  (4-5 лет).

Материал и оборудование.

Демонстрационный:

Раздаточный:

Мольберт, игрушка слоненка и лягушонка, иллюстрации артикуляционной гимнастики «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка - трубочка», картинка с изображением цапли, предметы (огурец, яйцо, стул, перец, курица, мотоцикл),  запись игровой гимнастики «Лягушачья гимнастика»

Зеркальце на каждого ребенка, разнос в ватными шариками, угощение для детей

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент.

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

 

Дети выполняют действия в соответствии с текстом

Дети садятся на стулья

Ответы детей

Дети выполняют упражнения артикуляционной гимнастики

(5-6 раза)

Воспитатель предлагает детям встать в круг:

«Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

- Ребята, а вы хотите научиться красиво говорить?

- Но бывает, что губки не всегда бывают послушными, поэтому я хочу вам предложить научиться  управлять губами вместе с лягушонком Квакой.

1. Упражнение «Лягушонок улыбается»

Квака любит улыбаться, -

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Воспитатель предлагает детям взять зеркало и улыбаться вместе с Квакой

«Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются.

А глаза у них, как блюдца».

2. Упражнение «Трубочка»

 

«Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи».

Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

3. Упражнение «Улыбка-трубочка»

«Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Видишь - хобот у меня.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка всё опять».

Воспитатель дает пояснения: при выполнении задания не должно быть движений нижней челюсти, двигаются только губы.

- Молодцы ребята!

- Ребята, У лягушонка и слоненка не получается произносить некоторые звуки давайте покажем, как мы учимся их произносить.

 

Игрушка лягушонка, слона; иллюстрации артикуляционной гимнастики.

Предложить детям зеркальце

Пояснения: «улыбка» нужна для правильного произнесения свистящих звуков

[с], [з], [ц]

- широко разводим уголки губ, в начале губы сжаты, затем обнажив сжатые зубы

Воспитатель показывает игрушку слона.

Пояснения:

-вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд, возвращаем губы в спокойное положение

Показ воспитателя

- разводим уголки губ в стороны, задерживаем в таком положении на 2-3 сек.; вытягиваем губы вперед, задерживаем на такое же время. зубы при выполнении упражнения сжаты.

Поощрение, индивидуальная оценка

Основная часть

Повторение и систематизация приобретенных детьми знаний под руководством воспитателя.

Ответы детей

(слово «Сашенька» начинается со звука [с])

Ответы детей

Звукоподражание

Дети выполняют задание

Дети повторяют действия за воспитателем

Ответы детей

Ответы детей

(цапля)

Ответы детей

(слово «цапля» начинается со звука [ц])

Индивидуальные ответы детей

Дети выполняют задание

Дети выполняют задание вместе, затем индивидуально

Ответы детей (чистоговорка со звуком [с])

Дети произносят все вместе, затем подгруппой и индивидуально, громко, тихо.

Ответы детей (чистоговорка со звуком [ц])

Дети выполняют движения, стоя в соответствии с текстом

- руки вверх, качаются

- топают ногами

- опускаются на корточки

- показывают, как идет снег

- плавные движения руками- вправо и влево)

- плавные движения - вверх и вниз

- кружатся

- руки вверх-вниз

- присесть

- обнять колени

Дети садятся на стулья

Дети выполняют задание

Ответы детей

Индивидуальные ответы детей

Хоровые ответы детей

По одному, хором, быстро, медленно

- Ребята, скажите, как называется наш детский сад?

- С какого звука начинается  слово «Сашенька»?

- А теперь произнесите звук [с] протяжно. На что похоже?

- На звук сдувающего шарика [С-С- С-с-с-с] или на песенку воды. Давайте покажем: сначала нужно немножко улыбнуться, язычок становится тонким и широким, кончик языка прижимается к нижним зубам; вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук [с].

- Давайте послушаем, как песня воды получается у Алины…

Игры для развития речевого дыхания:

«Снегопад»: предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони;

«Согрей ладошки»: вдох - на выдохе произнести «ха-ха ха».

Д: 3 раза

- Какой получается ветерок: теплый или холодный?

- Молодцы, ребята!

- А теперь послушайте загадку:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат.

- С какого звука начинается слово «цапля»?

- Попробуйте громко произнести звук [ц]… На что похож этот звук?

 - На стрекотание кузнечика.

- Давайте все пострекочем, как кузнечики.

- Придумайте слова, в которых есть

звук [ц].

- Принесите игрушки, в названии которых слышится звук [ц].

- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками [с] и  [ц]

«Са-са-са - в лесу живет лиса.

- С каким звуком чистоговорка?

 

«Цо-цо-цо - снесла курица яйцо»

- С каким звуком чистоговорка?

Воспитатель предлагает детям выполнить физминутку

Физминутка «Снежок»

«Посмотри, как блестит

  Под ногами хрустит

  Беленький снежок,

  Лёгкий, как пушок

  Дует, дует ветерок

  И летит, летит снежок

  Закружился, заблестел

  Над поляной полетел

  А потом на землю пал

  И весной растаял».

Воспитатель предлагает детям  игру «Будь внимателен!»

- Ребята, будьте очень внимательны.

Я буду говорить разные слова, в которых слышится и звук [с] и звук  [ц], а вы слушайте внимательно и постарайтесь узнать эти звуки в словах. Но при этом, на звук [с] - хлопают в ладоши девочки, на звук [ц] - топают ногами мальчики.

(собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

-Молодцы ребята!

- Ребята, а в слове слон , где находится звук [с], в начале слова или в конце?

- А в слове заяц?

Игра «Продолжи предложение»

- Ребята, сейчас я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук [с] или звук  [ц]. Вы доскажите его сами.

К нам в оконце светит…солнце.

Слышу, лиса, про твои… чудеса.

На болоте живет длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре … колеса

- Молодцы ребята!

Воспитатель предлагает послушать и повторить скороговорки:

Из соседнего колодца целый день водица льётся

Скворцы и синицы - веселые птицы

- Молодцы!

Физминутка

«Лягушачья гимнастика»

Побуждать детей отвечать предложением

Работа по звукопроизноше-

нию

Индивидуальная работа с детьми (4-5 детей)

Ватные шарики

Указания: воздух набирать через нос, плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, щеки не надувать

Картинка с изображением цапли

Побуждать детей произносить звуки

Помощь при затруднении детей с ответом (огурец, яйцо, перец, курица, мотоцикл, цветок, кольцо)

Детям, которые нечетко произносят

звук [ц], можно предложить проговаривать звуки [т], [с] сначала медленно, потом быстро, на одном выдохе, слитно

Общая и индивидуальная оценка

Воспитатель дает указания: спина прямая, ноги вместе, руки на коленях

Упражнение на внимание (развитие фонематического слуха)

Дифференциация звуков [с] и [ц]

Похвала, общая и индивидуальная оценка

Общая и индивидуальная оценка

Активизация словаря: скворцы, синицы

Звучит игровая гимнастика (музыка Туманян Е., слова Викторова В.)

 Заключительная часть

Ответы детей

 Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем сегодня занимались.

- О каких звуках мы сегодня говорили?

- Какие игры вам понравились и больше всего запомнились?

- Какие скороговорки и чистоговорки вы запомнили?

  - Молодцы ребята! Мы сегодня хорошо потрудились над произношением звуков и лягушонок со слоненком хотят вас угостить.

Рефлексия

Вопросы к детям

Положительная и индивидуальная оценка

Мешочек с угощением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области «Художественное творчество» (рисование нетрадиционными способами) по теме «Ребята в гостях у медвежат»

конспект непосредственной образовательной области "Художественное творчество" рисование нетрадиционными способами (метод тычка)  в средней группе детского сада по теме "Ребята в гостях у медвежат...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы. Тема: «В мире насекомых»

Задачи Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.Развивающие:...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «В гости к зайчатам»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей средней группыТема: «В гости к зайчатам» Цель: создание условий для усвоения детьми понятий о дифференциации предметов ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЕ НИТОЧКИ»

   Нити и ткани, изготовленные из них – великое изобретение человека. Мы не представляем себе жизнь без теплой и удобной  одежды, без тканей создающих уют в доме. С раннего...

Конспект непосредственно образовательной деятельности индивидуального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков С- Ш» в подготовительной группе

Образовательные области: звукопроизношение, речевое развитиеИнтеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речев...