2022.Конспект непосредственно образовательной деятельности индивидуального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков Р-Л» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тюрина Оксана Владимировна

Конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_logoped_2022.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга", ул. Дружбы 33

Кулундинского района Алтайского края

Конспект непосредственно образовательной деятельности  

индивидуального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков Р-Л»

 в подготовительной к школе группе

        Учитель-логопед:

Тюрина Оксана Владимировна

Кулунда, 2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Образовательные области: звукопроизношение, речевое развитие 

Интеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» 

«Речевое развитие»

Тема занятия: Дифференциация звуков Р-Л

Вид занятия: коррекционно-развивающее занятие

Возрастная группа: подготовительная группа

Формы образовательной деятельности: индивидуальная

Цель: уточнение произношения и различения звуков Р-Л

Задачи

Коррекционно - образовательные: 

- вырабатывать навык четкого произношения звуков Р, Л

- закреплять умение различать звуки Р-Л на слух и в произношении, в слогах, словах, фразах

-учить определять позицию звука в слове

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать желание заниматься

- формировать положительные установки на участие в занятии, усидчивость, умение слушать

Коррекционно-развивающие: 

- развивать фонематический слух

-развивать дыхательный аппарат

- развивать мышление, восприятие

-развивать общую, мелкую моторику

Планируемый результат:

- осуществляют слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам

Оборудование: картинки, в названии которых слышатся звуки [р] - [л]: фигурки девочек, песочный бассейн, коктейльная трубочка, камешки разноцветные, предметные картинки – звук [Р-Л], опорная графическая таблица для уточнения артикуляционных укладов для звуков [Р-Л], карточка 1 «Кнопочки», карточка. Картинки для д/и «Башенки», бубен, картинки артикуляционных упражнений,

Содержание НОД:

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечания

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.Организационный этап

Мотивационный этап

Эмоциональный настрой.

Введение в тему занятия.

  1. Артикуляционная гимнастика

развитие артикуляционной моторики.

  1. Дыхательная гимнастика

Развитие дыхания, воздушной струи

- Здравствуй, я рада тебя видеть. У меня есть приглашение посетить замок Звукоград, но какие звуки там живут, ты должна догадаться.

Давай споём песенку автомобиля: «Р-р-р-р».

Споем песенку самолёта: «Л-л-л-л»

 Ты догадалась, нас пригласили в гости звуки [Р] - [Л]. Ещё совсем недавно эти звуки капризничали и не хотели правильно звучать в вашей речи. Но ты потрудилась, и теперь правильно произносишь [Р] - [Л] и не путаешь их в словах. Звуки [Р]- [Л] приглашают к себе в гости, но для этого необходимо выполнить задания, которые размещены на карточках-кружочках.

-Первое задание находится на красном кружочке.

Артикуляционная тропинка»

Перед тобой   тропинка, но не простая, а артикуляционная. Необходимо пройти по дорожке и изобразить встречаемые на пути предметы с помощью артикуляционных упражнений:

«Улыбка»

«Лопата»

«Парус»

«Качели»

«Вкусное варенье»

«Лошадка»

«Грибок»

- Молодец! Второе задание находится на жёлтом кружочке.

Развитие дыхания. Работа в песочном бассейне. 

- Возьми трубочку подуй рядом с камешком и назови предмет, который ты увидишь. Сначала найди картинки, которые рядом с розовыми камешками и назови изображенные предметы. Что у них общего? (Звук Р). Теперь найди картинки рядом с голубыми камешками, назови их. Что у них общего? (Звук Л). Ты догадалась с какими звуками мы будем играть? Мы поиграем с тобой со звуками [Л-Р]. А помогать нам будут добрые девочки Лычалочка и Рычалочка, которые живут в Звукограде.

Давай попробуем произнести любимый звук Рычалочки. Проведи пальчиком по дорожке и произноси звук [Р-Р-Р]. О чём попросила Рычалочка свои губки, зубки, язычок? (уточнение артикуляционного уклада, графическая таблица). Проведи пальчиком по дорожке и произнеси звук [Л-Л-Л]. О чем попросила Лычалочка свои губки, зубки, язычок? (уточнение артикуляционного уклада, графическая таблица).

У Рычалочки и Лычалочки есть много заданий и игр, ну что, ты готова  поиграть?

Ответ ребенка

Ребенок, сидя перед зеркалом , под счет выполняет упражнения.  

Ребенок, набирает вдох через нос, и резко выдыхает в трубочку. Находит картинки

Проводит пальцем по звуковым дорожкам.

Эмоциональный настрой. Введение в тему занятия.

  1. Основной этап.

1.Сообщение темы занятия

Актуализация знаний. Открытие новых знаний. Выполнение действий по поставленным задачам.

3.Упражнение «Кнопочки»

развитие произносительных умений, межполушарного взаимодействия.

  1. Игра «Замени звук»

Развитие синтеза слов

  1. Дидактическая игра «Башенки»

развитие фонематического слуха, межполушарного взаимодействия, зрительного контроля

  1. Физкультминутка «Внимательные ушки»

Развитие фонематического восприятия

  1. Задание «Повтори правильно»

  1. Упражнение «Бубен»

развитие ритма, произносительных умений.

- Итак, сегодня мы будем закреплять умение, различать звуки [р] - [л] на слух и учиться правильно их произносить.

- Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [л]?

-А при произнесении звука [р]?

- Каждое утро Лычалочка и Рычалочка играют с пальчиками. Нажимай на кнопочки пальцем правой и левой руки и произноси слоги. Слоги: ла, ра, ло, ро, лу, ру.

- А теперь внимательно послушай слова, и замени звук р на звук л. И произнеси слова правильно.

- Каждый житель в городе звуков строит башенки из любимых слов. Вот и Рычалочка с Лычалочкой строят башенки из слов со звуками Л -Р. Поможем им? Называй слова с их любимыми звуками, каждое слово -кирпичик (работа с картинками). Правой рукой строишь башенку из слов в которых есть звук Р, а левой из слов в которых есть звук Л.

- Повернись ко мне спиной. Я буду называть слова. Если ты услышишь слово со звуком Л, соедини ладони над головой. Если услышишь слово со звуком Р, сожми кулачки. Если ни Р, ни Л ты не услышишь хлопни над головой. (Слова- роза, ложки, гроза, окно, иголка, виноград, шкаф, лак, доска, пенал, гроза, салат, книга, колобок, ромашка, плот).

- Необходимо повторить предложения и ответить на вопросы правильно, фразой.

   Родион отдыхал на летних каникулах на реке Волге. (Кто отдыхал на Волге? Когда отдыхал на Волге Родион? Что делал Родион на Волге? Где отдыхал на каникулах Родион?)

   Макар ловил в пруду рыбу. (Кто ловил в пруду рыбу? Что делал Макар? Где ловил рыбу Макар? Что ловил в пруду Макар?)

   Володя поливал в саду розы, ромашки, ландыши.

(Кто поливал в саду розы, ромашки, ландыши? Что делал в саду Володя? Что поливал в саду Володя?)  

- Давай произнесём это предложение под удары бубна (лексический материал- Лора куколку качала ла ра ла. Кукла всё не засыпала ра ла ра). Молодец, ты получаешь ещё одну картинку от Лычалочки и Рычалочки (картинка – ранец). Заполни поле.

Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в основания верхних зубов. Звук звонкий, согласный

-Губы растянуты, зубы на расстоянии, язычок вибрирует за верхними зубами. Звук звонкий, согласный

Ребенок нажимает на кнопочки и произносит слоги. Контролирует произношение  

Ребенок слушает внимательно задание, и выполняет

Ребенок называет картинку, и выкладывает нужной рукой башню.

Ребенок поворачивается спиной к логопеду, и внимательно слушает слова. Выполняет движения в соответствии с заданием

        Ребенок повторяет

Ребенок под ритм, повторяет фразы

Направлено на закрепление представления образа звука.

  1. Итог занятия

Итог занятия.

Систематизация знаний.

8. Подведение итогов

-Тебе понравилось наше путешествие? О чем мы сегодня с тобой говорили? Что делали?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Ты молодцы! У тебя все получилось!

Ответ ребенка

Закрепление полученных знаний, умение делать вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»

Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа.

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа....

Конспект непосредственно образовательной деятельности индивидуального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков С- Ш» в подготовительной группе

Образовательные области: звукопроизношение, речевое развитиеИнтеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речев...