программа по развитию речи на бурятском языке "Хонхохон"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Намсараева Алена Игоревна

Над программой работаю третий год, целью программы является изучение и сохранение бурятского языка через театрализованную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon воспитательная работа146 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

детский сад «Хараасгай»             

___________/Чимитова Т.Б. /                       «___»_______________2020 г.

Программа кружка по театрализованной деятельности на бурятском языке

«Хонхохон»

МБДОУ  детский сад «Хараасгай»

на 2020 – 2021 учебный год.

 

                                                                                                             

Воспитатель: Намсараева А.И.

с.Нижняя Иволга

Паспорт программы

Срок реализации: 1 год

Количество часов в неделю: 1 час

Возрастная группа:  старшая

Цель: - развитие речи и сохранение бурятского языка посредством театрализованной деятельности

           

Ожидаемые результаты:

           - знание домашних и диких животных на бурятском языке;

           - знание частей тела на бурятском языке;

           - знание цвета и величины на бурятском языке;

           - развитие сценических качеств;

Материально – техническое обеспечение:

           -    все виды театров;

           -    ширма;

           -    сцена;

            -    уголок бурятского быта (предметы быта, утварь, и т.д.);

           -    национальная одежда как для взрослых, так и для детей;

Методическое обеспечение:

          -    детская художественная литература;

          -    картины, иллюстрации:

          -   папки- передвижки с различной тематикой;

          -   календарь «Литэ» (12 животных);

          -   газета «Толон»

           

Пояснительная записка

            Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

            Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей на бурятском языке?

            Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

 В своей работе, решая задачу развития речи на бурятском языке детей среднего дошкольного возраста через театральную деятельность, мы используем все вида театров: кукольный, пальчиковый, теневой и драматический. Драматический театр существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых:

 а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли;

 б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.

     Театрализованная деятельность в группе организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занимательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

     Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, я  имею в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

 

Цель:

     Создание условий, способствующих развитию речи на бурятском языке детей среднего  дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

 

Задачи работы:

                    Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

        Обогащать словарь детей на бурятском языке, активизировать его;

        Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;

        Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

        Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

        Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

        Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

 Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

     Программа охватывает детей старшей группы. Количество занятий в неделю – 1 раз, продолжительность занятий  25 минут.  

     

Учебный план

 №

 

Наименование образовательных услуг

Кол-во часов

кол-во обучающихся

возраст

обучающихся

в неделю

Всего групп

1.

«Хонхохон»

один раз в  неделю

1

25

6-7 лет

Итого:

1

25

Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов, в том числе

теоретических

практических

1.

Знакомство с домашними животными

2

1

1.1. Знакомство  домашними животными

1

1.2. Распределение ролей

1

1.3. Постановка сказки «Репкэ»

1

2.

Знакомство с дикими животными

2

1

2.1. Знакомство с  дикими животными

1

2.2. Распределение ролей

1

2.3  Постановка сказки «Гэрхэн»

1

3.

Знакомство с частями тела

2

1

3.1. Знакомство с частями тела

1

3.2. Распределение ролей

1

3.3. Постановка сказки «Улаан Малгайхан»

1

4.

Знакомство с цветами

2

1

4.1. Знакомство с цветами

1

4.2. Распределение ролей

1

4.3. Постановка сказки «Гурбан поршоонхо

1

5.

Знакомство с семьей

2

1

5.1.Знакомство с семьей

1

5.2. Распределение ролей

1

5.3. Постановка сказки «Минии эбтэй булэ

1

6

Знакомство с 12 символами года

2

1

6.1.Знакомство с 12 символами года

1

6.2. Распределение ролей

1

6.3. Постановка сказки «12 жэл»

1

7

Знакомство с одеждой

2

1

7.1 Знакомство с одеждой

1

7.2 Распределение ролей

1

7.3 Постановка сказки «hалан hама»

1

8

Знакомство с действиями

2

1

8.1 Знакомство с действиями

1

8.2. Распределение ролей

1

8.3 Постановка сказки «Балма Баабгай хоер»

1

9

Итоговое театрализованное представление

7

9.1 Сказка «Репкэ»

1

9.2 Сказка «Гэрхэн»

1

9.3 Сказка «Улаан малгайхан»

1

9.4 Сказка «Гурбан поршоонхо»

1

9.5 Сказка «Минии эбтэй булэ»

1

9.6 Сказка «hалан hама»

1

9.7. Сказка «Балма Баабгай хоер»

1

Итого

16

14

Список литературы

  1. « Программы бурятского языка» Д.Д. Могоевой
  2.  «Одон» журнал
  3.  «Толон» газета
  4. Ошоров Д.Д,.Батоев Б.Б, Могоева  Д.Д.  Табан хурган .- Улан – Удэ, 1985  
  5. Протасова Е.Ю. Дошкольный возраст: современные методы
    обучения второму языку//Дошкольное воспитание. 2003. -№ 3. С. 72-74.
  6. Тумурова С.Ю.Игры и забавы бурят.-  Чита: РИЦ Мысль 2001.
  7. Харташкина Р.Х. Взаимодействие русского и бурятского языков в области лексики – Иркутск, 1969
  8. Шэгшуудэй - Улан – Удэ: Бэлиг, 2004
  9. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.–М.: Академия, 1999.
  10. Будаев Ц.Б. Бурятские народные сказки. Волшебно-фантастические. Улан-Удэ:Бурятское книжное издательство, 1973
  11. Дондокова, Ц-Д.Д , Бадмаев И-Б.Б.,.Табхаев  Л.Д Барбаадай-  Улан – Удэ,  1987
  12. Ермолаев Ю.А., Ермолаева Ю.Ю., Винникова Е.Е., Счастная О.Э. Народные подвижные игры. - М., 1990.
  13. Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей /Сост. Л.Е. Стрельцова. –М.: Просвещение, 1992. -256с.
  14. «Амар мэндэ-э!»: Гэрхэн, Минии эбтэй булэ, Репкэ, Гурбан поршоонхо, hалан hама, Балма Баабгай хоер, Улаан малгайхан. – Улаан – Удэ: «Бэлиг», 2014.

                                                         

Ф.И.О

Дата рождения

Галсанова Баира Алексеевна

20.06.2013

Гапилова Дарья Сергеевна

31.05.2014

Гармажапова Янжима Биликтоевна

10.02.2014

Дамбаев Балдоржо Шойжинимаевич

16.07.2014

Дашапилов Баяр Чингисович

26.06.2014

Дашинимаев Аюр Алдарович

25.08.2014

Дашинимаева Адиса Тумэновна

25.08.2014

Курнев Ардан  Евгеньевич

08.09.2014

Ли Норжима Заяновна

25.03.2014

Опай-оол Аюна Шораановна

23.06.2015

Цыденова Нарана Батоевна

30.03.2014

Цынгажапова Дарима Белигтоевна

01.07.2014

Данзанов Баярто Мункоевич

31.08.2014

Цыбенов Тимур Владимирович

19.05.2014

Баторова Сарана Алдаровна

16.08.2015

Рымарева  Надежда Алексеевна

23.10.2014

Намсараева Лхамо Жамсарановна

18.01.2015

Ванкеев Баярто Гылыкович

01.04.2015

Надмитов Максар Саянович

10.10.2014

Цыренов Айдар Мунхэ-Жабович

17.02.2015

Боболоева Аяна Жаргаловна

23.01.2015

Бадмаева Адисса Баторовна

03.09.2014

Жагбаева Номина Дылгыровна

19.03.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Рабочая программа «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Грамотейка"

Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фо...

Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....