НОД Приобщение к художественной литературе. "Чтение стихов о поздней осени"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

БЫКОВА  ЛИЛИЯ  НИКОЛАЕВНА

Приобщение к художественной литературе. "Чтение стихов о поздней осени"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

                                            Вводная   часть (мотивация)

Для проведения упражнения используется «кубик настроений»,на гранях которого расположены изображения смайликов с разным настроением. Ребёнок здоровается, стараясь передать то настроение, которое соответствует картинке.

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга с разным настроением. Поможет нам в этом «кубик настроений». Какое приветствие вызвало у вас приятные чувства?

Дети приветствуют воспитателя и друг друга.

                                                       Основная        часть

(Звук ветра). Ребята, слышите какой сегодня сильный ветер. Утром пришла, открыла окно проветрить. Посмотрите, кто к нам залетел. Кто же это? (синичка).

-Ребята, синичка говорит, что она родилась летом, когда было вокруг всё зелёное, цвели цветы, было жарко, светило яркое солнце. А что происходит сейчас в природе, почему все изменилось вокруг. Листья на деревьях стали разноцветные, трава засыхает. Она ничего не поймет, и не знает, кто же ей сможет помочь рассказать об изменениях.

-Ребята, как же быть?

Ответы детей.

-  Надо рассказать синичке об изменениях в природе.

- Отгадаем загадку:

Листья с веток облетают.

Птицы к югу улетают.

"Что за время года"? – спросим.

Нам ответят: "Это… (осень).

Ответы детей: Осень.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы. Ребята, что мы с вами знаем об осени? Какие перемены она принесла в жизнь природы?

- Какая сегодня погода, ясная или пасмурная?

- Какое сегодня небо?

- Как изменились осенние краски по сравнению с летними? (летом листья зеленые, а осенью разноцветные).

- Что называют листопадом?

- В какую погоду листочков облетает больше?

- Какой первый месяц осени? (сентябрь)

- Какой второй месяц осени? (октябрь)

- А как называется третий месяц осени? (ноябрь)

- Сколько всего осенних месяцев?

"Ребята, мы с вами смотрели и решали, какие цвета, и цветовые оттенки характерны для осени.

Выяснили: «Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, темным, грустным и унылым».

Если день яркий, солнечный, то деревья полыхают желтизной. Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев, а небо голубое или синее-синее.

Ответы детей.

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Воспитатель: А еще, ребята осенью чаще дует ветер.

Дыхательная гимнастика: “Ветер”

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф.

И качает так листок — ф-ф-ф. Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок — ф-ф-ф. И качает так листок — ф-ф-ф.

Активный выдох.

Дети выполняют движение, согласно тексту.

Вот и сегодня ветер дует с самого утра. Я его встретила по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать» Давайте встанем в круг. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. (Добиваться полного ответа)

• Листья осенью (что делают) – листья осенью желтеют и опадают.

• Дождь осенью (что делает) – дождь осенью моросит, идет.

• Урожай осенью (что делают) – урожай осенью убирают.

• Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают в теплые края.

• Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.

• Звери осенью (что делают)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

• Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.

• В яркий солнечный день хочется на улицу (что делать) - чтобы поиграть с друзьями.

• "На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.

• Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем) – мы не выходим на прогулку.

• В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы погулять на улице.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Ответы детей.

Физминутка

Вот и осень наступила,

Посмотрите, как красиво, (повороты головы влево, вправо)

листья всюду шелестят (движения ногами)

и летят, летят, летят, (бег по кругу)

соберём с вами листочки, (наклоны вперед)

посидим мы на пенёчке, (приседание)

солнцу мило улыбнёмся, (улыбаемся)

вместе за руки возьмёмся, (берутся за руки)

побежим мы по дорожке,

поднимая выше ножки, (бег)

покружимся, (кружимся)

полетаем, (бег)

дружно все мы приседаем, (приседание)

вот и всё пора вставать,

нужно снова нам шагать! (ходьба)

Дети выполняют движение, согласно тексту.

  Чтение стихотворений

- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.

- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас!

Чтение стихотворения. Иван Бунин

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

-Как, Вы думаете, почему поэт пишет «Лес, точно терем расписной»?

- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как видели и чувствовали ее".

И прочитаю еще одно стихотворение:

-А. Майкова "Осенние листья по ветру кружат…". (Показываю портрет поэта)

- Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

- Ребята, какое стихотворение вам понравилось?                             

Ответы детей.

Заключительная часть VI. Рефлексия

- Ребята, что мы с вами сегодня делали?

- Составляли предложения.

- Играли.

- Слушали стихотворения об осени разных поэтов.

-Рассказали синичке об изменениях в природе.

- Молодцы ребята, вы все справились с заданиями.

Ответы детей.

                                                   

Конспект НОД___01.11._____2020г

Возрастная группа  средне – старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Домашние животные»

Тема НОД: «Чтение стихов о поздней осени»

Направление образования и развития  (образовательная деятельность) Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе.

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Задачи:

Образовательные: Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Активизировать словарь детей антонимами, прилагательными, количественными числительными.

Развивающие: развивать устную речь, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

Словарная работа(изучение новых слов) слова из стихотворений.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, чтение стихотворений.

Формы организации: игровые ситуации, физминутка, загадка, чтение стихотворений воспитателем, вопрос- ответ, беседа.

Оборудование: портреты поэтов, картины о поздней и ранней осени, сборник стихотворений.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени разных поэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по чтению художественной литературы "Чтение произведения В. Бакалдина «Стихи о хлебе».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе. Тема недели   &laq...

Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» в средней группе

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (Приобщение к Художественной литературе)Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова.Программное содержание: Ø Приучать...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи/восприятие худ.литературы «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи:Развивающие: развивать устную речь, умение наблюдать, анализировать, делать выв...