Главные вкладки

    Развитие речи. Мнемотехника.
    презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая группа)

    Васюченко Галина Валерьевна
    Мнемотехника, как средство развития памяти детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentatsiya_mnemotehnika2.ppt371.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: «Учим стихи, используя мнемотехнику» Подготовила : воспитатель Васюченко Г.В.

    Слайд 2

    “ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированными навыками построения связного высказывания. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, и поэтому для достижения хороших результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений , а также составление рассказов по картине.

    Слайд 3

    Проблема в речи детей : Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Недостаточный словарный запас. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    Слайд 4

    Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом. Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Мнемотаблицы - схемы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов .

    Слайд 5

    Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: Развитие связной речи; Развитие мелкой моторики рук; Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения; Формировать интерес к художественной литературе; Обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений; Знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей; Создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть; Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать выразительно стихи наизусть и понимать рассказанное.

    Слайд 6

    Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Слайд 7

    Как же работать с мнемотаблицей? Этап 1. Придумывание и зарисовка таблицы . Для этого каждому ребенку раздают лист с ячейками. Рассуждают по данной теме, выбирают основные моменты, придя к общему мнению зарисовывают в таблицу символы. Есть такие символы, которые используются всегда, для обозначения какого-либо действия. Этап 2. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 3. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 4. После перекодирования осуществляется воспроизведение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

    Слайд 8

    Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Через разучивание стихов дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.

    Слайд 9

    05.11.20 Многое в природе и жизни мы не можем повторно предлагать вниманию и наблюдению детей так часто, как бы мы хотели. В таких случаях роль картины огромна. Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. Выйдя с детьми на прогулку воздух в чудесный осенний день и заметив на небе «последнюю тучу рассеянной бури», как не обратить на нее внимание, и не прочесть детям восхитительного стихотворения А.Твардовского.

    Слайд 10

    05.11.20 Где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы. Например, гуляя с детьми весной и натолкнувшись на пробившийся из-под старого валежника цветок, можно рассмотреть его и тут же прочесть стишок: Из-под старого валежника, У сухого пня, Голубой глазок подснежника Смотрит на меня.

    Слайд 11

    Чем раньше учить детей разучивать стихи, рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений. 05.11.20

    Слайд 12

    05.11.20


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)       Методическое п...

    Развитие речи: Мнемотехника

    Мнемотехника для дошкольников...

    «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

    В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

    «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                      В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи (мнемотехника) в старшей группе

    Цель: Обобщать представления детей шестого года жизни о временах года, их последовательности...