ТЕМА: «Дидактическая игра как средство развития речи для детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Глазунова Светлана Леонидовна

Проблемы речи детей дошкольного возраста: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ

ТЕМА: «Дидактическая  игра  как средство развития речи для детей старшего дошкольного возраста»

Дата проведения : 20.10.2020

Место проведения: МБДОУ ДС КВ№39

Подготовила: Глазунова Светлана Леонидовна , воспитатель МБДОУ  ДС КВ №39 пгт. Ильский      

   

Слайд №1

Проблемы речи детей дошкольного возраста: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяют создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Слайд №2

Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации, и конечно развитие речи. Цель обучения мнемотехники -развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Слайд №3

В процессе работы над темой, возникла необходимость создания дидактических пособий, которые позволяют лучше усвоить детьми предложенный вариант. Одну из игр демонстрирую более подробно

 Серия игр «Мнемодорожки», «Покажу и расскажу», «Мнемотаблицы», «Расскажи стихи» , «Покажу и расскажу».

Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста через использование элементов мнемотехники.

Задачи:

  • обогащение словарного запаса детей;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • формирование навыков культуры речи;
  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • упражнение детей в пересказе, составлении рассказов, загадок, заучивании стихотворений;
  • обучение детей правильному звукопроизношению;
  • расширение кругозора.

Варианты игр:

Слайд №4

1.Игра «Мнемодорожки»

Ход игры : воспитатель показывает ребёнку  мнемокартинки и просит их назвать .

2. Игра  «Покажу и рассажу сказку»

Цель: рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу.

Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.

3. Игра «Мнемотаблица – расскажи..»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря; закрепление умения составлять описательные рассказы по мнемотаблице.

Ход игры: картинки служат своеобразным планом рассказа, что позволяет достаточно точно  передать сюжет, не сбиваясь от начала и до конца.

4. Игра «Расскажи стихи»

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память.

Ход игры: ребенок рассматривает мнемотаблицу , вспоминает содержание стихотворения, рассказывает его.

В результате реализации работы выявлено, что пересказы детей полностью передают содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Дети самостоятельно могут составить рассказ (рассказ-описание, рассказ-сравнение), у дошкольников наблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предмета, в передаче событий и связь между эпизодами и фрагментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Программа профессионально-личностного саморазвития на тему: «Театр - как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога.Методическая тема: «Театр - как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»....

Самообразование на тему " Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошк...

Самообразование: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста....

Самообразование на тему " Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошк...

План самообразования на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....