Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Степочкина Светлана Анатольевна

Цель: закрепление знаний детей о русских сказках.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять знания о истории возникновения русских сказок, об их содержании;
  • расширять представления о писателе В.Г. Сутееве;
  • учить узнавать сказку по загадкам;
  • закреплять названия русских сказок;
  • расширять словарный запас детей.

Развивающие:

  • развивать связную монологическую речь;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать произвольное внимание;
  • развивать зрительную и слуховую память;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русским сказкам;
  • формировать навык сотрудничества и доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_puteshestvie_po_skazkam_1.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Путешествие по сказкам»

Цель: закрепление знаний детей о русских сказках.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять знания о истории возникновения русских сказок, об их содержании;
  • расширять представления о писателе В.Г. Сутееве;
  • учить узнавать сказку по загадкам;
  • закреплять названия русских сказок;
  • расширять словарный запас детей.

Развивающие:

  • развивать связную монологическую речь;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать произвольное внимание;
  • развивать зрительную и слуховую память;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русским сказкам;
  • формировать навык сотрудничества и доброжелательности.

Использование современных технологий:

  • «ТРИЗ в детском саду»;
  • Приемы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, физминутка).

Оборудование: клубок, мешочек, мелодия «в гостях у сказки», конверты с пазлами «овощи» (свекла, капуста, морковь, репа, помидор, огурец, перец, лук, баклажан, кабачок, картофель, тыква, редис, репа), колосок, картина «хлебное поле», игрушки (петушок, лягушка, зайчик), осенние листики с загадками, мешочек с картинками (дятел, ворона, лиса, ёж, коза, крот, белка, медведь, корова, волк), книга и портрет В.Г. Сутеева, схемы к сказкам, раскраски, грибочки.

Ход занятия

Дети заходят под веселую музыку «В гостях у сказки», становятся в круг, взявшись за руки и приветствуют гостей.

Воспитатель: «Мы все за руки возьмемся

                        И друг другу улыбнемся.

                        Справа друг и слева друг,

                        Улыбнемся всем вокруг!»

От ваших улыбок в группе стало светлее.

«Много сказок есть на свете

Сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать

И конечно поиграть».

Ребята, а вы любите сказки? В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих малышей, взрослые стали для них придумывать сказки. Дети подрастали и своим деткам рассказывали, передавали из «уст в уста». А эти детки – своим детям.

Во многих    сказках есть различные предметы, обладающие волшебными свойствами: скатерть самобранка, волшебная палочка, сапоги – скороходы, волшебные фрукты и плоды, летающая ступа и т.д. Волшебные предметы помогают героям преодолеть трудности или препятствия. Волшебными свойствами наделяются самые обычные предметы быта, которыми все герои пользуются каждый день: ведра, печь, зеркало, клубок ниток.

У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке (открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, осенний ветерок размотал весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! Как вы думаете, почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!» (отправляются за клубочком в сказочное путешествие. Воспитатель кидает клубочек к рабочим столам, где лежат перевернутые пазлы «Овощи»).

Воспитатель: Ой, смотрите, клубочек прикатился в огород, где жарко-жарко, тихо-тихо, только пчёлки жужжат, да комарики пищат. Как вы думаете в какой мы сказке оказались?

Дети: в сказке «Пых».

Детям предлагается собрать пазлы разных овощей, разрезанные на 6 частей (дети собирают пазлы).

Вспомните и назовите какие овощи росли в огороде, в сказке «Пых». Поднимите руки, у кого из Вас эти овощи.

Дети: свекла, капуста, морковь, репа.

Воспитатель: Молодцы! Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (идут). Идем за клубочком, клубочек покатился и в поле очутился (на коврике лежит колосок). Посмотрите ребята, что это?

Дети: Колосок.

Воспитатель: Кто его потерял? Как вы думаете, в какую сказку мы попали?

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Я работаю легко!»

Дети: Этот колосок потерял петушок, а это значит, что мы с вами попали в сказку «Колосок».

Воспитатель: Посмотрите, а колосок у нас не простой, он с заданием. Надо помочь петушку, ведь мышата, наверное, и в этот раз не помогут ему (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением хлебного поля). Воспитатель задает вопросы по содержанию картины:

 - Что вы видите на картине?

 - Что растет в поле? (колоски)

- Что получают из колосков? (зерно)

Физ. минутка:

«Молотим, молотим, молотим зерно,    

Гора зерна растет до неба,

Ты видишь, сколько будет хлеба!»

- Что получают из зерна? (муку)

«Вертятся колеса, мелится просо.

Зерно мелят жернова, мелят, мелят быстро.

Получается мука – легкая пушистая!»

 - Что делают из муки? (пекут хлеб)

«Месим, месим тесто,

Тесту в печке место,

Пеку, пеку каравай,

Переваливай, валяй!»

- Какой бывает хлеб? (ржаной, пшеничный)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Помогли петушку. Он очень рад и говорит вам СПАСИБО!

Воспитатель: За клубочком мы пойдем и куда же попадем? (дети попадают на речку). Ребята, а как вы думаете к кому в гости мы теперь попали?

«Быстро плавает в пруду,

Ловит целый день еду.

Кто же ты? Шепни на ушко.

«Ква!» - ответила…»  (лягушка)

Правильно!

Лягушка: Здравствуйте, дети! Вы куда направляетесь?

Дети: Мы путешествуем по сказкам!

Лягушка: Молодцы! Но что бы пройти дальше вам нужно перебраться через речку! А перебраться через нее можно только с помощью осенних листиков. Но так просто я вам листики не отдам! Их я буду давать вам за каждую отгаданную загадку! Слушайте внимательно! (отгадывают загадки, узнав, о какой сказке, в них идет речь).

«Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал ее кто - то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна-лягушка)

«Отворили дверь козлята

И пропали все куда – то» (Волк и семеро козлят)

«Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали» (Гуси-лебеди)

«Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой…» (Маша и медведь)

«Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Покатился по деревне, и женился на царевне» (По щучьему велению)

«Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов» (Теремок)

«Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке» (Колобок)

«Надо курочке бежать,

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный подавился» (Петушок и бобовое зернышко)

Воспитатель: Лягушке понравилось, как вы отгадывали загадки! Какие вы все смышленые! Она решила отдать нам осенние листики, кладите их на воду и переправляйтесь через речку на другой берег! За клубочком мы пойдем и куда же попадем? Ребята смотрите, яблонька в лесу стоит, а кто же под яблонькой спрятался?

«Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай – ка,

Кто же это?» (зайка)

Зайчик: Бежал я по лесу и заблудился! Нес мешок с картинками, мешок продырявился, ветерок подул и все разлетелось, картинки рассыпались и перепутались!

Воспитатель: Ребята мы попали в лес, где полным-полно чудес, поможем зайке собрать картинки? (детям предлагаются картинки животных и птиц, которые лежат на коврике. Дети выбирают тех животных и птиц, которые встречались в сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок», называют их, подают воспитателю).

Как вы думаете, ребята, в какую сказку мы с вами попали?

Дети: «Мешок яблок». Эту сказку сочинил один человек - писатель Владимир Григорьевич Сутеев (воспитатель показывает фотографию писателя и книгу)

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что писатель В. Г. Сутеев, был еще и художником? Он сам рисовал иллюстрации к своим замечательным сказкам!  И он передал вам раскраски, чтобы вы превратили их в цветные картинки!  А белочки за ваши труды и терпение передали вот эту корзинку с грибочками. Вот и подходит к концу наше путешествие по сказкам! Дети, вспомните, с кем из сказочных героев мы с вами сегодня повстречались? (называют). Какими словами заканчиваются сказки? 

Дети: Стали жить –поживать, да добра наживать; Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец.

Воспитатель: Ребятки, где же наш волшебный клубок? Катись, катись волшебный клубок, прямо в садик на порог!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».

Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказка в гости к нам приходит»  Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"...

КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»

Программное содержание:1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, ав...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»

Конспект открытого занятия по развитию речив старшей группе (5-6 лет)Тема: «Обучение рассказыванию».Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке...