Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Камалова Екатерина Георгиевна

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе                                                                     «Русская народная сказка «Хаврошечка»

Подготовила:                                                                                                    воспитатель Камалова Е. Г.  

1 квалификационная категория

                                                                     

 

г. Улан-Удэ

2018- 2019 уч. год

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие.

Цели:                                                                                                                          Образовательные: вместе с детьми вспомнить рнс «Хаврошечка» (в обработке А. Толстого); учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); учить называть признаки предмета, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.

Развивающие: развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» с объяснением незнакомых слов. Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, созрелые, налитые соком, сочные. Пуд - старинная русская мера веса, равна 16,35 кг. Прясть - скручивать волокна, делать нить. Ткать – изготавливать ткань из материала, из нити. Рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета. Заморили – замучили. Распеклась на солнышке – пригрелась. Лихо - зло

Оборудование: Книга, иллюстрации из книги, мяч, клубок ниток, сундучок, чудесный мешочек, 3 конверта, яблоки и сердечки (вырезанные из цв. бумаги), дерево «Яблоня», мольберт, листочки с заданиями, 4 стола.

Вводная часть. Организационный момент. Проблемная ситуация или мотивация (5-7 мин.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, у всех отличное настроение.

Собрались все дети в круг                                                                                                       Я твой друг и ты мой друг                                                                                                               Крепко за руки возьмемся                                                                                                                                                                                                                                                                                        И друг другу улыбнемся!

Ребята, вы любите сказки?

Ответы детей

Воспитатель: Я принесла вам новую книгу. Посмотрите, какая она красивая!

Воспитатель открывает книгу, выясняется, что все страницы исчезли

Воспитатель: Ой, а куда исчезли все страницы?

Ответы детей

Воспитатель: Смотрите, вместо одной из страниц – письмо. От кого оно может быть?

Предположения детей

Воспитатель: Давайте, прочтем.

«Здравствуйте, детишки! Это я, Баба Яга, попросила Могучий Ветер разбросать все страницы книги по стране Сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!» Баба- Яга

Не может Баба- Яга прожить, чтобы никому не навредить. Ребята, что же нам делать?

Ответы детей

Воспитатель: У нас с вами сложное задание:…. Нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок- мы не знаем.

Как же нам туда попасть, кто укажет путь?

Предположения детей

  Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет?

Высказывания детей

Воспитатель: Это – волшебный клубок. Где мы можем взять такой клубок?

Предположения детей

Воспитатель: Давайте поищем, может, у нас в группе есть такой клубок.

Воспитатель и дети ищут клубок. Находят .

 Основная часть (20 мин)

Воспитатель: Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. Давайте вместе произнесем волшебные слова:  «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова

Клубочек ведёт  к мольберту. На мольберте иллюстрация из сказки «Хаврошечка»

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая картинка!  

Может это страна сказок? А это и есть, наверное, одна из страниц нашей книги! Кто на ней изображен?

Дети рассматривают и называют героев сказки

Воспитатель: Берём с собой?

Дети: Да!

Воспитатель: «Клубочек, дружочек, помоги нам найти оставшиеся страницы книги!».  

Подносит к уху 

Воспитатель: Клубочек говорит, помогу (кидает клубок), он ведёт нас к сундучку.

Здесь еще одно письмо и мяч, на конверте надпись. Кто может прочитать, пожалуйста: «Говори наоборот».

Игра «Скажи наоборот»                                                                                             Ведущий  бросает мяч, ребенок  должен ответить словом наоборот.

   

Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Знаете, что там написано? Прочитайте, пожалуйста: СПАСИБО! Это герои вас благодарят! Сундук берем с собой, вдруг он нам тоже пригодится. Клубок веди нас дальше (кидает клубок).

Подходят к столу с книгами.

 

 Воспитатель: Ребята, что вы здесь видите? Вам знакомы эти сказки?

Ответы детей

Воспитатель: А вот, еще одно письмо, прочитаем вместе. 

 «Если вы отгадаете загадку, я вам верну   ещё одну страницу!» - Баба Яга. 

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте.

Дети: Корова

Воспитатель: Молодцы, ребята! Клубок, а сколько же страниц ещё осталось нам найти?

Воспитатель подносит клубок к уху

 Воспитатель: Клубок говорит осталась одна страница, но он не знает, где она находится.  Что же нам делать? Кого мы можем позвать на помощь?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а кто разбросал   страницы по Стране Сказок? Давайте станем друзьями ветра, закроем глаза и потихоньку подуем, позовем его. Носиком вдохнули, ртом выдохнули.  

Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок». Воспитатель достает из сундука страницу книги

 

Воспитатель:   Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу.

    Вот и нашли мы все страницы нашей книги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. А кто нам поможет?  Может наш волшебный сундучок?  Давайте положим все страницы в сундучок и скажем волшебные слова, а какие  волшебные слова вы знаете?

Ответы детей

Дети, вместе с воспитателем, говорят волшебные слова

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Вам знакома эта книга?

Дети рассматривают книгу, дают ответы

Воспитатель: Ребята, выбирайте за какой стол вы сядете. Я предлагаю вам выбрать капитана.

Дети рассаживаются за 4 стола по желанию. На каждом столе карточки  (разного цвета) с надписью: 1стол- Семья; 2 стол- Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, корова; 3 стол- молодец; 4 стол- «….и стала она жить поживать, лиха не знать»

Сегодня мы с вами вспомним русскую народную сказку «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным- давно. А услышал ее от народа великий русский писатель А. Н. Толстой и записал ее. Вот его портрет

Воспитатель показывает портрет А. Н. Толстого

Воспитатель: А. Н. Толстой обработал и записал много русских народных сказок. Мы их обязательно посмотрим и почитаем.

 Далее проводится беседа с детьми каждой команды.

1 команда: беседа с детьми на тему «Семья» по серии сюжетных картинок.

Ответы детей

- Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала?

- А мы можем пожалеть ее? Давайте скажем ей добрые и ласковые слова. Это волшебный клубочек, он будет увеличиваться от ваших добрых и ласковых слов.

Игра «Волшебный клубочек»

Дети говорят ласковые слова, наматывая нитку на клубок

Воспитатель: Посмотрите, каким он стал большим от наших добрых слов.  

2 команда:  беседа с детьми на тему «Одноглазка,  Двуглазка, Триглазка, корова» по серии сюжетных картинок.

Ответы детей

Воспитатель: Возьмите каждый по сердечку и отдайте той девочке, которая вам нравится

Выясняем, кому отдали больше или меньше сердечек.

3 команда: беседа с детьми на тему «Молодец» по серии сюжетных картинок.

Ответы детей

4 команда: беседа с детьми на тему «…. И стала она жить- поживать, лиха не знать.» по серии сюжетных картинок.

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, нашли все страницы книги и прочитали сказку.

                    

Заключительна часть (5 мин.)

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем и повторим волшебные слова

«Та- та- Та- возвращаться нам пора»

  А вот мы и в детском саду.  Ребята, где мы с вами побывали?

Дети: В Стране Сказок

 Воспитатель: С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня? Если на занятии вам было легко, интересно, и вы узнали много нового, то повесьте на нашу волшебную яблоню красное яблоко, если вам что-то не понравилось, или вы затруднялись – зеленое.

   На память о нашем сегодняшнем занятии Хаврошечка прислала вам угощения.

   А, эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу, даже можно взять домой и почитать эту сказку с родителями.

Спасибо вам за хорошую работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Цель: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. Задачи:  Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.  Упражнять в делении слова на слоги, в ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в Страну Красивой речи"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года.Задачи:Об...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...