Проект «Речевое развитие у дошкольников. Технология Виммельбухи.»
проект по развитию речи (старшая группа)

Куракина Татьяна Григорьевна

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

ПРОЕКТ

«Речевое развитие у дошкольников. Технология Виммельбухи.»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

Автор-разработчик:

Куракина Т.Г., учитель-логопед

первая квалификационная категория

 

МУРАВЛЕНКО 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

3

Введение

4

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.1.

Пояснительная записка (актуальность, новизна)

5

1.2.

Цели и задачи реализации проекта

5

1.3

Ожидаемые результаты реализации проекта

6

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

6

2.1.

Участники Проекта

6

2.2.

Сроки и этапы реализации проекты

6

2.3

Виды деятельности, формы, способы реализации проекта

7

2.4.

План мероприятий по реализации проекта

7

3.

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

7

3.1.

Материально-технические условия реализации Проекта

8

3.2.

Программно-методическое обеспечение

8

4

Список использованной литературы

8

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Речевое развитие у дошкольников. Технология Виммельбухи.»

Вид проекта

Информационно — практический

Участники проекта

воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников

Сроки реализации проекта

1 год

Цели и задачи проекта

Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии виммельбухи.

  1. Задачи:
  • Активизировать речевые процессы дошкольников средствами технологии виммельбухи.
  • Организовать вовлечение и включение педагогов и родителей воспитанников в процесс развития связной речи у детей.

Этапы реализации проекта

Первый этап – организационный (01.09 – 31.10.2020): 

-Подбор, изучение методических разработок и литературных источников по теме проекта. 

-Составление примерного плана работы по проекту.

- Укрепление материально-технической базы: приобретение пособий, методической литературы; изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материала

- Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности

 Второй этап – практический (01.11.2020 – 31.04.2021):

- Ознакомление  педагогов с  теоретическими  основами технологии виммельбухи.

- Подготовка и организация воркшоп по практическому применению технологии виммельбухи в развитии связной речи дошкольников.

- Организация детской деятельности с применением технологии виммельбухи.

- Организация и проведение мероприятий с родителями по развитию связной речи детей.

Третий этап – обобщающий (01.05. - 30.05.2021):

- Обобщение и презентация реализации проекта «Речевое развитие у дошкольников. Технология Виммельбухи» на уровне городских объединений.

Результаты проекта

Участие в конкурсе профессионального мастерства с презентацией проекта

Введение

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; может фантазировать вслух, играть звуками и словами; проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

Опыт работы показывает, что у детей наблюдается односложная речь, состоящая только из простых предложений, неумение построить грамматически правильное распространенное предложение, маленький словарный запас, отсутствие логики выводов и утверждений, неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном или описательном рассказе, неспособность пересказать историю своими словами. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат разнообразные приёмы, технологии. Применение виммельбухи способствует ребенку развивать связную речь; обогащать активный словарь ребёнка; активизировать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, мышление; формировать причинно-следственные связи; расширять общий кругозор, представления об окружающем мире; актуализировать имеющийся опыт социальной коммуникации и накапливать новый; развивать способность сопереживать другому человеку, понимать его чувства и эмоции, регулировать своё поведение на их основе; тренировать усидчивость, самоконтроль; развивать умение ориентироваться в пространстве и времени; развивает мелкую моторику рук.

Дети, владеющие средствами самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, успешны в обучении в школе.

Актуальность проекта:

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.

 Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

  1. Цели и задачи реализации проекта

Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии виммельбухи.

Задачи:

  • Активизировать речевые процессы дошкольников с применением технологии виммельбухи.
  • Способствовать развитию связной и диалогической речи; обогащать словарный запас; формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.
  • Организовать вовлечение и включение педагогов и родителей воспитанников в процесс развития связной речи у детей.
  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

Для детей:

Развитие связной речи, успешное овладение лексико-грамматическими средствами языка и может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки, истории, рассказов;

Развитие  психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления), умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов по определенной тематике;

Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;

Формирование артикуляционного праксиса;

Развитие моторики у дошкольников старшего возраста.

Для педагогов:

Повышение профессионального мастерства, приобретение нового опыта работы по развитию речи у дошкольников;

Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с технологией виммельбухи  и их практическим значением в различных моментах образовательной деятельности.

Для родителей:

Повышение заинтересованности родителей  в коррекции недостатков связного высказывания у детей;

Потребность в сотрудничестве с детским садом;

Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Срок реализации проекта – долгосрочный (1 год)

  1. Сроки и этапы реализации проекты
  1. Организационный – 01.09 – 31.10.2020
  • Подбор, изучение методических разработок и литературных источников по теме проекта.
  • Составление примерного плана работы по проекту.
  • Укрепление материально-технической базы: приобретение пособий, методической литературы; изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материал.
  • Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности

II. Практический – 01.11.2020 – 31.04.2021

  • Ознакомление  педагогов с  теоретическими  основами технологии виммельбухи.
  • Подготовка и организация воркшоп по практическому применению технологии виммельбухи в развитии связной речи дошкольников.
  • Организация детской деятельности с применением технологии виммельбухи.
  • Организация и проведение мероприятий с родителями по развитию связной речи детей.

III. Обобщающий - 01.05. - 30.05.2021

  • Обобщение и презентация реализации проекта «Речевое развитие у дошкольников. Технология Виммельбухи» на уровне городских объединений.

  1. Виды деятельности, формы, способы реализации проекта

Словесные

Практические

Наглядные

Чтение сказок, рассказов;
беседы по прочитанному.

Игры-драматизации;
Дидактические – игры;

Заучивание пословиц и поговорок.
Придумывание сказок, историй, рассказов.

Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
Использование разных видов театров: пальчиковый, настольный, магнитный.

  1. План мероприятий по реализации проекта

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Работа с педагогами

1

Презентация для педагогов «Использование приемов виммельбухи при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

27.10.2020

2

Организация и проведение воркшоп по практическому применению  технологии виммельбухи в образовательной деятельности с дошкольниками

24.02.2021

Образовательная деятельность с детьми

1

Квест-игра с детьми подготовительной группы:

 «Ямал-мой край родной»

октябрь 2020

2

Организация и проведение викторины с детьми старшей группы «Ямал»

ноябрь 2020

3

Игровое занятие с детьми старшей и подготовительной групп «Сочиняем сказку сами»

январь 2021

4

Создание сборника с детьми старшей группы «Наши загадки»

март 2021

5

Организация и проведение викторины с детьми подготовительной группы «Я и моя речь»

апрель 2021

Сотрудничество с родителями

1

 Мастер-класс «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»

19.11.2020

2

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»

22.04.2021

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Материально-технические условия реализации проекта - финансовое обеспечение образовательной деятельности – (по субвенции на учебный год):
  • В уголках по развитию речи в возрастных группах дошкольного учреждения имеются игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, формирование словаря.
  • Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям, направленным на речевое развитие детей.
  1. Программно-методическое обеспечение реализации проекта:
  • ФГОС ДО.
  • «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • интернет ресурсы с методическими и практическими рекомендациями педагогов по организации и проведение образовательной деятельности с детьми, родителями и педагогами.

  1. Список использованной литературы
  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  2. Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». М.: «Ювента», 2008.
  3. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по

картинам: пособие для логопеда. М.: «Владос», 2014.

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/11/27/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta.
  2. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7370/2/10Buldakova.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....

Инновационные технологии по речевому развитию старших дошкольников

Материал предоставленный данной консультации актуален в наше время т.к. нарушение речевого развития у дошкольников встречается все чаще....

Технология интервьюирования как средство повышения уровня речевого развития старших дошкольников с ОНР

Уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников....

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Речевое развитие дошкольников с ТНР с использованием инновационной технологии Синквейн»

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями оста...