Знакомство детей с видами театров
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Кавтаскина Елена Евгеньевна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  №14 р.п. МАГНИТКА КУСИНСКИЙ РАЙОН»

456950 Челябинская область, Кусинский район, р.п. Магнитка, ул. Гагарина д.11

ИНН/КПП 7434003818/740401001, телефон 8(35154)35498, эл.почта: lesovish_ok@mail.ru

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

                     

        Образовательная область: «Речевое развитие»

        Тема «Знакомство детей  с видами театров».

         Воспитатель: Кавтаскина Елена Евгеньевна    

         Группа: старшая  

р.п. Магнитка

2020год

Цель: Систематизировать знания детей  о некоторых  видах театра.

Задачи:

  • Продолжать учить  выражать с помощью мимики, жестов, интонации разные эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и т.д.);
  • Совершенствовать партнёрские взаимоотношения;
  • Развивать речевой ритм с помощью дыхательных и  фонопедических  упражнений, скороговорок;
  • Развивать диалогическую речь детей; вызвать у детей желание участвовать в драматизации;
  • Формировать умения детей импровизировать в танце;
  • Активизировать словарь детей (театр, эмоции, мимика, жесты, куклы перчаточного театра, костюмерная, гримерная, театральное фойе);
  • Вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы;
  • Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем;
  • Совершенствовать артистические навыки детей.

Методы и приёмы:                                                                                                                              - художественное слово,                                                                                                                       - практическая деятельность детей

Материалы и оборудование к занятию:

 ТСО, презентация «Театр»,  рамка-зеркало,  письмо от сказочника, пальчиковый театр «Заюшкина избушка», сундук, элементы костюмов для импровизации сказки «Красная шапочка», деревья,  письмо с загадками, ширма, куклы перчаточного театра к сказке  «Кот, петух и лиса» медальоны – цветы..

Интеграция ОО:                                                                                                                             - речевое развитие,                                                                                                                        художественно-эстетическое развитие,                                                                                      - физическое развитие,                                                                                                                      - социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа:                                                                                                        

Чтение сказок,   заучивание  стихотворений, скороговорок,  дыхательные и фонопедические   упражнения, беседа об эмоциях; знакомство с различными видами кукольных театров, самостоятельная игровая деятельность с театральными куклами,

Словарная работа:  театр, эмоции, мимика, жесты, костюмерная, гримерная, театральное фойе, пальчиковый театр,  перчаточный театр.

                                                         Ход  занятия:

Воспитатель:  -  Придумано кем-то

                           Просто и мудро

                           При встрече здороваться.

                           Доброе утро!

                           Доброе утро, солнцу и птицам.

                           Доброе утро, улыбчивым лицам!

Дети: Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Воспитатель: Становитесь все  в кружок!

Давайте улыбнёмся и скажем всем: «Привет!»

Дети: Привет!

Воспитатель:  Я хочу пригласить  вас совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Это замечательная страна – театр. Знаете ли вы, что такое театр

Дети: Театр - это удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, поют или танцуют. Там можно и посмеяться и поплакать, порой даже  есть  над чем задуматься, чему удивиться.

Воспитатель:   Но прежде чем мы туда попадем,  давайте вспомним, и представим, что мы видим, когда идем в театр?

Показ слайдов презентации «Театр»  (слайд 2-4)

Дети: 

- само здание театра,

- если войдем  внутрь, мы попадаем в театральное фойе, где можем снять верхнюю одежду и пройти в зрительный зал.

- В зрительном зале мы должны занять свое место и сидеть тихо, дожидаясь представления.

Воспитатель:  В это время артисты готовятся к выступлению, они надевают костюмы в специальной комнате, которая называется костюмерная, но помимо костюмов, они наносят на лицо грим, чтобы ярче представить свой образ, грим наносится в гримерной. А само представление происходит на сцене. ( слайд 5-8)

Ребята, как называют людей, которые исполняют роли на сцене?

Дети: Артисты, актёры!  (слайд 9)

Воспитатель:  А вы хотите стать настоящими актёрами?

Дети: Хотим.

Воспитатель:  Чтобы стать актёром, нужно очень многому научиться. Что же должен уметь делать актёр?

Дети:  Выразительно, понятно, четко говорить;   правильно дышать;   красиво двигаться.

Воспитатель:  Верно! Сегодня мы с вами станем настоящими актёрами, И я приглашаю вас в  удивительный мир театра!

 Дети, посмотрите, что это?                                                                                                      

Показывает на коробку.

Воспитатель:  Это сюрприз от доброго сказочника, он очень хочет помочь,  поэтому приготовил для вас интересное задание, которое поможет вам  стать  настоящими артистами, послушайте.

«Здравствуйте, дети! Я узнал, что вы хотите стать артистами, и решил вам помочь, ведь артисты приносят людям радость, удовольствие, учат добру и справедливости, и им в этом помогают маски. Я дарю вам необычное «зеркальце», которое поможет вам».

Воспитатель  показывает зеркальце - рамку.

Воспитатель:  Да дети, сказочник не зря прислал нам это зеркальце.  Если актеры исполняют грустную пьесу,  какие лица у них, а можно сказать и так, какие маски на их лицах?  (слайд 10)

Дети: - лицо грустное, хмурое.

Воспитатель: Если на сцене разыгрывается веселая пьеса – комедия, какие маски тогда у актеров? (слайд 11)

Дети:   веселые, улыбающиеся маски.  

Воспитатель: улыбка, радость, удивление или грусть  на вашем лице это мимика, это  искусство выражать свои  чувства,  мысли движениями мышц лица и соответствующими жестами.

 Предлагаю вам  поиграть  в игру «Зеркальце» и овладеть искусством мимики.  Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. После моих слов: « Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.

А сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Положите рамочки  на стол,  и  продолжим наше путешествие.

 Дети рассаживаются на стулья.

Воспитатель: Посмотрите сундук. Хотите узнать, что там? Тогда отгадайте загадку:

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Как вы думаете, из какой сказки  эти герои?

Воспитатель достаёт  костюмы

Дети: Красная Шапочка!

Воспитатель: Хотите попробовать себя в роли актёров и показать нам отрывок из этой сказки?   Для того чтобы громко говорить, и чтобы все зрители хорошо вас слышали нужно развивать речевое дыхание

Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актёры. Сядьте все прямо, выпрямите спину, положите руку на живот.

Дыхательная гимнастика

Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот (1 раз).

Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер).

Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья).

Воспитатель: — Молодцы!

Теперь  внимательно посмотрите на эту иллюстрацию и разыграйте сюжет из сказки!  (слайд 12)

……Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Идет она лесом, а навстречу ей - серый Волк.

- Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.

- Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

- А далеко живет твоя бабушка?

- Далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.

- Ладно, - говорит Волк, - я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой дорожке.

А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты…..

Дети проходят и готовятся, и разыгрывают.

Воспитатель: Какие же вы талантливые у меня, голосом, мимикой и жестами передали настроение героев! Молодцы!

 Дети снимают костюмы.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Воспитатель: Дети  я предлагаю вам продолжить путь под красивую музыку, постараться  передать  характер  музыки различными красивыми движениями. Во время выполнения упражнения представьте, что вы на сцене, на вас смотрят восхищённые зрители.

Дети импровизируют под музыку

Воспитатель: Молодцы. Так красиво двигались под музыку.  А теперь всем предлагаю присесть.

Воспитатель:  А вот ещё одна загадка!

В сказке лисонька плутовка,
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог -
Один смелый петушок.
Дети: Заюшкина избушка

(слайд 13)

Воспитатель:  Я предлагаю вам перед показом сказки  поработать над  дикцией и проговорить скороговорку: — Наши мыши -  ваших тише.

(произносить  тихо, громко, с ускорением) (или  голосом мышки, медведя и лягушки) 

Воспитатель:

В кулачке, как в домике,

Скрыты пальцы - гномики.

Домик открывается,

Сказка начинается!

Подошла к концу разминка, актёры готовы к показу пальчикового спектакля!

Зрители с нетерпением ждут начало сказки!

Дети показывают отрывок из сказки «Заюшкина избушка ».

….Сидит снова зайчик один под кустиком и плачет, слезами заливается.

Идёт мимо петушок — золотой гребешок, косу на плече несёт.

— Почему ты плачешь, зайчик? — спрашивает петушок.

— Как мне не плакать, — отвечает заяц. — Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна — у лисы изба и растаяла. Попросилась лиса ко мне погреться, да обманула — выгнала меня.

— Не плачь, я выгоню лису.

— Нет, петушок, куда тебе! Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал.

— Пойдём со мной!

Подошли они к избушке, а петушок как запоёт:

— Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

Лиса испугалась и говорит:

— Одеваюсь.

— Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

— Шубу надеваю, — отвечает лиса.

— Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

Лиса не на шутку испугалась и выскочила из избушки.

С тех пор стал заяц жить в своей избушке, и никто его больше не обижал…..

Воспитатель: Молодцы артисты, вы заслужили бурные апплодисменты!

Предлагаю продолжить наш путь, смотрите, что это?

Дети: ширма.

 Воспитатель: Как вы думаете, что нас ждёт за ширмой?

Дети:  нас ожидает ещё одна сказка

Воспитатель: А какая  это сказка вы узнаете, отгадав загадки?                                                                                                  1Хвост с узорами, сапоги со шпорами.                                                                                                  Песни распевает, время считает ку-ка-ре-ку! ( петушок)

2. Молоко пьёт, песенки поёт. (кот)

3. Хвост пушистый, мех золотистый.                                                                                                                    В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)

Воспитатель:  Молодцы, вы отгадали загадки.  Героями,  какой сказки  стали петух, кот и лиса?                                                                                                                                                            Дети: Сказка «Кот, петух и лиса»

(слайд 14)

Воспитатель:  Я предлагаю вам показать сказку. Помогут нам куклы перчаточного театра.  Почему они так называются?

Дети:  Кукла одевается на руку актера, который управляет ее головой и руками. Эта кукла без ног, а ее туловище - рука актера. Руки у них торчат вверх, но кукольники действуют ими ловко, и куклы от этого становятся очень подвижными и выразительными. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Обычно куклы «живут» на ширме, за которой скрывается актер. Артист должен уметь ориетироваться на ширме, и точно передвигать героев сказки. Он должен голосом передать настроение и характер героев.                                                                                                            Воспитатель: Давайте кукол «оживим» и покажем отрывок из этой сказки! Я хочу, чтобы ваш голосок заиграл разными оттенками, которые помогут вам в  озвучивании героев сказки.

Фонопедическое  упражнение.

Буря мглою небо кроет  

вихри снежные крутя

То как зверь она завоет (низкий регистр уууууууууууууууу)

то заплачет как дитя (верхний регистр уууууууууу)

Воспитатель:  Уважаемые артисты займите свои  места!

Тише, гости, вы сидите!

И сюрприз наш не спугните!

Сказку мы сейчас расскажем,

А еще её покажем.

 Дети показывают отрывок сказки «Кот, петух и лиса»

…..Собирается кот на охоту и говорит петушку:

— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт.

А лиса уж тут как тут. Опять села под окошком и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петушок выглянул, а она его — цап-царап — схватила и понесла.

Петушок испугался, закричал:

— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик- братик, выручи меня!

Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было силы, отнял петушка и принёс его домой….

Воспитатель:  Давайте поаплодируем  нашим артистам, за их прекрасный спектакль, который они показали нам с помощью перчаточного  театра!

Дети рассаживаются по своим местам.

 Воспитатель:  Спасибо! Я думаю, что вы сегодня все старались, стать настоящими артистами!  (слайд 15)

Но наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в д/сад.

Давайте, скажем «Повернись, повернись и в д/саду очутись!»

Воспитатель:  Вот мы с вами и вернулись в  д/сад.

Дети, давайте вспомним:

-  Какие виды театра нам сегодня встречались на пути?

- Что есть внутри театра (сцена, зрительные места).

- Что помогает людям стать артистами?

Дети: умение с помощью мимики передавать настроение,  владение жестами,

умение голосом передать характер героя.

Воспитатель:  

Если  вам понравилось наше путешествие,  покажите большой палец, подняв его вверх,  если не понравилось - опустите вниз.

Я очень рада, что путешествие всем понравилось.

А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра, и за вашу хорошую игру добрый сказочник дарит вам вот такие медальоны.

Он  думает, что кто-то из вас когда-нибудь по-настоящему будет хорошим артистом.

Всем гостям мы на прощанье                                                                                                                        Дружно скажем: «До свиданья!»

Дети выходят на поклон, звучит музыка аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Знакомство с видами театров"

Возрастная группа: средняяТема НОД: «Знакомство с видами театров»Образовательная область: познавательное развитиеЦель: познакомить детей с  различными видами театра, ввести новые...

Конспект открытого занятия "Знакомство с видами театров"

Конспект организационной образовательной деятельности с детьми средней группы «Знакомство с видами театров» Интеграция образовательных  областей: познавательное развитие, ре...

Конспект на тему: " Знакомство с видами театров"

Интеграция образовательных  областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитиеЦель: формирование представлений у детей дошкольного возраста о вид...

НОД на тему: «Знакомство с видами театров»

Конспект НОД по познавательному  развитию в средней группе на тему: «Знакомство с видами театров»...