План работы по теме самообразования. Творческое рассказывание.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Лабенская

          Успехи воспитанников  в связной речи определяют успех при поступлении  в школу,  способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Ведь работа по развитию речи – это  умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
          Как показала практика, дети очень любят образовательную деятельность творческого характера, а также  самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать сказки друзьям.
          Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они  видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали.

          Всё это побудило меня значительно больше уделять внимание теме развития творческого рассказывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Лабенской Т.С.


Тема:  Творческое рассказывание как приём развития связной речи у дошкольников.

Цель:

 Развитие навыков свободного общения со взрослыми  и детьми;

Задачи:

 - совершенствовать диалогическую форму речи;

 - развивать монологическую форму речи;

 - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; 

 - учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по   картинкам;

  - развивать умение составлять свои  рассказы  из личного опыта.

Актуальность темы:

Успехи воспитанников  в связной речи определяют успех при поступлении  в школу,  способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Ведь работа по развитию речи – это  умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
         Как показала практика, дети очень любят образовательную деятельность творческого характера, а также  самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать сказки друзьям.
        Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они  видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали.

Всё это побудило меня значительно больше уделять внимание теме развития творческого рассказывания.

Сроки реализации: 2 года.

Возрастная группа:

Старшая и подготовительная группы.

План работы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методичес-кой литературы

Сентябрь-май 2020-2021 гг.

Подбор и изучение литературы по теме.

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

3.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Работа с детьми

Сентябрь 2020 г

Подбор дидактических игры и упражнений.

Октябрь 2020 г.

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Кукольный театр: «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба»».

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Кукольный театр. Постановка сказок «Колобок», «Теремок»

«Курочка ряба».

Ноябрь 2020 г.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказа  «Про нос и язык» Е. Пермяка.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Занятие по развитию речи в старшей группе

«Части тела человека. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык».

Декабрь 2020 г.

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Январь 2021 г.

Инсценировка сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»

Цель: формирование эмоционально – волевой сферы ребенка через сказку «Крылатый, мохнатый да масленый».

Учить понимать характер и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Инсценировка сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»

Февраль 2021 г.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;  учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Занятие 9.

«Сделай  так, потом наоборот».

О. С.Ушакова «Развитие речи 5+. Старшая группа» ( стр. 18-19).

Март  2021 г

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Подготовка чтецов.

Выучили поздравительные стихотворения на 8 Марта

(все воспитанники).

Подготовка к конкурсу чтецов

«Светофор» (6 чтецов, двое из них участвовали в отборочном туре детского сада).

Апрель 2021 г.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Инсценировка сказки «Теремок».

Май

2021 г.

Составление картотеки сказок для художественного пересказа и инсценирования на следующий год.

Картотека сказок для инсценировки  (для старшего дошкольного возраста).

Сентябрь 2021 г.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Активизация и обогащение словарного запаса детей. Дифференциация звуков, слов, предложений.Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.  Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Октябрь 2021 г.

Обучение сочинению сказок.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Ноябрь 2021 г.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Декабрь 2021 г.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Зима». Конкурс  чтецов.

Январь 2022 г.

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Слушаем и пересказываем сказки. Используем картотеку сказок.

Февраль 2022 г.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Проигрываем эпизоды сказки (по выбору из картотеки сказок).

Март 2022 г.

Обучение сочинению сказок.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству..

Апрель 2022 г.

Подготовка к инсценированию сказки

Май 2022г.

Показательное выступление. Инсценировка сказки.

Работа с семьёй

Сентябрь-ноябрь

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Декабрь- февраль

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

Памятки для родителей по обучению связной речи по лексическим темам.

Март-май

Показательный конкурс чтецов.

Сентябрь-ноябрь

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Декабрь- февраль

Показательное выступление для родителей. Кукольный театр. Сказка  «Колобок».

Март-май

Показательное выступление. Инсценировка сказки.

Самореали-зация

Ноябрь 2020 г.

Публикация статьи,  в которой говорится  и о   театрализован-ной деятельности дошкольников.

Статья «Игровые технологии в детском саду».

Ноябрь

2021 г.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Апрель

2022 г.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете (с презентацией).

Выступление на педсовете








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»

Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки способностей и дарования детей – на ...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Сообщение на семинаре для воспитателей из опыта работы на тему: "Обучение творческому рассказыванию детей в подготовительной группе"

В сообщении представлены различные варианты творческого рассказывания и поэтапная работа с детьми по обучению творческому рассказыванию....

План работы по теме самообразования «Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии нетрадиционных методов рисования».

Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способн...