Занятие по развитию речи во второй младшей группе по теме: "Звуковая культура речи: Звук [c].
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Богатырева Елена Юрьевна

Знакомство со звуком [с]. Упражнять в четком и правильном произношении данного звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi._zvuk_c.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

 во 2 младшей группе (3-4 года)

Воспитатель: Богатырева Елена Юрьевна

ГБ ДОУ НАО «Детский сад «Ромашка»

г. Нарьян-Мара

24.04.2019

Тема: «Звуковая культура речи: звук «С»

Цель: Познакомить детей  со звуком «с», упражнять в четком и правильном произношении звука «С»

Задачи:

  • Формировать умение правильно и отчетливо произносить звук «С» изолированно, в слогах, в словах,
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
  •  развивать фонематический слух
  • воспитывать опрятность, аккуратность

Оборудование и материалы: кукла Грязнуля, перчаточная кукла  лисы для кукольного театра Би-ба-бо, цветные  карточки с артикуляционной гимнастикой «Смешарики»

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Умывалочка», рассматривание картинок с изображениями слов в которых присутствует звук «с» (солнце, часы, стрекоза, стол, стул, собака, куст, сосиска). Чтение художественной литературы  К. И.Чуковский «Мойдодыр».

Методы и приемы работы с детьми: словесные, наглядные, игровые.


Ход НОД:

1) Вводная часть.

Воспитатель показывает детям куклу Грязнулю.

-Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел сегодня в гости? Да это же кукла Грязнуля!

Черные ладошки;

На локтях — дорожки…

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

— Что нужно сделать, чтобы кукла стала чистой? (умыть).

— А ведь для тех, кто умывается, вода поет свою песенку. Давайте Грязнуле споем песенку воды.

2) Основная часть.

Воспитатель.

— Но сначала надо сделать зарядку для нашего язычка. В этом нам помогут Смешарики.

- И ты смотри Грязнуля,  как мы  с ребятами будем делать разные упражнения.

Проводится артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для губ.

— «Улыбка»

Утром рано все проснулись и друг другу улыбнулись. Растяните сомкнутые губы, зубы при этом тоже сомкнуты. Покажите заборчик.

- «Варенье»

Очень вкусное варенье, что за чудо угощенье! (улыбнемся, приоткроем ротик, широким язычком в форме «чашечки» облизываем верхнюю губу сверху вниз.

 - А теперь сделаем упражнение «Трубочка». Вытяните губы вперед. Посмотрите, как это делаю я, и повторяйте за мной.

- А теперь давайте причешем наш  язычок. «С волосами я дружу, их в порядок привожу. Благодарна мне прическа, а зовут меня (расческа)» Растяните губы в улыбке, язычок протисните наружу между зубками, и верхними передними зубками скоблите по язычку. Словно расческой причесываете.

- А сейчас в футбол играем, гол скорее забиваем!  (Рот закрыт,кончик языка упираем то в одну, то в другую щеку, так чтобы под щекой надувались «мячики»).

Воспитатель показывает упражнения и предлагает повторить его детям. Следит за точностью выполнения упражнения, хвалит детей.

— Молодцы ребята! Теперь ваш язычок легко справится с песенкой воды.

Послушайте ее: «с-с-с-с»

Педагог произносит изолированный звук «с».

Воспитатель.

-В ручейке вода струится,

В речке плещется вода.

Мы из крана будем мыться,

Без воды нам никуда.

-Дети, а вы хотите спеть песенку воды? Давайте чуть —чуть приоткроем кран (имитируют движения). Вода течет небольшой струей — поет негромкую песенку.

-В зубы нижние упор: с-с-с. Но только уговор: губки улыбаются – все у нас стараются. Воспитатель предлагает детям тихо спеть песню воды.

Обращает внимание на то, что при пении песенки воды губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубки. (Хоровое и 5 — 6 индивидуальных проговариваний).

— А теперь давайте сильнее откроем кран. (Имитация движения). Вода зажурчала громче. Песенка воды звучит громко. (Тренируется сила голоса). Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Рано утром на рассвете.

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки и паучки.

— Даже серый зайка умывается.

Физкультминутка.

(Дети встают в круг)

— Выходите ребятки на полянку.  Покажем Грязнуле, как серый зайка умывается.

Серый зайка умывается,

Видно в гости собирается:

(дети выполняют движения как при умывании)

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

(движения в соответствии с текстом)

Зайка скачет скок- да скок

На зеленый на лужок…

Кто - то зайку напугал.

Зайка, прыг! И ускакал.

Воспитатель надевает  на руку перчаточную игрушку лисы би-ба-бо

— Кого испугался зайка? (лису).

Ребятки, давайте вместе с лисой поиграем. Повторяйте вместе со мной и с лисой. Педагог проговаривает чистоговорки.

Упражнение на сочетание звука «С» с гласными.

Са-са-са- вот бежит лиса

Сы-сы-сы- хвост рыжий у лисы

Со-со-со – лиса катит колесо

Су-су-су – прогоним мы лису.

По просьбе педагога чистоговорку проговаривают сначала мальчики, потом девочки  (если позволяет время) и индивидуально

Воспитатель прячет лису.

-Убежала лиса. Ребята, я придумала загадки, в которых есть песенка воды.

Дидактическая игра «Услышь звук «с»».

Воспитатель  называет слова, в которых звук «с» встречается в начале, в середине, и в конце, вставляя слова, в которых отсутствует звук «с» (солнце, мяч, часы, машина, стрекоза, кубик, стол, стул, стрекоза, собака, пингвин, свинья, паровоз ). Дети хлопают в ладоши, услышав в названных воспитателем словах звук «с».

 Воспитатель берет Грязнулю.

 - Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А не чистым трубочистам

Стыд и срам!

— Давайте скажем Грязнуле: «Стыд и срам»! (хоровые и индивидуальные ответы)

— А теперь давайте Грязнуле покажем, как мы умываемся .

Пальчиковая игра «Умывалочка»

Ай лады-лады-лады

Не боимся мы воды (грозят пальчиком)

Мы намылим наши ручки,

(круговыми движениями трут одну ладошку о другую)

Раз — два — три, раз —два- три!

(два раза выполняют по три ритмичных хлопка)

А над ручками, как тучки,

(выбрасывают руки вверх)

Пузыри, пузыри.

(хватательные движения руками)

Водичка, водичка

Умой мое личико (движения, как при умывании лица)

Чтобы глазки блестели (поочередно загибают пальчики)

Чтобы щечки горели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок!.

3) Заключительная часть. 

- Молодцы ребята. Я очень довольна вашей работой. С каким звуком мы сегодня познакомились? А кто сегодня пришел к нам в гости? Наша кукла Грязнуля больше не хочет быть грязнулей. Она пойдет сейчас умываться и будет вместе с нами играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».Цель: напомнить детям знакомое стихотворение, учить читать его выразительно, не спеша, не напрягая голос...

Конспект занятия по развитию речи с детьми второй младшей группы Тема: «Звуковая культура речи: звук «у»

Цель: учить  детей чётко артикулировать звук «у» (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), произносить его на одном выдохе; побуждать детей произносить (по подражанию) звуки с...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Звуковая культура речи: звук [ц]"

Предлагаю конспект занятия по звуковой культуре речи для детей второй младшей группы детского сада. Материал, который вы можете использовать дорогие коллеги! Провести занятие в своём детском саду со с...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: Звуковая культура речи. Звук «С». Мини-театр - показ сказки «Рукавичка».

1) Знакомство со звуком С. Учить произносить звук С; произносить сочетание звуков СА, АС, СО, ОС, СУ, УС, СЫ, ЫС.2) Закреплять знания о домашних животных.3) Воспитывать любовь к сказкам.4) Уметь отвеч...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе №5 по теме: Звуковая культура речи: звук "р"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе №5 по теме: Звуковая культура речи: звук "р"...

Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада «Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к]»

Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада «Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к]» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15...