Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Мы готовы в первый класс"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Касян Елена Викторовна

Данное  занятие  проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме  «Мы готовы в первый класс».  Проводя  с  детьми  данное  занятие,  мы  обобщаем знания детей по  речевому развитию, формируем умение составлять рассказ,  происходит    формирование психических процессов с  использованием  развивающих  игр  и  упражнений  для  развития  общей  и мелкой  моторики.  Занятие  включает  развивающие  задания  с  применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Конспект

                             непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области: «Речевое развитие»

Тема НОД: «Мы готовы в первый класс»

        

        Составила:

        Касян Елена Викторовна,

        воспитатель подготовительной к школе группы №10 «Полянка»

        

Советский

2019

Технологическая карта НОД

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  Организационный момент 

 

Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Эмоциональная настройка.

Воспитатель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Воспитатель: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

 Дети: – Здравствуйте.

Дети: – Хорошее, радостное, веселое.

Дети становятся в круг и проговаривают вместе с воспитателем

1,5 мин.

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия 

 

Воспитатель: Подходит к концу ваше пребывание в детском саду. Скоро в школу! А вы знаете, что не только вам нужно идти в школу. Стать ученицей собирается и героиня ваших любимых мультфильмов. Послушайте запись и определите, из какого она мультфильма.

Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)

- Ребята, вы узнали, откуда эта музыка?

 - А вот и наша героиня. (Воспитатель показывает куклу Машу).  Какая она по характеру?

 - Ребята, как вы знаете, Маша  любит путешествовать. Она путешествует по многим детским садам и сейчас  расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице она побывала.

- Зашла в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.  

 - Зевают, отдыхают, спят…

- Пляшут, поют, кружатся…

Была в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются … Когда это бывает?

- обедают, благодарят, ложатся спать

Воспитатель: - Маша тоже хочет в школу. Давайте поможем ей подготовиться к школе.

 

Дети называют мультфильм «Маша и медведь»

Дети: Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…

Дети: Ванная

Дети: Спальня

Дети: Муз. зал

Дети: Утром

Дети: Днём

1,5 мин

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

3

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

 

3

Воспитатель:  

- А когда дети начинают учиться? Когда вы впервые пойдёте в школу?

- Какое время года будет?

 - А какое число и месяц сегодня?

- А завтра?

- Какое время года сейчас?

- Что можно сказать о весеннем солнце?                                                                                                                                                                      

- Какое небо весной?

- Что происходит с деревьями весной?

- Что делает трава весной?

- Что делают птицы?

- Как меняется жизнь людей с приходом весны?

Воспитатель:  Составьте рассказ о весне, опираясь на картинку, применяя названные слова.

 

Дети: 1 сентября

Дети: Осень

Дети: 17 апреля

Дети: 18 апреля

Дети: Весна

Дети: Светит, греет,  согревает, печёт, сияет, улыбается, ласкает, радует, блестит

Дети: Ярко-голубое, светлое, облака лёгкие, прозрачные

Дети: Почки наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, из почек появляются первые листочки – нежные, зелёные, душистые, пахучие

Дети: Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю

Дети: Прилетают, возвращаются домой; грачи, скворцы, ласточки, журавли, кукушки, жаворонки, чижи, гуси, утки, стрижи, щеглы

Дети: Меняют одежду на более лёгкую, больше времени проводят на улице, наводят порядок во дворах, начинают садово-огородные работы.

Дети составляют рассказ

 

4

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

 

Воспитатель:  Скажите, ребята, чем мы пользовались, при составлении рассказа? С помощью чего мы друг друга понимали?                                                          

- Из чего состоит наша речь?                          

- Из чего состоят предложения?                        

- Сколько слов в предложении «Наступила весна»?

- Как мы можем составить схему предложения?

- Сколько слов в предложении «На деревьях распустились молодые листочки»?   (составить схему на доске).

- А ведь в школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли.

Дети: С помощью речи

Дети: Из предложений

Дети: Из слов

Дети: Два слова

Дети составляют на доске схемы предложений

 

5

Самостоятельное применение нового на практике

 

 

Воспитатель:  И  вот однажды Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из  портфеля, называть его и описывать. Какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета.

Игра «Опиши предмет».

 (Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, линейка.)

- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? 

-  Молодцы! Но,  ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Воспитатель складывает предметы в портфель

Воспитатель:-  Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше.

 - На какие две группы делятся все звуки русского языка?

- Как произносятся гласные звуки?

- А согласные?

- Давайте назовём гласные звуки.

- Какие бывают согласные звуки?

Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”.  Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”.

Воспитатель кидает ребёнку мяч и говорит твёрдый звук

Воспитатель: Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что собрала портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела. Станьте в круг, возьмитесь за руки.

Физкультминутка  “Если есть хороший друг…”

Настроение упало,

Дело валится из рук…

Но ещё не всё пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоём,

С облегчением вздохнём –

Настроение поднимем

И от пыли отряхнём!         

Теперь настроение у всех будет хорошее.

Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, нам передали большое письмо. Что же в нём? Интересно…Так это же письмо от Мишки! Он прислал нам задания, наверное, хочет проверить, справимся мы  или нет. Мы постараемся?

– Итак, задание. Отгадайте загадку.

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.

Далее анализ каждого звука

Пальчиковая гимнастика

Скоро в школу мы пойдем

И портфель с собой возьмем.

Книжки, ручку, карандаш

Мы в портфель положим наш.

Будем мы читать, писать,

И учиться все на «пять»!

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду,

Но свой садик на забуду!

 

Воспитатель: Нарисуйте схему у себя на листочках.    

Воспитатель: - Назовите первый звук в слове «школа».

А теперь найдем звук Ш и поселим его в домики.

Игра «Найди свой домик»

Воспитатель: - Ребята, а чем звуки отличаются от букв?  

 

Дети поочерёдно берут предмет и описывают его

Дети: Школьные принадлежности

Дети хлопкам определяют количество слогов в словах: Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, линейка

Дети: Из звуков

Дети: На гласные и согласные

Дети: Легко, свободно, поются, тянутся).

Дети: Не тянутся, не поются

Дети: А,О,У,И,Ы,Э

Дети: Твёрдые и мягкие

Ребёнок, обратно кидая, говорит мягкий звук.

Стоят лицом друг к другу, руки вверх.

 “Бросают” вниз руки…

 Грозят указательным пальчиком.

 Хлопают в ладоши.

 Берутся за руки.

 Вздыхают.

 Поднимают сцепленные руки вверх.

 “Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.

Дети: Школа

Дети дают характеристику каждому звуку:

IшI – согласный, твёрдый, синий цвет;

IкI – согласный, твёрдый, синий цвет;

IоI  -  гласный, красный цвет;

IлI – согласный, твёрдый, синий цвет;

IаI – гласный, красный цвет.

«Шагают» пальцами по столу

Загибают пальцы по одному

Соединяют и разъединяют пальцы

Хлопают в ладоши

Показывают пять пальцев

«Шагают» пальцами по столу

Загибают пальцы по одному

Сжимают и разжимают кулачки

Дети самостоятельно рисуют схему слова «школа», затем сравнивают с готовой схемой воспитателя

Дети: Звук «ш»

Детям раздаются картинки, они заселяют их в домики в зависимости от расположения звука «ш» в слове

Дети: Звуки слышим и произносим, а буквы пишем и видим

 

 

6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний

 

   Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ..., узнали ...». 

 

 

7

Рефлексия

 

 

   Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния,  для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мы готовы в первый класс" МАДОУ «Детский сад «Радуга» Выполнила: Касян Е.В., воспитатель

Слайд 4

Схемы предложений

Слайд 5

Схемы предложений

Слайд 8

Звуковой анализ ШКОЛА

Слайд 9

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие в страну Красивой речи"

Педагог предлагает отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят а...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...