В поисках потерянных сказок
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок»

Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;
- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам;
- совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
Материалы и оборудование:  иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, фланелеграф со сказкой «Теремок», книга, схемы-синквейн, карточки слов сказки, иллюстрации к сказкам.

Ход образовательной деятельности

Дети заходят, становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Конечно, любим.
Воспитатель: Много сказок вы знаете? Какие? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас на полке появилось красивых книг с разными интересными сказками.

(На полу лежит книга)
Воспитатель: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?
Дети: В шкафу, на книжной полке.
Воспитатель: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Дети: бережно, аккуратно, не рвать книги, не рисовать на страничках.
Воспитатель: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимаю книгу и раскрываю ее)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки?
Дети: Ушли, потерялись, обиделись.
Воспитатель: Наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.
Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Нечитайка заколдовал ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.
Воспитатель: Ребята, вы готовы пройти все испытания и вернуть сказки в книгу?
Дети: да!

Воспитатель: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в сказочную страну. Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т.д.) Страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой?

Дети: Ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако и т.д.
Воспитатель: А вот и ковер-самолет. Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну сказок.
Воспитатель:
Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Звучит сказочная музыка
Игра «Звукоподражание»
Воспитатель: Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
2. Лопнули шины: с-с-с.
3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у
4. Жуки жужжат: ж-ж-ж.
5. Комары летят: з-з-з.
6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х.

Воспитатель: Вот мы и в сказочной стране. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?
Дети: да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)
Задание 1. Дидактическая игра «Путаница»
Воспитатель: Ребята, Нечитайка перепутал все названия сказок, поможем книге найти свои сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Сейчас я вам буду называть сказки, но в каждой из них есть ошибка, как только ошибку найдете кидаете мне мяч в руки!

1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка - будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «Курочка в полосочку»;
8. «Петушок— золотой пастушок»;
9. «Заюшкина сумочка»;

10. «Лапша из топора».

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с первым заданием!
Задание 2. Дидактическая игра «Живые слова».
Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят».
- Следующая сказка, которую мы должны угадать:
1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица
Воспитатель: Умницы! С этим заданием вы справились на отлично!

Воспитатель: Пришло время немного отдохнуть. (Дети садятся на стульчики). Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Задание 3. Сказка «Катя и три волка»

Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.

Дети: Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи.

Маша легла не на раскладушку, а на кровать.

Воспитатель: Молодцы, как вы хорошо знаете эту сказку!

Воспитатель: Вот мы немного отдохнули пора нам двигаться дальше. Что это? Как вы думаете?

Дети: Схема синквейна.

Воспитатель: А что такое синквейн?
Дети: Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
Задание 4. Схема – синквейн
1 строка. Герой – Колобок.
2 строка. Слова признаки: желтый, круглый.
3 строка. Слова действия: убежал, катится, поет.
4 строка. Предложение о герое: Колобка съела лиса.
5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж.

Воспитатель: - По схеме составьте синквейн о нашем сказочном герое: Петушок, Баба-Яга, Буратино. Какие вы молодцы!

  1. Петушок
    1 строка. Герой – Петушок.
    2 строка. Слова признаки: смелый, храбрый.
    3 строка. Слова действия: защитил, помог, спас.
    4 строка. Предложение о герое: Петушок помог Зайцу.
    5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж.
  2. Баба-Яга

1 строка. Герой – Баба-Яга.
2 строка. Слова признаки: злая, хитрая.
3 строка. Слова действия: обманывает, догоняет, крадет.
4 строка. Предложение о герое: Баба-Яга украла братца Иванушку.
5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж.

  1. Буратино

1 строка. Герой - Буратино
2 строка. Слова признаки: деревянный, веселый
3 строка. Слова действия: учится, помогает, любит Папу Карло
4 строка. Предложение о герое: Буратино открыл золотым ключиком дверь.
5 строка. Обобщающее слово о герое: Сказочный герой.

Воспитатель: Отлично, задание было сложным, но вы достойно с ним справились!

Воспитатель: Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка?
(Выставлен настольный театр)
Воспитатель: Звери никак не могут между собой договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без Нечитайки и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.
5 задание. Игра «Подражание герою» (подражание голосам животных)
Мышка говорит: У меня не усы, а усищи.
Лягушка говорит: У меня не глаза, а….
Заяц говорит: У меня не уши, а….
Волк говорит: У меня не зубы, а ….
Лиса говорит: У меня не хвост, а…
Медведь говорит: У меня не лапы, а…

Воспитатель: Расколдуем наших героев с помощью гимнастики для глаз «Теремок».

Гимнастика для глаз
Терем- терем - теремок!  (Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)

Воспитатель: Отлично, идем дальше! (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
6 задание. Дидактическая игра «Расскажи про сказку».

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят". Чему учит нас эта сказка?

Дети: Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба».

Дети: Это сказка «Курочка Ряба».

Воспитатель: А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?

Дети: Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.
Воспитатель: Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки Нечитайки, и нам пора отправляться в детский сад.
- Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.

Воспитатель: Вот наша книга со сказками. Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Все сказки вернулись домой, благодаря вам ребята!

Голос из книги: Спасибо, вам большое, ребята! Теперь я у вас буду жить и радовать вас сказками!
Воспитатель: Вам понравилось путешествие? В каких сказках и у каких сказочных героев мы побывали? Какое задание вам показалось самым сложным? Каким самым интересным?

Воспитатель: Ребята, продолжайте любить сказки. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?
Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.
Воспитатель: Книга в подарок о сегодняшнем путешествии дарит вам ребята раскраски сказочных героев.



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок»

Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;
- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам;
- совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
Материалы и оборудование:  иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, фланелеграф со сказкой «Теремок», книга, схемы-синквейн, карточки слов сказки, иллюстрации к сказкам.

Ход образовательной деятельности

Дети заходят, становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Конечно, любим.
Воспитатель: Много сказок вы знаете? Какие? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас на полке появилось красивых книг с разными интересными сказками.

(На полу лежит книга)
Воспитатель: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?
Дети: В шкафу, на книжной полке.
Воспитатель: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Дети: бережно, аккуратно, не рвать книги, не рисовать на страничках.
Воспитатель: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимаю книгу и раскрываю ее)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки?
Дети: Ушли, потерялись, обиделись.
Воспитатель: Наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.
Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Нечитайка заколдовал ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.
Воспитатель: Ребята, вы готовы пройти все испытания и вернуть сказки в книгу?
Дети: да!

Воспитатель: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в сказочную страну. Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т.д.) Страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой?

Дети: Ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако и т.д.
Воспитатель: А вот и ковер-самолет. Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну сказок.
Воспитатель:
Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Звучит сказочная музыка
Игра «Звукоподражание»
Воспитатель: Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
2. Лопнули шины: с-с-с.
3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у
4. Жуки жужжат: ж-ж-ж.
5. Комары летят: з-з-з.
6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х.

Воспитатель: Вот мы и в сказочной стране. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?
Дети: да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)
Задание 1. Дидактическая игра «Путаница»
Воспитатель: Ребята, Нечитайка перепутал все названия сказок, поможем книге найти свои сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Сейчас я вам буду называть сказки, но в каждой из них есть ошибка, как только ошибку найдете кидаете мне мяч в руки!

1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка - будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «Курочка в полосочку»;
8. «Петушок— золотой пастушок»;
9. «Заюшкина сумочка»;

10. «Лапша из топора».

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с первым заданием!
Задание 2. Дидактическая игра «Живые слова».
Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят».
- Следующая сказка, которую мы должны угадать:
1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица
Воспитатель: Умницы! С этим заданием вы справились на отлично!

Воспитатель: Пришло время немного отдохнуть. (Дети садятся на стульчики). Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Задание 3. Сказка «Катя и три волка»

Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.

Дети: Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи.

Маша легла не на раскладушку, а на кровать.

Воспитатель: Молодцы, как вы хорошо знаете эту сказку!

Воспитатель: Вот мы немного отдохнули пора нам двигаться дальше. Что это? Как вы думаете?

Дети: Схема синквейна.

Воспитатель: А что такое синквейн?
Дети: Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
Задание 4. Схема – синквейн
1 строка. Герой – Колобок.
2 строка. Слова признаки: желтый, круглый.
3 строка. Слова действия: убежал, катится, поет.
4 строка. Предложение о герое: Колобка съела лиса.
5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж.

Воспитатель: - По схеме составьте синквейн о нашем сказочном герое: Петушок, Баба-Яга, Буратино. Какие вы молодцы!

  1. Петушок
    1 строка. Герой – Петушок.
    2 строка. Слова признаки: смелый, храбрый.
    3 строка. Слова действия: защитил, помог, спас.
    4 строка. Предложение о герое: Петушок помог Зайцу.
    5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж.
  2. Баба-Яга

1 строка. Герой – Баба-Яга.
2 строка. Слова признаки: злая, хитрая.
3 строка. Слова действия: обманывает, догоняет, крадет.
4 строка. Предложение о герое: Баба-Яга украла братца Иванушку.
5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж.

  1. Буратино

1 строка. Герой - Буратино
2 строка. Слова признаки: деревянный, веселый
3 строка. Слова действия: учится, помогает, любит Папу Карло
4 строка. Предложение о герое: Буратино открыл золотым ключиком дверь.
5 строка. Обобщающее слово о герое: Сказочный герой.

Воспитатель: Отлично, задание было сложным, но вы достойно с ним справились!

Воспитатель: Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка?
(Выставлен настольный театр)
Воспитатель: Звери никак не могут между собой договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без Нечитайки и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.
5 задание. Игра «Подражание герою» (подражание голосам животных)
Мышка говорит: У меня не усы, а усищи.
Лягушка говорит: У меня не глаза, а….
Заяц говорит: У меня не уши, а….
Волк говорит: У меня не зубы, а ….
Лиса говорит: У меня не хвост, а…
Медведь говорит: У меня не лапы, а…

Воспитатель: Расколдуем наших героев с помощью гимнастики для глаз «Теремок».

Гимнастика для глаз
Терем- терем - теремок!  (Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)

Воспитатель: Отлично, идем дальше! (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
6 задание. Дидактическая игра «Расскажи про сказку».

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят". Чему учит нас эта сказка?

Дети: Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба».

Дети: Это сказка «Курочка Ряба».

Воспитатель: А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?

Дети: Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.
Воспитатель: Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки Нечитайки, и нам пора отправляться в детский сад.
- Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.

Воспитатель: Вот наша книга со сказками. Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Все сказки вернулись домой, благодаря вам ребята!

Голос из книги: Спасибо, вам большое, ребята! Теперь я у вас буду жить и радовать вас сказками!
Воспитатель: Вам понравилось путешествие? В каких сказках и у каких сказочных героев мы побывали? Какое задание вам показалось самым сложным? Каким самым интересным?

Воспитатель: Ребята, продолжайте любить сказки. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?
Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.
Воспитатель: Книга в подарок о сегодняшнем путешествии дарит вам ребята раскраски сказочных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:" Домашние животные. В поисках потерянных зверей."

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме: "Домашние животные. В поисках потерянных зверей."...

Непосредственная образовательная деятельность по теме: « В поисках потерянного звука».

Конспект НОД " В посках потерянного звука" для подготовительного к школе возраста, интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество....

развлечение "В поисках потерянной сказки"

( В групповой комнате воспитатель рассказывает детям о том, что рано утром приходил медведь и пригласил всех в музыкальный зал. Предлагает принять приглашение. Дети соглашаются и отправляю...

В поисках потерянного времени

Сценарий выпускного утренника в детском саду "В поисках потерянного времени"....

Досуг в старшей группе «Поиски потерянного человечка»

Всегда остро стоит вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных нарушений у детей. Вся коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения осуще...

Конспект НОД по математике в подготовительной группе "В поисках потерянного числа"

Создание условий для  развития  интегративных  качеств старших дошкольников  посредством  сформированных навыков счёта в пределах «7»....

Конспект НОД по развитию речи "В поисках потерянных сказок"

Конспект НОД по развитию речи "В поисках потерянных сказок"...