Конспект НОД по развитию речи "В поисках потерянных сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сысолова Наталья Валерьевна

Конспект НОД по развитию речи "В поисках потерянных сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skazki.docx53.92 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи для детей средней группы

"В поисках потерянных сказок»".

Образовательная область: речевое развитие

Цель: Закрепление знаний воспитанников о русских народных сказках.

Задачи:

1) Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками: «Теремок», «Волк и лиса», «Три медведя»).

2) Совершенствовать диалогическую речь детей: побуждать активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы, работать над дикцией и выразительностью; 

3) Воспитывать в детях чувство сопереживания, доброжелательное отношение к героям сказок и друг другу, и желание прийти на помощь.

 Предварительная работа:

- Чтение и беседа по сказкам «Теремок», «Волк и лиса», «Три медведя»).

- Рассматривание иллюстраций к сказкам (игровая комната украшена картинками из персонажей сказок).

Оборудование:

Мешочки со сказками-пазлами; рюкзак с письмом и волшебными предметами (волшебная палочка, шапка-невидимка, волшебный клубочек); дом из сказки «Три медведя» и герои сказки (Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка и девочка), иллюстрации к сказкам: «Теремок», «Волк и лиса», «Три медведя»; вывески над остановками: 1 остановка «Скажи ласково», 2 остановка «Повторялки», 3 остановка «Звучащая», 4 остановка «Сказочная мастерская».

Ход занятия:

 (Дети сидят на ковре и играют в пальчиковую игру).

Пальчиковая гимнастика «Сказки»

Будем пальчики считать, (сжимание и разжимание пальчики в кулачки)

Будем сказки называть: (на каждое название сказки загибаем пальчик)

Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок,

Есть Снегурочка – краса,

Не забудем Сивку – Бурку,

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши).

Приветствие гостей.

Заходит в комнату младший воспитатель Оксана Васильевна и заносит в группу рюкзачок.

Оксана Васильевна: Смотрите, ребята, что я нашла, чей это рюкзак?

Воспитатель: Ребята, давайте откроем его и посмотрим, что же там. Здесь лежит письмо (воспитатель открывает письмо и читает).

- Ребята, здесь написано, что у сказочника в мастерской приключилась беда, потерялись сказки, он просит нас о помощи. Смотрите, а в рюкзачке есть волшебные предметы, скорее всего из этих предметов нужно выбрать тот, который поможет нам показать дорогу к потерянным сказкам. Как вы думаете какой предмет нам нужен? (подвести детей к тому, что дорогу нам покажет волшебный клубочек)

- Ребята, отправляемся в сказочное путешествие, а клубочек укажет нам дорогу.

Ты катись, катись клубок,

С овражка во лесок.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку покажи.

Под музыку ребята с воспитателем отправляются в путешествие.

Ѻ. 1 остановка «Скажи ласково» - игра с клубком (по сказке «Теремок»)

В.: Ребята в этой сказке все герои разругались, а чтобы их помирить нужно сказать им ласковые слова. Встанем в круг, а помощником нашим будет волшебный клубочек. Я вам буду говорить слово, а вы в ответ сделаете это слово ласковым.

В.: - Мышь - а ласково? – (дети) мышка.

- Мышь серая  - а ласково? – мышка серенькая

- мышь шустрая – мышка шустренькая

- Лягушка – лягушечка

- лягушка зелёная – лягушечка зелёненькая 

- заяц – зайчик

- заяц белый – зайчик беленький 

- заяц пушистый – зайчик пушистенький 

- лиса – лисичка, лисонька

- лиса хитрая – лисичка хитренькая

- лиса рыжая – лисичка рыженькая 

- лиса красивая – лисичка красивенькая

- волк – волчок

- волк зубастый – волчок зубастенький

- медведь – медвежоночек

-Ну вот, ребята мы и разрешили спор между героями сказки и после таких слов они наверняка больше спорить и ссориться не будут. – А вы догадались из какой сказки эти герои? («Теремок»).  (Забираем первый мешочек со сказкой)

Ѻ. 2 остановка «Повторялки» (дети стоят по разным дорожкам мимикой и движениями изображают лису и волка, повторяя фразы за воспитателем чётко и ясно)

В.: - Ребята, а на этой остановке вы должны за мной повторять слова и движения.

Са-са-са – вот идет Лиса. (ходьба)

Су-су-су – видим мы Лису. (возле глаз разжимать и сжимать пальцы рук)

Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы. (помахать рукой имитируя хвост лисы)

Са-са-са – волка встретила лиса (показ руками, протягивая их вперёд)

Са-са-са – волк остался без хвоста (посмотреть на «хвост» и развести руки в стороны)

Сой-сой-сой – волк погнался за лисой (бег на месте вокруг себя)

Сю-сю-сю – Лиска съела рыбку всю (имитируя руками как Лиса ест рыбу облизнуть губы языком)

Су-су-су – волк везёт лису (пригнуться и медленно шагать на месте)

Ся-ся-ся – вот и сказка вся. (развести руки в стороны)

- Ребята, а эти герои из какой сказки? («Лиса и волк»)

(Забираем второй мешочек со сказками)

Ѻ. 3 остановка «Звучалки» (после каждого угаданного звука выставляется соответствующая картинка)

-Ребята, а сейчас нам нужно по голосу или по звуку догадаться что это или кто это издаёт звук.

Звук

Картинка

1

Шум леса

Лес

2

АУ-АУ-АУ! (плач девочки)

Плачущая девочка

3

Скрип двери

Открытая дверь

4

Бряканье ложкой по тарелке

Ложка в тарелке

5

Рёв взрослого медведя

Большой медведь

6

ВОТ ОНА! ДЕРЖИ, ДЕРЖИ! ВОТ ОНА! АЙ-Я-ЯЙ! ДЕРЖИ!

 (визг Мишутки)

Мишутка показывает лапой на убегающую девочку

- Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием, а догадались из какой сказки эти герои? (забираем третий мешочек)

Ѻ. 4 остановка «Сказочная мастерская»

Воспитатель: Ребята волшебный клубочек привёл нас в «Сказочную мастерскую» потому что мы собрали все сказки и теперь они от нас никуда не денутся и не улетят. Давайте откроем мешочки со сказками (в мешочках находятся пазлы со сказками: «Теремок», «Волк и лиса», «Три медведя»), ну а теперь поделимся на три команды, каждая команда будет собирать пазлы на своём кубе.

 (дети делятся на три команды самостоятельно, каждой команде по одному мешочку, после сбора пазл дети каждой команды говорят какую сказку они собрали).

Ребята выполняют задание под звучание спокойной музыки. (муз)

- Дети, вам понравилось наше сказочное путешествие? (Ответ детей)

- Какие сказки мы нашли?

- Какой сказочный предмет дорогу показывал?

В.: Сказочник благодарит вас за оказанную ему помощь.

В.: Но нам с вами, ребята, необходимо возвращаться обратно в детский сад.

 

Формирование правильного звукопроизношении и выразительности речи.

Применение чистоговорок довольно часто является одним из особенно эффективных методов отработки и закрепления в речи звуков. Примечательно то, что наряду с уже готовыми вариантами, вы можете и сами придумывать на изучаемый звук слова, составлять фразы и чистоговорки к ним. С целью автоматизации звука, развития четкой дикции, артикуляционной моторики и выразительности речи детские логопеды рекомендуют произносить каждую чистоговорку по несколько раз, выполняя при этом разнообразные задания. 

К примеру, при автоматизации звука [C] применяется чистоговорка:"Са-са-са – идет хитрая лиса". 
Разновидности заданий:

Автоматизация звуков, работа над дикцией и выразительностью 

Под музыку ребята с воспитателем отправляются в путешествие.

Ѻ. 1 остановка «Кто пришёл первым в теремок» (с помощью кружочков разного цвета и размера – дети выкладывают героев сказки, объясняя свой выбор кружка)

Воспитатель: Что же случилось с героями сказки «Теремок», они поссорились, спорят, кто за кем будет приходить в теремок. Надо их правильно расставить при помощи кружков разного размера и цвета. (на столе стоит настольный теремок с героями сказки)

- Кто пришёл первым в теремок? (Мышка)

-Мышка какая? (маленькая, серенькая с длинным хвостом) - ребёнок находит маленький серый кружок и кладёт его напротив мышки.

- Потом кто пришёл в теремок? (Лягушка)

- Лягушка какая? (Зелёная, небольшая). - Возьмём зелёный кружок.

- Кто прибежал потом? (Зайчик)

- Зайчик какой? (Белый, серый). - Найдите белый кружочек и положите рядом с зелёным кружком.

- Кто пришёл в теремок после зайчика? (Лисичка). -  Какой кружок нужно взять? - Оранжевый.

- Кто за лисичкой пришёл в теремок? (Волк)

- А волк какого цвета? Он серый как мышка, только большой. Найдите кружок для волка. - Потом кто пришёл? (Медведь). Медведь какого цвета? (коричневого) он большой значит и кружок тоже коричневый и большой.

-Ну вот, ребята мы и разрешили спор между героями сказки «Теремок», а они за наш поступок отдадут нам мешочек. (Забираем первый мешочек со сказкой)

Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ножки поднимаем,

По следам сейчас пойдём,

Видно, в сказку попадём.

Ѻ. 2 остановка. Игра «Помогите!»

Детям предлагается назвать тех, кому нужна помощь.

Воспитатель: Ребята я вам сей час буду зачитывать предложение, а вы должны угадать какому или каким героям нужна помощь и из какой сказки.

- «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!»

Воспитатель: Кого хотел съесть серый волк и из какой сказки? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»

- «Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» (Мышка из сказки «Курочка Ряба»

- «Помогите! Серый волк сломал наш домик!» (Поросята из сказки «Три поросёнка»)

- «Помогите, я потеряла туфельку!» (сказка «Золушка»)

- «Помогите, у меня оторвался хвост!» (Лиса из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)

- «Помогите! Мою бабушку съели!» (сказка «Красная Шапочка»)

- «Помогите! Моего братца утащили!» (Сестрица из сказки «Гуси-лебеди»)

(Выполнив задание забираем мешочек)

Ты катись, катись клубок,

С овражка в лесок.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку покажи.

Ѻ. 3 остановка.  Задание «Доскажи словечко»

Царевна …… (лягушка)

Гуси ……. (лебеди)

Серый ……. (волк)

Мальчик …… (с пальчик)

Красная ……. (шапочка)

Кощей ……. (бессмертный)

Петушок ……. (золотой гребешок)

Муха …… (цокотуха)

Змей …. (горыныч)

- И с этим заданием мы справились. (Находим рядом мешочек и забираем в корзинку).

Ты катись, катись клубок,

С овражка в лесок.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку покажи.

Ѻ. 4 Остановка «Порадуй Бабу Ягу»

(из окна выглядывает Баба Яга с плохим настроением)

В.: Ребята Баба Яга не хочет отдавать нам последний мешочек. И просит нас чтобы мы её удивили, порадовали, поразили.

В.: Ну что, ребята, порадуем Бабу Ягу? Вы видите, какая Баба Яга вредная, всем пакости любит устраивать! Давайте мы сделаем что-нибудь, чтобы она стала доброй, например, скажем ей приятные слова. Тогда-то она точно подобреет и отдаст нам последний мешочек.

Дидактическая игра «Назови ласково»

В.: Ребята, а вам не показалось, что у Бабы Яги изменилось настроение? Она подобрела.

(незаметно от ребят на лицо Бабы Яги приклеить улыбку и из окна забрать мешочек).

ку»

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

- совершенствовать диалогическую речь детей: побуждать активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы, формировать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, характеризующие сказочных персонажей;

- формировать умение детей отчетливо произносить чистоговорку, используя различную эмоциональную окраску и силу голоса.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами сказками;

-побуждать детей к активному участию в театрализованных играх;

-побуждать детей к инициативе и самостоятельности в выборе роли;

- воспитывать сочувствие, желание оказать помощь сказочному герою.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- формировать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;

- формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции.

Активизация словаря: поскребушка, попрыгушка, побегайчик, кабан-клыкан.

Оборудование: ТСО, декорация зимнего леса, «волшебный» клубочек, «чудесный мешочек», костюм Дедушки, плоскостная декорация «Рукавичка», ширма, шапочки-маски героев сказки «Рукавичка»

Предварительная работа с детьми:

- Чтение художественной литературы: чтение сказок «Рукавичка»«Теремок»«Под грибом».

- Беседа о героях сказок и их повадках.

- Рассматривание иллюстраций сказочных животных: мышки, лягушки, зайца, волка, лисы, кабана, медведя, собаки.

- Просмотр видеосюжета театрализованной деятельности детей по сказке «Рукавичка».

- Использование музыкальных этюдов для создания сказочных образов.

Кощей

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

9. Мышки, не мешайте кошке,

ловить мух на окошке.

Кошка муху лапкой – хвать!

Лучше кошке не мешать!

14. Са-са-са – вот идет Лиса.

Су-су-су – видим мы Лису.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.

Са-са-са – Лисонька - краса.

За-за-за – закрывай глаза.

Ся-ся-ся – вот и сказка вся.

21. Са-са-са- кисонька – краса.

Сы-сы-сы- есть у кисоньки усы.

Исы-исы-исы – молоко у кисы.

Иса-иса-иса - бантиком играет киса.

22. Ома-ома-ома - стоит козлик у дома.

Оме-оме-оме - хорошо в высоком доме.

Ме-ме-ме – подойди-ка ты ко мне.

Мот-мот-мот – не ставь копытца на комод.

Чистоговорки  — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.

Цели:

1.Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.

2.Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

  1. Звуки [С ], [Сь ]

Са-са-са – вот летит оса.

Са-са-са – на траве роса.

Са-са-са – у меня коса.

Са-са-са – в сказке были чудеса.

Са-са-са – в норе живет лиса.

Са-са-са – будку сделали для пса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Су-су-су – заплету косу.

Су-су-су – наточу косу.

Су-су-су – я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы – у сома усы.

Сы-сы-сы – есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы – у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос – я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – сено принеси.

Ась-ась-ась – плывет карась.

  1. Звук [Ш ]

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша – вижу я в воде ерша.

Шу-шу-шу – помогите малышу.

Шу-шу-шу – я траву кошу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Ши-ши-ши – зашумели камыши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Аш-аш-аш – это котик наш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

  1. Звук [Й ]

Ай-ай-ай – скоро месяц май.

Уй-уй-уй – ветер, дуй.

Ой-ой-ой – возьми меня с собой.

Ой-ой-ой – скачет заинька косой.

Эй-эй-эй – воды попей.

Упражнения на смешанные звуки

1.Стоит воз овса, возле воза овца.

Собака сидит на цепи.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Кошка спит, а мышку видит.

 Ежик лежит под ёлкой.

 Лёжа хлеба не добудешь.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Мальчик чистит лошадку щеткой.

Щенок играет с мячом.

  • Расширять и активизировать словарный запас: свершилось, перенесемся, кузнец, маслице.

ИГРЫ в дополнение к конспекту.

Игра «Дополни имя»

Воспитатель: У некоторых сказочных персонажей есть двойные имена. Я буду каждому кидать клубок и называть первую часть имени, а вы называйте вторую часть имени.

  1. Винни (Пух)
  2. Сестрица (Аленушка)
  3. Доктор (Айболит)
  4. Красная (Шапочка)
  5. Иванушка (Дурачок)
  6. Крошечка (Хаврошечка)
  7. Муха (Цокотуха)
  8. Баба (Яга)
  9. Почтальон (Печкин)
  10. Конек (Горбунок)

Дети находят волшебный сундучок, рассматривают его.

Дети стоят в кругу, играют с клубком, добавляют слова.

Дети правильно называют вторую часть имени. Закрепляют представления о главных персонажах сказок.

Педагог хвалит детей, открывает сундучок.

В сундучке находятся предметы, принадлежащие героям сказок.

Д/и «Из какой сказки эти предметы?»

Воспитатель-Сказочница достает по одному предмету и показывает детям.

  1. Скалочка (Лисичка со скалочкой),
  2. Денежка (Муха-Цокотуха)
  3. Яйцо (Курочка Ряба)
  4. Колосок (Колосок)
  5. Воздушный шарик (Винни Пух)
  6. Золотой ключик (Приключения Буратино)
  7. Бобы (горох, фасоль) (Петушок и бобовое зернышко)

Дети рассматривают предметы и называют, какому герою этот предмет принадлежит, и называют название сказки.

Развивают диалогическую речь, свободное общение с взрослыми и детьми.

Чистоговорки  — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.

Цели:

1.Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.

2.Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

Игра «Добавлялки».

- Вы должны правильно и в рифму закончить предложение.

Ок-ок-ок-стоит в поле …..(теремок)

Ок-ок-ок- покатился…….(колобок)

Су-су-су-петушок прогнал…(лису)

Цо-цо-цо-снесла курица…(яйцо)

Ёк-ёк-ёк-не садитесь на ….(пенек)

Ят-ят-ят-серый волк не съел ….(козлят)

Дети в рифму добавляют слова.

Дети правильно и четко произносят звуки в чистоговорках.

  1.  Са-са-са – вот идет Лиса.

Су-су-су – видим мы Лису.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.

Са-са-са – Лисонька - краса.

За-за-за – закрывай глаза.

Ся-ся-ся – вот и сказка вся.

  1.  Са-са-са- кисонька – краса.

Сы-сы-сы- есть у кисоньки усы.

Исы-исы-исы – молоко у кисы.

Иса-иса-иса - бантиком играет киса.

22. Ома-ома-ома - стоит козлик у дома.

Оме-оме-оме - хорошо в высоком доме.

Ме-ме-ме – подойди-ка ты ко мне.

Мот-мот-мот – не ставь копытца на комод.

Физкультминутка

Стоит в поле теремок, теремок

(Дети поднимают руки над головой, имитируя "крышу")

Он не низок, не высок

(Дети приседают, встают)

На двери висит замок, да замок

Кто бы тот замок нам открыть помог?

(Сцепляют пальцы рук)

Слева зайка, справа волк

Открывайте теремок!

(Расцепить пальцы рук)

 игру   "Кто сказал слово?"

(Дети должны отгадать, из каких сказок фразы)

(Фразы звучат в исполнении детей)

-"Не садись на пенёк, не ешь пирожок" ("Маша и медведь")

-"Печка, матушка, спрячь нас" ("Гуси - лебеди")

-"Битый не битого везёт" ("Лисичка сестричка и серый волк")

-"Нам не страшен серый волк"("Три поросёнка")

-"Бабушка, а почему у тебя такие большие руки?" ("Красная шапочка")

 «Скажи ласково» - подбор слов с уменьшительно-ласкательным

суффиксом.

- Маша – Машенька,

- Заяц – зайчонок, зайчишка,

- Лиса – лисичка, лисонька,

- Яблоня – яблонька.

 «Скажи с преувеличением»

- Усы – усище,

- Хвост – хвостище,

- Зубы – зубище,

- Дом – домище.

Работа на дикцию:

Лисонька ходит тихо, крадется, чтобы поймать добычу, заметает следы

своим пушистым хвостом. Давайте похвалим лисий хвост. Так как лиса

ходит тихо, будем произносить чистоговорку тихо.

Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.

Се-се-се: знаем сказку о лисе. (Произнесем чистоговорку весело, грустно, а

теперь снова весело)

А волк ходит по лесу голодный, злой. Давайте произнесем чистоговорку

громко, грубо:

Волк-волчище

Серый хвостище,

По полю рыщет,

Всё добычу ищет.

Ну-ну-ну – волк воет на луну.

  1. Итог деятельности.

Воспитатель формулирует вывод и дает оценку деятельности детей. 

Воспитатель: Вот мы снова с вами в нашей группе.

Вот как весело играли

И нисколько не устали

Играли мы все дружно

Нам ссориться не нужно.

- Чем мы сегодня занимались?

-А что вам больше всего понравилось?

Задачи: 

Продолжать знакомить с величайшим богатством народной культуры - сказками;

Формировать интерес к устному народному творчеству;

Учить детей узнавать отдельные сказки по характерным признакам; отгадывать сказки;

Обогащать и активизировать словарь детей;

Воспитывать  в детях чувство сопереживания, доброжелательное отношение к героям сказок и друг другу;

Развивать интонационную выразительность, навыки подражания, побуждать детей к импровизации.

Медиа - объекты (сказки, музыкальное сопровождение, иллюстрации)

Оборудование сундук, картинки с изображением сказок, ширма

Предварительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Активизация словаря: иллюстрация, ковёр - самолёт, сказочница.

Активизация словаря: иллюстрация, ковёр - самолёт, сказочница.

 (делю детей на команды по цвету звезд, около стульчиков поставить столы)

Воспитатель:

Вот мы в сказке побывали

Поучились, поиграли

И героям помогали

И заданья выполняли!

Все молодцы!

Играть с волшебным клубком как с мячом

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказку.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса детей

среднего дошкольного возраста

1) «Какой» - подбор эпитетов к предмету или сказочному герою.

Пример: «Гуси-лебеди»

- печка: большая, добрая, горячая, трудолюбивая, ласковая;

- яблонька: красивая, нарядная, весёлая, добрая;

- речка: быстрая, печальная, прозрачная, чистая и т.д.

«Маша и медведь»

18

- Маша: умная, трудолюбивая, хитрая, смелая, храбрая;

- медведь: большой, сильный, глупый, невнимательный.

2) «Узнай по описанию» - узнавание героя сказки по эпитетам.

- Рыжая, хитрая, пушистая, ласковая (лиса).

- Желтый, круглый, веселый, доверчивый (колобок).

3) «Что делает» - подбор действий к предмету или сказочному герою.

«Колобок»

- колобок: катится, лежит, поет, веселится, прыгает, улыбается, бежит;

- лиса: идет, вынюхивает, слушает, говорит, хитрит.

«Петушок и бобовое зернышко»

- петушок: кричит, кукарекает, поет, ходит, клюет, подавился, падает,

лежит, не дышит.

- курочка: бежит, зовет на помощь, кричит, помогает, смазывает.

4) «Узнай по описанию» - узнавание героя сказки по действиям.

- печется, убегает, катится, поет (колобок).

- варит, убирает, печет, прячется, приговаривает, хитрит (Машенька).

5) «Скажи по-другому» - подбор синонимов.

«Три поросенка» - поросята убегают от волка.

- Как сказать по-другому? – удирают, мчатся, несутся;

«Лисичка-сестричка и серый волк» - лиса обманывает волка.

- Как сказать по-другому? – хитрит, врет.

6) «Скажи по-другому» - подбор антонимов.

Колобок: поет – молчит, катится – стоит, веселится – грустит.

9) «Подбери похожее слово» - подбор однокоренных слов.

- лес-лесок-лесочек; лед- ледок -ледяная; снег- снежок-Снегурочка…

10) «Придумай другое название сказки»

«Колобок» - «Колобок-путешественник», «Смелый колобок»,

«Непослушный колобок»;

«Рукавичка» — «Дружный домик», «Как дед потерял рукавичку»;

«Гуси- лебеди», — «Как сестра выручила братца» и т.д.

11) «Придумай смешное слово о герое сказки»

Лиса – пушистохвостая, хитрорыжая;

Колобок – кругложёлтый.

12) «Вставь пропущенное слово»

13) «Продолжи предложение»

14) «Объясни слово»

15) «Отгадай сказку (героя сказки)»

16) «А что потом?»

17) «От каждого по словечку». Один ребенок называет одно слово по

тематике любой сказки, второй ребенок добавил к первому слову своё слово,

и получилось предложение из двух слов и т.д. Слова в предложении связаны

между собой по смыслу и по сюжету сказки. Например: сказка «Колобок» -

«Колобок», «Колобок катится», «Колобок катится по дорожке», «Колобок

катится по лесной, длинной дорожке».

В работе над дикцией и силой голоса широко используем чистоговорки,

скороговорки.

Упражнение на развитие выразительной мимики:

 Лисичка ох и хитрющая, смотрит искоса. «Здравствуй, волчок!» А покажите,

какая лиса хитрая. Глаза прищурили, смотрим сбоку, улыбаемся.

 А волк голодный смотрит на лису и просит у нее рыбки: «Дай мне рыбки.».

Покажите, как волк выпрашивает рыбку у лисы: бровки домиком,

облизнулся, смотрит на рыбку.

Описательный рассказ про белку.

Загадывается загадка детям:

«Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.» (Белка)

Потом идёт показ игрушки.

-Это белка. Далее идёт составление рассказа по вопросам воспитателя.

Дети рассматривают игрушку и, отвечая на вопросы воспитателя, описывают

животное.

- Какой у белки хвост? ( У белки чудесный пушистый хвост).

- Что мы видим на ушках? (На ушках маленькие кисточки).

- Где можно встретить белку? (Её можно встретить в лесу и парке)

- Что она любит есть? (Она любит есть грибы, ягоды, орехи, жёлуди)

- Она весёлая? Вам нравится белка? (Мне нравится белка, потому что

она весёлая)

Итак, получился рассказ про белку. Кто из вас расскажет про неё.»

Также с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать

самый простой вид модели - предметно-схематическую. Как правило, это

набор картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Например,

чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать такие

картинки:

кот кошка

с котятами

Кошка ест играет спит

Описательный рассказ про кота (составил ребенок 3 года 8 месяцев)

«Это ... кот. Он ... красивый, пушистый. Глаза у него ... большие,

зеленые, а хвост ... длинный, пушистый. Он умеет ... прыгать, ловить мышей,

играться с птичками, лакать молочко, спать и мурлыкать» (можно сделать схему и по ней составить рассказ)

Ѻ. 2 остановка. Игра с мячом «Расскажи какой герой?»

* колобок – румяный

* дед – какой – старый

* бабка – седая

* заяц – ушастый

* волк – зубастый

* медведь – косолапый

* лиса – хитрая

* репка – большая

* мышка – серая

* Маша – добренькая

* пирожки – вкусные

* яйцо – золотое

Ѻ. 2 остановка.  Упражнение «Кто какой и что любит».

Воспитатель: На этой остановке написано чтобы мы с вами чтобы получить мешочек должны отгадать,  какой герой сказки и что он любит.

Мышь какая? -маленькая, серенькая, быстрая. Любит что? - есть зерно.

Лягушка - зеленая, мокрая, холодная. Любит ловить мух.

Зайка-маленький, беленький, трусливый. Любит морковку.

Волк – злой, сильный, серый. Любит есть зайчишек.

Медведь – большой, сильный, косолапый. Любит мед.

Мы с вами долго шли и устали. Давайте переведём дыхание. Отдышимся.

Игровое упражнение на развитие дыхания «Веселись детвора».

Веселись, детвора!

Поиграть пришла пора!

- Как мяучит кисонька?

- Мяу, мяу, мяу!

- А как лает Жученька?

- Гав, гав, гав!

Как мычит коровушка?

- Му, му, му!

- А как свинка хрю кает?

-Хрю, хрю, хрю!

Веселись, детвора!

Поиграть пришла пора!

- Как  лягушки квакают?

- Ква, ква, ква!

- Как утята крякают?

-Кря, кря, кря!

- Воробьи чирикают?

- Чик, чирик!

По дорожкам прыгают?

- Прыг, прыг, прыг!

Веселись детвора!

Завершается игра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Сочинение сказок по загадкам, стихам»

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи: « В стране сказок» (старшая группа)

Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...

Конспект НОД по развитию речи "В мире сказок"

Конспект по развитию речи для дошкольников средней группы...

Конспект занятия по развитию речи "Волшебная книга сказок"

Конспект занятия с использованием метода "сказкотерапия". Учить детей придумывать новую сказку с известными сказочными героями....

Конспект занятия по развитию речи "В стране сказок"

Увлекательное занятие по сказкам, которые вы читали детям, с простыми и доступными заданиями, с развитием мелкой моторики и воображения....