Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
«Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации в соответствии с ФГОС:
- Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.
- У педагога должны быть чистые руки.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполнять по 5-7 минут.
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя .
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо (использовать зеркало 9*12, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения.
- Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка - образ. Картинка служит образцом для подражания какому - нибудь предмету или его движениям .
Работа проводится в четыре этапа:
1 Этап: дыхательные упражнения + комплекс артикуляционной гимнастики.
2 Этап: отработка звуков в скороговорках и чистоговорках.
3 Этап: работа с родителями.
4 Этап: самообразование.
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки). Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/10/picture-707023-1449755650.jpg)
Презентация "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей"
В презентации описаны причины,по которым необходимо заниматься артикуляционной и пальчиковой гимнастиками, даны рекомендации по их проведению....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/01/picture-308012-1401621937.jpg)
Консультация для родителей на тему "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей " (22.12.2022г)
Консультация будет полезна родителям (законным представителям) из которой они узнают о необходимости выполнять артикуляционную гимнастику, сроки появления разных звуков в речи детей, и что сделать что...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-549076-1418312851.jpg)
Консультация для воспитателей«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи и исправления нарушений зукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР»
laquo;Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речии исправления нарушений зукопроизношения у детей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/26/picture-1034362-1524761948.jpg)
Артикуляционная гимнастика эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется прави...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-970327-1584943563.jpg)
Артикуляционная гимнастика эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/09/picture-1124575-1552123606.jpg)
Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей младшего возраста
Презентация на тему "Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей младшего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/03/picture-1153918-1701626042.jpg)
Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление педагогов с особенностями артикуляционной гимнастики....